Цели:
- Закрепление устной и письменной нумерации многозначных чисел;
- Отработка действий сложения и вычитания многозначных чисел;
- Систематизация знаний по данной теме;
- Составление и решение задачи по схеме.
Оборудование: карта Солнечной системы, раздаточный материал.
Урок по системе РО Эльконина-Давыдова, учебник Э.И. Александровой, 2-й класс, II часть.
Урок закрепления проводился в III четверти в заключение темы: “Сложение и вычитание многозначных чисел”. Урок составлен с использованием материала уроков естествознания по теме “Планеты Солнечной системы” в углубленном варианте.
Рефлексия.
Ребята, любите ли вы наблюдать за звёздном небом? (- Да, особенно летом где-нибудь на природе, на даче).
А где вы черпаете информацию обо всём, что связано с космосом? (- Много читаем, смотрим телевизионные передачи, слушаем рассказы учителя, взрослых).
А как вы думаете, может ли математика, как наука, быть связана с изучением космоса? (- А как же, очень даже тесно. Ведь математики рассчитывают различные расстояния планет от Земли, между собой, массу планет).
А какие знания и умения понадобятся вам, чтобы в будущем стать такими же учёными? (- Мы должны уметь работать с большими числами, уметь их писать, читать, сравнивать, складывать, вычитать).
Чем последнее время мы занимались на уроках математики, какую тему изучали? (- Мы изучали многозначные числа, учились их писать, сравнивать, складывать и вычитать).
Из чего образуются многозначные числа? (- Из разрядов: единиц, десятков, сотен; из классов: класс единиц, тысяч, миллионов и т. д.).
Работа в группах по карточкам.
(Детям в группах предлагаются карточки, по одной на группу). Задание.
Составьте число, прочитайте его и запишите по заготовке.
Что представляет из себя заготовка, что за
величина вам предлагается,
определите это по заготовке. (- Латинской буквой D
обозначается диаметр
окружности).
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
(Дети в группах выполняют задание).
- Для проверки правильности выполнения задания старшие групп подойдите к столу учителя и выберете карточки с полученным результатом. (Старшие групп выбирают свою карточку и магнитом крепят на доске).
|
|
|
|
||||
|
|
|
Вывод
Что же мы видим? (- Все многозначные числа, которые получились в группах являются диаметром планет Солнечной системы).
А почему диаметр, какую форму имеет Земля и другие планеты Солнечной системы? (- Эти планеты имеют форму шара, значит, у них можно измерить такую величину, как диаметр).
Постановка УЗ (учебной задачи)
- Как вы думаете, какая работа ждёт нас на этом уроке? (- Многозначные числа).
- Как можно получить многозначное число? (- Многозначное число состоит из суммы разрядных слагаемых).
- Что можно делать с многозначными числами? (- Их можно сравнивать, складывать, вычитать).
Самостоятельная работа по вариантам.
- Предлагается работа по вариантам для проверки ваших знаний и умений.
-1 варианту надо записать все эти числа в порядке убывания.
- II варианту надо записать все эти числа в порядке возрастания.
В. I- 143760, 120420, 51300, 12800, 12100, 6700, 4870.
В. II-4870, 6700, 12100, 12800, 51300, 120420, 143760.
Работа по сравнению чисел (используется карта Солнечной системы).
- Запишите два числа, обозначающих такие диаметры планет, разность которых можно определить устно.
D Земли и D Венеры
12800>12100
12800-12100 = 700 (км)
D Юпитера и D Сатурна
143760>120420
143760 - 120420 = 23340 (км)
D Меркурия и D Марса
4870 < 6700
6700-4870= 1830 (км)
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Посмотрите на карту Солнечной системы и на значения диаметров планет, выберете самый большой. (- Это диаметр Юпитера).
А что вы можете сказать о сумме чисел, обозначающих диаметр планет Уран, Земля, Венера, Марс, Меркурий и диаметре планеты Сатурн? (- Надо сначала найти сумму пяти планет и затем найти разность с диаметром Сатурна).
Решают на доске и в тетради: 51300+12800+12100+6700+4870=87770
- Что мы видим? (- Сумма диаметров пяти планет гораздо меньше диаметра Сатурна. Найдём разность).
–120420 87770 |
32650 |
- А теперь сравните диаметр самой большой планеты Юпитер и Сатурна.
23340
Составление и решение уравнения.
- По схеме определите диаметры каких планет здесь известны?
а = 51300
b =4870
(а - это диаметр Урана, b - диаметр Меркурия).
Самостоятельное составление и решение уравнения в тетради и на доске.
а-х = b
х = 51300-4870
х = 46430
51300-46430 = 4870
4870 =4870b+x =a 51300-х = 4870
Посмотрите на карту Солнечной системы. Какую планету мы ещё не исследовали? (- Эта планета Нептун).
Оказывается диаметр Нептуна
Нептун D=46430 км
Составление и решение задачи.
13894 км
Посмотрите на схему, определите целое. (- 13894 км - целое).
Сколько частей составляют целое? (3).
Известны ли каждая из частей? (- Нет).
Что можно сказать о 1 и 2 частях? (- Сумма 1 и 2 частей равна 7194).
Что можно сказать о 2 и 3 частях? (- Сумма 2 и 3 частей равна 9024).
какую из частей можно найти, зная целое, сумму 1 и 2 частей? (- Можно найти третью часть).
- Запишите первое действие.
1) 13894-7194=6700 (км)
Посмотрите на карту Солнечной системы, что это за число? (- Это диаметр Марса).
Так о чём может быть наша задача, составленная по схеме? (- Это задача о диаметрах трёх планет, одна из которых Марс).
Что можно узнать, зная целое и сумму 2 и 3 частей? (- Можно узнать первую часть).
- Запишите второе действие.
2) 13894-9024=4870 (км)
Какое пояснение напишем во втором действии? (- Это диаметр Меркурия).
Что можно узнать теперь? (- Можно узнать, вычислить диаметр третьей планеты, вторую часть).
- Запишите третье действие. (- Можно двумя способами).
3)
_7194
4870
2324 (км)
или
3)
_9024
6700
2324 (км)
- Как вы думаете, что это за число 2324 км? Посмотрите ещё раз на карту Солнечной системы. (- Это диаметр ещё одной планеты Солнечной системы, планеты Плутон).
- Запишите ответ к задаче. (Ответ. Диаметр планеты Марс - 6700 км, планеты Меркурий - 4870 км, планеты Плутон - 2324 км).
Поведение итога урока.
Все ли планеты Солнечной системы нами исследованы на этом уроке?
(- Да, все девять планет).
Зная диаметры планет, назовите самую большую и самую маленькую.
(- Самая большая планета Юпитер, а самая маленькая Плутон).
Скажите, а о чем еще могут говорить многозначные числа, какие еще величины они могут назвать нам в Солнечной системе? (- Это еще может быть масса планет, расстояние их до Земли).
Как вы можете оценить свои знания и умения по пройденной теме.
Воспользуйтесь шкалой.
- А дома, используя справочную литературу, составьте простые задачи: на разностное сравнение, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Используйте многозначные числа.