Мастер-класс "Формирование классного коллектива, способного к творчеству, навыкам социально-значимой и исследовательской деятельности в процессе учебно-воспитательной работы"

Разделы: Начальная школа


Мастер-класс - это форма обучения, в ходе которой педагог-мастер представляет (раскрывает) слушателям, коллегам собственную систему работы, оригинальный стиль творческой педагогической деятельности, искусство преподавания – путём прямого и комментированного показа приёмов работы и педагогических действий.

Мастер-класс создаёт условия для роста педагогического мастерства слушателей на основе рефлексии собственного педагогического опыта при сопоставлении его с представленным опытом педагога-мастера.

Пошаговый алгоритм проведения мастер - класса.

Презентация

1-й шаг. Презентация опыта педагога-мастера.

1.1. Описание системы педагогической деятельности. Характеристика сущности методики или технологии, которая показала себя эффективной в работе с обучающимися.

1.2. Краткая характеристика обучающихся. Результаты педагогической диагностики.

1.3.Доказательство результативности деятельности обучающихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии, методики.

1.4. Описание достижений педагога-мастера, отражённых в различных формах профессионального признания.

1.5. Изложение педагогического кредо, основополагающей идеи педагогической деятельности, профессиональных ценностей, приоритетов, перспектив.

1.6. Определение основных приёмов работы, которые педагог-мастер будет демонстрировать слушателям.

1. Презентация опыта педагога-мастера. (приложение 1.)

Тема. “Формирование классного коллектива, способного к творчеству, навыкам социально-значимой и исследовательской деятельности в процессе учебно-воспитательной работы”.

1.1. “Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!” / А.П.Чехов/. <Рисунок 1>

Деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя, прежде всего, как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания предмета.

Как классный руководитель осуществляю свою деятельность в соответствии с функциями и основными направлениями работы классного руководителя. (слайды – функции, направления, основные принципы) <Рисунок 2. 3>

Работа с учащимися: <Рисунок 4>

Изучаю индивидуальные особенности развития детей и интересы ;

Оказываю помощь детям “группы особого внимания”;

Работаю с активом класса, органами классного ученического самоуправления;

100% охват детей ученическим самоуправления.

Создаю условия для привлечения детей в творческие объединения по интересам:

ДЮСШ - секция “Лыжи” - (100%), борьба – (10%); ЦДТ “Радуга” танцевальный кружок – (100%), “Лепка” - (10%); детская школа искусств – (20%), КНОШ №3 - “Хоровое пение” - (100%);

Организую досуг учащихся.

Учащиеся класса отмечены грамотой за активное участие в делах школы.

Работа с родителями:< Рисунок 5>

Работу с родителями строю на диагностической основе, анкетировании,

* изучаю воспитательные возможности семьи;

Составлен Паспорт условий семейного воспитания.

организую совместный досуг детей и родителей:

  • новогодние праздники,
  • День матери,
  • “Осенние посиделки”,
  • “День именинников”,
  • “Папа, мама, я - музыкальная семья”,
  • экскурсии на предприятия, где работают родители,
  • походы в лес.

100% участие родителей в классных и школьных мероприятиях.

привлекаю родителей к к управлению жизнедеятельностью класса и школы.

В классе активно работает классный родительский комитет.

организую психолого-педагогическое просвещения родителей по вопросам обучения и воспитания детей;

100% посещаемость родительских собраний.

1.2 В моем классе 20 учеников, 8 мальчиков, 12 девочек, т.к. дети поступили в 1 класс из разных детских садов и 0 классов они были не дружны, не умели общаться, слабо развита речь. <Рисунок 6 >

Цель воспитательной работы: Формировать классный коллектив, способный к творчеству, развивать коммуникативные навыки в процессе учебно-воспитательной работы.

Внеклассную деятельность учащихся и родителей строю по следующим принципам: <Рисунок 7>

1.3 Для достижения поставленной цели в своей работе использую современные образовательные технологии:

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием эффективности обучения и воспитания:

Здоровьесберегающие технологии – направленны на сохранение и укрепление здоровья, (игровые технологии оздоровительной и коррекционно-профилактической направленности Степановой О.А., точечный массаж по Демирчогляну Г.Г., методика Базарного для расширения зрительно-пространственной ориентации, дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой.) <Рисунок 8>

Технологию обучения в сотрудничестве Давыдова В.В: <Рисунок 9>

- работа в парах,

- групповая работа,

- коллективная творческая исследовательская деятельность под руководством учителя.

Технология накопительной оценки “Портфолио” - дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.

Методика коллективных творческих дел по Иванову И.П.,

Методика исследовательского обучения младших школьников Савенкова А.И. помогает в формировании исследовательских умений детей младшего школьного возраста. Проектные и исследовательские технологии – направлены на самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод широко использую во внеурочной деятельности. <Рисунок10>

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Существует несколько видов проектов. <Рисунок 11>

1.4 Критериями успеха работы над проектом является: <Рисунок 12>

- достигнутый конечный результат;

- создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;

- результат проекта может быть использован другими коллективами;

- информация проекта широко распространена;

- затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

- получено удовольствие от своей деятельности.

Над проектами я начала работать с 2002 года. Особое внимание уделяю социально-значимым проектам. При выборе тематики работ мы исходим из того, что в первую очередь должны знать дом, в котором живём. Сегодня дети многое знают, но не имеют представления о своём селе или городе, в котором живут, его истории, культуре.

В 2004-2005 учебном году при совместной работе учащихся коррекционно-развивающего обучения, их родителей и учителя к 60-летию Победы создали социальный проект “Живёт в народе память”.

В 2005-2006 учебном году работали над проектом по экологии “Загородное путешествие” по теме “Разведка весенних примет”.эти проекты были представлены на Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” г.Москва.

Анализируя работу В 1 классе на основании полученных результатов проекта, мы оценили состояние школьного двора на момент проведённого исследования и спрогнозировали состояние школьного двора в ближайшее время и в отдалённом будущем. Нас заинтересовала проблема озеленения школьного двора. Мы решили начать работу над социальным проектом - “Я садовником родился”.

Что даёт работа над проектом? Для этого посмотрите фрагмент внеклассного занятия “Озеленение школьного двора”.

Помните, что результатом деятельности ребенка определяется единством требования учителя и родителей.

1.5 Мое педагогическое кредо: “Дети – это нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ”. <Рисунок 13>

2-й шаг. Практическая иллюстрация опыта педагога-мастера.

2.1. Педагог-мастер проводит фрагмент урока, занятия или мероприятия с обучающимися, демонстрируя приёмы эффективной работы.

2.2. Педагог-мастер анализирует показанный фрагмент урока, занятия или мероприятия

2.3. Слушатели исполняют роль экспертов-аналитиков, присутствующих на открытом уроке.

2.1. Социальный проект “Я садовником родился…” <Рисунок 1>. /Приложение 2/

Тема. “Озеленение школьного двора”.

(Звучит музыка “Вальс цветов”)

Аннотация

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день весенний рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей
С вами познакомиться я хочу скорей!
Нашему знакомству очень рада я.

Давайте поприветствуем друг друга мы друзья!

Повернитесь к друг другу и пожмите руку.

Анализируя работу класса за первый год обучения, на Совете класса мы оценили состояние школьного двора и решили, начать работу по социальному проекту “Я садовником родился…”, который направлен на сплочение коллектива родителей и детей, обустройства пришкольного двора, умения трудиться на благо общества.

Меня зовут Наталья Михайловна! Сегодня я в роли - садовника! Сегодня для вас дорогие друзья, коллеги, я выбрала самые красивые цветы: колокольчики, ромашки, тюльпаны, гвоздики, дети – это цветы жизни, а вы дорогие ребята, посмотрите на свои карточки и представьте, что вы и есть этот цветок.

Ребята, а с каким настроением вы пришли на внеклассное занятие? ( показывают цветочки на которых нарисованы улыбка). Давайте сделаем небольшую разминку.

(Повторяйте за мной движения)

Говорит цветку цветок:
“Подними свой лепесток.

(Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимают колени.)

Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.

(Вращение головой)

Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.

(наклоны)

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.”

(Встряхивания кистями рук)

Наконец готовы все
День встречать во всей красе.

(Дети садятся за парту)

Молодцы!

Сейчас, я хочу пригласить вас на экскурсию по школьному двору!

Посмотрите на фасад нашей школы, с одной стороны.

(Фотография фасада школы, макет школы, несколько фотографий школы с территорией ландшафтного парка). <Рисунок 2 >, <Рисунок3>

Какая территория школьного двора вам больше нравится? Почему?

Что для этого нужно сделать? (ответы детей)

Правильно! Мы с учащимися 2В класса уже задумались над этой проблемой. Сегодня мы, с вами, начнем, маленький шажочек, работы над озелением пришкольного двора, чтобы он стал чудесным, красивым.

Дети, а с чего можно начать озеленение школьного двора?

(Ответы детей).

Вскопать;

Посадить;

Полить.

Оказывается это не так просто – это целое искусство. С цветами связано много легенд, интересных историй, а их названия могут рассказать о них самих. Сейчас я хочу услышать ваши рассказы о цветах и предлагаю поиграть в игру “Я садовником родился”…, я называю слова, а вы, называете название цветка.

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился.

Все цветы мне надоели, кроме … (ромашка, гвоздика, тюльпан, колокольчик) (садовник показывает из корзинки цветы, демонстрируются слайды, рассказы о цветах).

<Рисунок 4 – 8>

А какие, цветы, вы еще знаете? (ответы детей)

Зашел я сегодня в свой сад и увидел, что все цветы грустные и только чёрно – белого цвета. Дорогие ребята, помогите мне, спасите мой сад, вам нужно подобрать цветную пару к черно-белым цветам, может и не одну. (дети крепят цветные картинки к черно-белым – работа у доски)

Посмотрите, какие красивые и яркие цветы у нас получились. Сад оживился. В моем саду вы видите разные цветы, на какие группы их можно разделить? (ответы детей)

  • по цвету;
  • по высоте;
  • по продолжительности жизни (многолетние, однолетние);
  • культурные, дикорастущие.

Использование цветов в озеленение – это настоящее искусство. Растения должны сочетаться с окружением – школой, дорожкой.

(кроссворд)

А вам бы хотелось посадить цветы? Какие цветы мы посадим, вы узнаете разгадав кроссворд.

Цветет кудряшка, белая рубашка
Сердечко золотое…. (ромашка)

Замечательный цветок, словно яркий огонек
Пышный важный словно пан, нежный бархатный…( тюльпан)

Красным пламенем горю,
Никого не обожгу
А когда я созреваю
В пирожок я попадаю. (Мак)

4)

Как пуговки – цветочки растут на стебелечке
А стебелечек словно – ус,
Я ……………………… зовусь. (гладиолус)

5)

Розовым, белым, малиново-красным,
Я ни когда не бываю опасным,
Дольше всех живу на свете,
Потому что я бессмертен. (бессмертник)

6)

За колючим забором Принцесса сидит
Её все сторонятся да шипов боятся (роза)

Какое слово у нас получилось? (дети – клумба)

А что такое клумба? А вам бы хотелось сделать свою клумбу и украсить школьный двор.

Какие вы клумбы видели по форме? (треугольные, круглые, в виде ромба и другие). Клумба – это небольшие цветники различной геометрической формы. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, треугольными или многоугольными.

Посмотреть разновидности клумб вы можете в журнале “Сад и дом” или в книге “Как вырастить цветы”.

И сейчас мы с вами создадим свои клумбы. Для этого вы должны выбрать себе клумбу. И подобрать цветы, которые вы бы хотели вырастить. При подборе растений для цветников необходимо учитывать их окраску и высоту. Вы в роли садовников. Приступайте к работе. (дети оформляют свои клумбы). Что вы учитывали при оформлении своей клумбы). (ответы детей). Сейчас вам предоставляется возможность оформить школьный двор, разместить свои клубы на пришкольной территории. Ребята, вы создавали не просто клумбы. Вы занимались ландшафтным дизайном.

Дети, а как вы думаете, как называют человека, который занимается ландшафтным дизайном?

Садовник – архитектор, дизайнер, <Рисунок 9> в г.Шадринске в педагогическом институте открыт такой факультет – дизайнер-садовод, выпускники школ получают эту специальность.

(Фотографии дизайна клумб <Рисунок 10,11>). (Фотографии ландшафтного парка <Рисунок 12>)

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какой школьный двор был сначала и какой он стал сейчас? (ответы детей)

Думаю я вас заинтересовала, и вы, со своим классным руководителем присоединитесь к нашему классу и будете нам помощниками в озеленении школьного двора. Ребята, как вы, думаете, откуда можно узнать о цветах, создании цветников, клумб? (перечислить источники). (высвечиваем слайды). < Рисунок 13-15>

Подведем итог нашей работы:

Вот одна игра,
Вам понравится она.
Вам вопрос хочу задать,
Ваше дело отвечать.
Если вы со мной согласны,
Отвечайте, хором братцы:
“Это я, это я, это все мои друзья”
- Кто на праздник мой спешил?

(дети отвечают)

- Кто здесь клумбы мастерил?
Про цветы мне рассказал?
Все загадки разгадал?
На вопросы отвечал?
Пришкольный двор наш оформлял?
А Настроенье, каково?

Во!

Спасибо за участие!

2.2. Самоанализ внеклассного мероприятия

1. Триединая цель воспитательного мероприятия:

Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, потребность трудиться на благо общества, развивать художественно-эстетический вкус, коммуникативные и простейшие навыки исследовательской деятельности.

2. Обоснование выбора данного вида и содержание деятельности, формы воспитательного мероприятия (соответствие мероприятия основным направлениям воспитательной работы класса, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся).

Учить детей жить в гармонии с окружающей средой через их собственную деятельность, расширять представление детей о разнообразии мира цветов.

Форма - познавательная игра через разнообразные виды исследовательской деятельности, которая соответствует особенностям учащихся данного возраста, уровню развития классного коллектива и является одним из основных направлений воспитательной работы класса.

3. Какие средства (формы, методы, приемы, техники) были использованы для достижения поставленных целей в ходе воспитательного мероприятия.

Для достижения поставленной цели воспитательного мероприятия были использованы следующие

Формы:

  • Беседа;
  • Практикум;
  • Релаксационный тренинг;
  • Игра;
  • Дискуссия.

Методы:

  • словесный;
  • словесно-наглядный;

Технические средства:

  • ноутбук;
  • мультимедиопроектор;
  • магнитофон;

4. Удовлетворенность (заинтересованность, активность, эмоциональность) участников воспитательного мероприятия.

Удовлетворенность участников воспитательного процесса я провела в форме рефлексии, из которой увидела, что дети готовы продолжить работу в данном направлении.

5. Насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач (факторы успеха, нереализованные возможности).

Считаю, что поставленной цели я достигла

3-й шаг. Рефлексия.

3.1. Обсуждение слушателями представленного опыта в форме пресс-конференции ( вопросов в адрес педагога-мастера).

3.2. Проведение дискуссии: выделение основополагающих аспектов представленного опыта, оценка возможности его переноса, сопоставление собственного опыта с представленным.

3.3. Подведение итогов мастер - класса (педагог-мастер).

Результатом проведения мастер – класса является выделением и присвоение слушателями наиболее ценных аспектов опыта педагога-мастера, с целью встраивания их в собственную концепцию педагогической деятельности и последующего практического использования.

На внеклассном мероприятии вы посмотрели фрагмент работы над проектом

“Я садовником родился”, озеленение школьного двора.

Предлагаю вам стать активными участниками деловой игры под названием “Мыслительные шапочки”.

Эта интересная методика разработана психологом Эдвардом де Боно.

В центре этой методики находиться дискуссия по актуальной теме. пять шапок различных цветов символизируют пять различных подходов к анализу проблемы, поиску решений и аргументации.

Здесь возникают важные вопросы. Почему используются именно шапочки? И почему они разноцветные?

Головной убор это то, что указывает какую социальную роль играет в данный момент человек.

- белый: призывает “нейтральные” факты, цифры, и информацию, аргументирует “весом фактов”

- красный: высказывает свои эмоции и чувства.

- черный: все видит в “черном цвете”, несет трудности, невозможность решения проблемы.

- голубой: означает холодную удаленность, контроль над собой и над другими “шапками”.

- желтый: определяется светом, оптимизмом, радостью жизни, ожиданием будущего.

- зеленая: вы практики.

(перед работой деловой игры я прохожу и раздаю цветы, они выбирают)

ромашки садятся за ромашковый стол

колокольчики , тюльпаны, гвоздики

выберите в своей группе капитана

Я вам предлагаю мыслительные шапочки (каждая группа выбирает шапочку)

Представьте, что вы родители моего класса.

у нас в классе возникла такая проблема: озеленение школьного двора.

как вы можете помочь своим детям, в этом проекте.

у кого белая шапочка – какое требуется сырье и каковы будут расходы при озеленении школьного двора.

Подумайте над такими вопросами:

* Какой информацией мы располагаем?

* Какой информацией располагают дети?

* Какая информация необходима для детей?

* Из каких источников её можно взять?

у кого красная шапочка - вы должны высказать положительные эмоции, чувства по работе этого проекта.

* Что вы чувствуете по поводу данной проблемы?

* Что для этого надо сделать?

у кого черная – ваша задача вы все видите в черном цвете

* Сработает ли этот проект?

* На сколько это безопасно?

* И осуществима ли эта идея?

желтая – каким вы видите школьный двор в будущем – конкретно в мае месяце

Подумайте, зачем надо озеленить школьный двор?

Каковы будут результаты?

Стоит ли это делать?

зеленая – альтернативные идеи (дальнейшее развитие).

Что можно предпринять в данном случае и существуют ли альтернативные идеи?

Какой вывод можно сделать?

Данное обсуждение привело нас к выводу, что проблему надо исследовать. И всестороннее обсуждение показало, что на первый взгляд всё понятно и просто: вскопал, посадил, полил. Но сколько существует не ясных вопросов.

Для того чтобы эта методика заработала надо брать проблему, которая в действительности и в данное время волнует детей.

Эта методика может иллюстрировать смену перспектив и множество точек зрения и способов мышления.

Варьируется многообразно: пары или маленькие группы выбирают один цвет, потом совместно готовят дискуссию, выбирают спорщиков, которые сменяются через 10 минут. Возможна смешенная форма: два актёра и один постоянный “наблюдатель”.

Носитель голубой шапочки имеет компетенцию “ведущего дискуссию” внутри раунда. Он регулирует время смены шапок в зависимости и интенсивности дискуссии. Значение световой символики следует сделать зримым и ясно записать.

А сейчас проведём рефлексию:

Я вам предлагаю ответить на вопросы используя слова: новые, важные, затруднения, пути преодоления.

* что для себя вы взяли новое?

* что для вас важно?

* какие испытали затруднения?

* как вы их будете преодолевать?