Цель урока:
1.Повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме: “Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции”.
2. Подготовиться к контрольной работе.
3. Пробудить интерес к предмету химия.
Оборудование: 20 карточек с формулами веществ, кубик из картона, карточки с заданиями.
Урок проводится в игровой форме. На урок в качестве жюри конкурсов приглашаются учителя химии.
Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана, а также название команды, связанное с химией.
Первая команда “Атомы”, вторая “Молекулы”.
Для оценки конкурсов жюри заполняет таблицу, оценка выставляется, с учётом быстроты и правильности ответов, в пятибалльной системе.
Название конкурса | “Атомы” | “Молекулы” | Количество баллов |
Итого: |
Конкурс “Найди мой дом”.
Для каждой команды даются 10 карточек с формулами веществ, командам необходимо их разложить по конвертам с названиями: “Кислоты”, “Основания”, “Оксиды”, “Соли”.
Команда “Атомы” | Команда “Молекулы” |
NaOH; N2O3; CaCO3; HCl; Ba(OH)2; MgO; Fe(NO3)2; H3PO4; CaS; LiOH. | RbOH; Na2O; H2CO3; H2S; Zn(OH)2; SO2; FeCl2; Ag3PO4; CaSO4; CuOH. |
Конкурс “Кто я”.
Дайте полную характеристику веществу:
По плану:
- К какому классу относится.
- Из чего состоит.
- Отношение к воде (растворяется, не растворяется)
- Отметить особенности, связанные с принадлежностью к классу.
Команда “Атомы” - H2SO4; CaO
Команда “Молекулы” - KOH; Na2SO4.
Конкурс “Загадка”.
Одна команда загадывает какое-либо вещество, а другая должна отгадать его, задавая вопросы. Команда, которая загадала вещество, может ответить только “да” или “нет”.
Команда “Атомы” - HCl | Команда “Молекулы” - NaOH |
Это кислота? – да. | Это кислота? – нет. |
Кислота кислородосодержащая? – нет | Это сильное основание? – да |
Это сильная кислота? – да | Это основание растворимо в воде? – да |
Кислота растворяется в воде? – да | Это основание двухосновное? – нет |
Это одноосновная кислота? – да | В состав этого основания входит простой катион? - да |
В этой кислоте сложный кислотный остаток? – нет | Это гидроксид натрия? – да |
Это соляная кислота? - да |
Конкурс “Весёлый кубик”.
Для этого конкурса изготовляют кубик, на гранях которого записываем понятия: электролитическая диссоциация, электролит, окислительно-восстановительная реакция, ионное уравнение, нейтрализация, генетическая связь.
По три представителя от каждой команды по очереди бросают кубик и дают определение тех понятий которые им выпали.
Конкурс “Выбери меня”.
Даны формулы веществ:
Команда “Атомы” - Zn(NO3)2; K2SO4; H2O; CaCO3
Команда “Молекулы” - FeS; KOH; Fe2O3; AgNO3
Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях химических реакций:
Команда “Атомы” | Команда “Молекулы” |
ZnO + 2HNO3 = … + H2O; | HCl + … = FeCl2 + H2S; |
2KOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + …; | … + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2O; |
P2O5 + 3H2O = …; | SO3 + … = K2SO3 + H2O; |
CaCO3 + … = Ca(NO3)2 + H2CO3. | Na3PO4 + … = 3NaNO3 + Ag3PO4. |
Конкурс “Химический поезд”.
Составьте уравнения реакций, посредством которых можно осуществить следующие превращения:
Команда “Атомы” - Ca – CaO - А - Ca(NO3)2;
Команда “Молекулы” - S – SO2 – Б - Na2SO3 – SO2
Укажите название вещества, обозначенного буквой.
Конкурс “Поиск объекта и уточнение его координат”.
Из приведённых уравнений реакций выберите окислительно-восстановительные реакции и расставьте степени окисления:
Команда “Атомы” | Команда “Молекулы” |
CaO + H2O = Ca(OH)2; Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2; H2 + I2 = 2HI; HI + KOH = KI + H2O; 2KI + Cl2 = 2KCl + I2; |
Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O; Fe2O3 + H2 = 2FeO + H2O; 2Fe + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2; FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3 + 3KCl; 2FeCl2 + Cl2 = 2FeCl3; |
Конкурс “Стихотворчество”.
Сочините четверостишие, содержащие слова.
Команда “Атомы” - Соль
Команда “Молекулы” - Оксид
Конкурс “Поиск класса электролита”.
Даны левые части ионных уравнений реакций. Свойства каких электролитов описаны этими ионными уравнениями? Допишите ионные уравнения. Конкретизируйте их молекулярными уравнениями.
Команда “Атомы”
1. Zn(OH)2+2H+=
2. 2H++CuO=
Команда “Молекулы”
1.Ba2++SO42-=
2. 2H++CaCO3=
Конкурс “Кто быстрее”.
Команде вслух читают предложения. За 30 секунд она должна правильно продолжить, как можно большее число из них.
Команда “Атомы”:
1. Насыщенным называется раствор в котором ….
2. Электролиты – это ….
3. Электролитическая диссоциация – это ….
4. Формула серной кислоты ….
5. Основания – это ….
6. Оксиды – это ….
7. Ионные уравнения – это ….
8. Окислительно восстановительные реакции – это ….
9. Формула кислотного оксида серы 6 ….
10. Генетический ряд неметаллов отражает ….
Команда “Молекулы”:
1. Не насыщенным называется раствор, в котором ….
2. Не электролиты – это ….
3. Ионы – это ….
4. Формула гидроксида железа 3 ….
5. Кислоты – это ….
6. Соли – это ….
7. Генетическая связь – это ….
8. Реакции нейтрализации – это ….
9. Формула основного оксида кальция ….
10. Генетический ряд металлов отражает ….
В заключение урока подводим итоги и поздравляем победителя. Всем участникам команды-победительницы выставляются оценки “отлично”.