Урок-игра "Обобщение и систематизация знаний по теме: Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции"

Разделы: Химия


Цель урока:

1.Повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме: “Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции”.

2. Подготовиться к контрольной работе.

3. Пробудить интерес к предмету химия.

Оборудование: 20 карточек с формулами веществ, кубик из картона, карточки с заданиями.

Урок проводится в игровой форме. На урок в качестве жюри конкурсов приглашаются учителя химии.

Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана, а также название команды, связанное с химией.

Первая команда “Атомы”, вторая “Молекулы”.

Для оценки конкурсов жюри заполняет таблицу, оценка выставляется, с учётом быстроты и правильности ответов, в пятибалльной системе.

Название конкурса “Атомы” “Молекулы” Количество баллов
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Итого:      

Конкурс “Найди мой дом”.

Для каждой команды даются 10 карточек с формулами веществ, командам необходимо их разложить по конвертам с названиями: “Кислоты”, “Основания”, “Оксиды”, “Соли”.

Команда “Атомы” Команда “Молекулы”
NaOH; N2O3; CaCO3; HCl; Ba(OH)2; MgO; Fe(NO3)2; H3PO4; CaS; LiOH. RbOH; Na2O; H2CO3; H2S; Zn(OH)2; SO2; FeCl2; Ag3PO4; CaSO4; CuOH.

Конкурс “Кто я”.

Дайте полную характеристику веществу:

По плану:

  1. К какому классу относится.
  2. Из чего состоит.
  3. Отношение к воде (растворяется, не растворяется)
  4. Отметить особенности, связанные с принадлежностью к классу.

Команда “Атомы” - H2SO4; CaO

Команда “Молекулы” - KOH; Na2SO4.

Конкурс “Загадка”.

Одна команда загадывает какое-либо вещество, а другая должна отгадать его, задавая вопросы. Команда, которая загадала вещество, может ответить только “да” или “нет”.

Команда “Атомы” - HCl Команда “Молекулы” - NaOH
Это кислота? – да. Это кислота? – нет.
Кислота кислородосодержащая? – нет Это сильное основание? – да
Это сильная кислота? – да Это основание растворимо в воде? – да
Кислота растворяется в воде? – да Это основание двухосновное? – нет
Это одноосновная кислота? – да В состав этого основания входит простой катион? - да
В этой кислоте сложный кислотный остаток? – нет Это гидроксид натрия? – да
Это соляная кислота? - да  

Конкурс “Весёлый кубик”.

Для этого конкурса изготовляют кубик, на гранях которого записываем понятия: электролитическая диссоциация, электролит, окислительно-восстановительная реакция, ионное уравнение, нейтрализация, генетическая связь.

По три представителя от каждой команды по очереди бросают кубик и дают определение тех понятий которые им выпали.

Конкурс “Выбери меня”.

Даны формулы веществ:

Команда “Атомы” - Zn(NO3)2; K2SO4; H2O; CaCO3

Команда “Молекулы” - FeS; KOH; Fe2O3; AgNO3

Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях химических реакций:

 

Команда “Атомы” Команда “Молекулы”
ZnO + 2HNO3 = … + H2O; HCl + … = FeCl2 + H2S;
2KOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + …; … + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2O;
P2O5 + 3H2O = …; SO3 + … = K2SO3 + H2O;
CaCO3 + … = Ca(NO3)2 + H2CO3. Na3PO4 + … = 3NaNO3 + Ag3PO4.

Конкурс “Химический поезд”.

Составьте уравнения реакций, посредством которых можно осуществить следующие превращения:

Команда “Атомы” - Ca – CaO - А - Ca(NO3)2;

Команда “Молекулы” - S – SO2 – Б - Na2SO3 – SO2

Укажите название вещества, обозначенного буквой.

Конкурс “Поиск объекта и уточнение его координат”.

Из приведённых уравнений реакций выберите окислительно-восстановительные реакции и расставьте степени окисления:

Команда “Атомы” Команда “Молекулы”
CaO + H2O = Ca(OH)2;

Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2;

H2 + I2 = 2HI;

HI + KOH = KI + H2O;

2KI + Cl2 = 2KCl + I2;

Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O;

Fe2O3 + H2 = 2FeO + H2O;

2Fe + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2;

FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3 + 3KCl;

2FeCl2 + Cl2 = 2FeCl3;

Конкурс “Стихотворчество”.

Сочините четверостишие, содержащие слова.

Команда “Атомы” - Соль

Команда “Молекулы” - Оксид

Конкурс “Поиск класса электролита”.

Даны левые части ионных уравнений реакций. Свойства каких электролитов описаны этими ионными уравнениями? Допишите ионные уравнения. Конкретизируйте их молекулярными уравнениями.

Команда “Атомы”

1. Zn(OH)2+2H+=

2. 2H++CuO=

Команда “Молекулы”

1.Ba2++SO42-=

2. 2H++CaCO3=

Конкурс “Кто быстрее”.

Команде вслух читают предложения. За 30 секунд она должна правильно продолжить, как можно большее число из них.

Команда “Атомы”:

1. Насыщенным называется раствор в котором ….

2. Электролиты – это ….

3. Электролитическая диссоциация – это ….

4. Формула серной кислоты ….

5. Основания – это ….

6. Оксиды – это ….

7. Ионные уравнения – это ….

8. Окислительно восстановительные реакции – это ….

9. Формула кислотного оксида серы 6 ….

10. Генетический ряд неметаллов отражает ….

Команда “Молекулы”:

1. Не насыщенным называется раствор, в котором ….

2. Не электролиты – это ….

3. Ионы – это ….

4. Формула гидроксида железа 3 ….

5. Кислоты – это ….

6. Соли – это ….

7. Генетическая связь – это ….

8. Реакции нейтрализации – это ….

9. Формула основного оксида кальция ….

10. Генетический ряд металлов отражает ….

В заключение урока подводим итоги и поздравляем победителя. Всем участникам команды-победительницы выставляются оценки “отлично”.