Город древний, новый, вечный

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

1. Изобразительная:

  • Учить детей создавать варианты зданий жилищного, общественного характера, передавать видовые и характерные признаки зданий, продумывать сюжетные композиции.

2. Обучающая:

  • Учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, в собственной творческой деятельности.

3. Развивающая:

  • Развитие воображения и творческих способностей дошкольников.

4. Воспитательная:

  • Способствовать умению детей понять общий замысел и участвовать в его осуществлении, проявляя активный познавательный интерес к прошлому города, его настоящему и будущему.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с архитектурой города, изучение культуры и традиций родного города.
  2. Рассматривание старых планов Осы и сопоставление с современным, поиск знакомых улиц, зданий.
  3. Беседа на тему “Прошлое, настоящее и будущее города”.
  4. Рассматривание фотографий старинных зданий.
  5. Чтение стихов о городе.
  6. Знакомство с профессией архитектора.
  7. Экскурсия по улицам города (рассматривание домов, зданий, выделение особенностей внешнего вида, расположения окон, дверей, формы крыш).
  8. Рисование на тему “Улицы города”.

Предполагаемый результат:

Создание детьми художественных композиций, изображающих особенности города прошлого, настоящего и будущего.

Использование в работах детей различных художественных техник и материалов.

Соблюдение дошкольниками в работах правил построения композиции (объекты на переднем плане изображаются крупнее).

Оборудование:

  1. Телевизор, видеокассета с записью обращения “инопланетянина”.
  2. Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, слайд-презентация “Путешествие по городу во времени”.
  3. Макет указательного камня и трёх дорог.
  4. Разноцветные силуэты бумажных человечков.
  5. 3 рамки для готовых коллективных работ,
  6. Изобразительные материалы для детей:
    • цветная гуашь,
    • акварельные краски, палитры
    • кисти № 3, № 5, №8,
    • тонированные листы бумаги разной формы,
    • цветные восковые мелки,
    • салфетки,
    • стаканчики с водой.
  7. 3 мольберта.
  8. Магнитофон, диск и кассета с записью фонограммы “голоса камня”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день. Меня зовут Татьяна Николаевна. Я, так же как и ваши воспитатели, работаю в детском саду. Мой детский сад называется “Золотой петушок” и находится недалеко от вашего. И ваш детский сад, и мой – находятся в одном городе. Вы знаете, как называется наш город? (Оса) Про него говорят, что он древний, что это значит? (Его построили очень давно, ему много лет).

II. Основная часть

- Ребята, когда я сегодня шла к вам, то у дверей вашего д/сада обнаружила вот эту необычное письмо для жителей города Осы. Значит это для нас. Посмотрим, что в нём.

Доброе утро, земляне, жители города Осы. Мы обитатели далёкой планеты … с туманности Андромеды, обращаемся к вам за помощью. Когда-то мы жили в таком же красивом городе, как ваш. Наши архитекторы создавали красивые здания, мосты, набережные. Но однажды с нами случилась беда. Из соседней галактики прилетел серый ветер забвения.

Мы забыли прошлое, перестали беречь настоящее, и у нас исчезло будущее. Город разрушился, кругом стало мрачно и пусто.

Этот ветер сейчас направляется к вам.

Ветер забвения можно остановить, если устроить встречу трёх изображений – настоящего, прошлого и будущего. Всё это нужно успеть, пока серая стрелка на космических часах не дошла до вашей планеты”.

- Вы поняли, с какой просьбой обратились к нам инопланетяне?

(устроить встречу трёх изображений нашего города: прошлого, настоящего и будущего)

- Что мы можем сделать, чтобы остановить злой ветер забвения и спасти город? (Нарисовать 3 картины: старинный город, новый город, город будущего)

- Ребята, сможете ли вы сейчас сразу создать три изображения?

Давайте обратимся за помощью к компьютеру.

Чтобы отправиться в путешествие, необходимо определить, что мы хотим увидеть. Что вы представляете себе, когда слышите слово город? (Здания, улицы, набережные, парки, люди и многое другое)

А кто придумывает, какие в городе будут сооружения: дома, мосты, парки? (Архитектор)

Дети с воспитателем рассматривают слайды:

- Старый город отличался от современного города? А чем? На что похож город?

(город в виде крепости, маленький, в городе нет высоких зданий)

- А теперь посмотрите на эти здания. Они тоже из прошлого.

- Вы узнали их?

(Успенский собор или музей, Троицкий собор, ворота у музея)

- Посмотрите, какие это были величавые здания и размерами и необычными элементами в украшении.

- Какую форму имели окна?

Полукруглую.

- А вы заметили, какие красивые колонны украшают успенский собор?!

- Ворота имели полукруглую форму.

- Посмотрим архитектурные здания сегодняшнего дня.

- В чём разница архитектурных сооружений?

Современные здания более простые, угловатые. Эти здания строились очень быстро, необходимо было сразу много людей расселить по квартирам.

- Дома прошлого и настоящего чем-то отличаются?

Сейчас дома строят многоэтажные, из кирпича и панелей.

- Но сейчас вновь можно увидеть новостройки с необычной формой здания, например дом по улице Комсомольской.

- Ребята, а что значит “город будущего”? (Это город, который будет)

- Но уже сегодня можно создать проект города будущего.

Посмотрите какие проекты города будущего составили сказочные герои.

- Принцесса видит город будущего с фонтаном.

- Звездочёт представил мега город с небоскрёбами.

- Король нарисовал длинную железную дорогу через реку. У нас нет моста.

- А рыцарь захотел создать город с домами – свечками.

Мы посмотрели клипы, а вот теперь сможем и помочь инопланетянам и остановить злой ветер.

Прежде чем приступить к работе, давайте немного поиграем. Давайте возьмёмся за руки и представим, Что мы с вами – это древний город. Наш круг – это крепость. Есть башни низкие и высокие, а наши руки – это стены крепости. Опустите руки. Теперь мы с вами – старинные здания: это может быть одноэтажный деревянный дом с треугольной крышей или красивый храм с куполами. А теперь изобразите современный город. Высокие дома, где живет очень много жителей. А сейчас пофантазируйте и превратитесь в город будущего. Какие там могут быть сооружения? Молодцы, я вижу, вы неплохо разбираетесь и в истории, и в архитектуре.

- Теперь мы сможем нарисовать картины прошлого, настоящего и будущего города? Найти своё рабочее место нам помогут наши бейджики. Цвет бейджика подскажет вам, за каким столом вы будете работать.

Дети расходятся по рабочим местам.

- Если у вас возникнут затруднения вот вам компьютеры, обратитесь к ним или ко мне за помощью. (В компьютере – иллюстрации прошлого, фотографии настоящего и проекты будущего). Работы нужно успеть выполнить до того, как серая стрелка-ветер на космических часах дойдёт до нашей планеты.

Во время работы воспитатель обращает внимание детей на стрелку часов, которая очень стремительно движется к планете земля.

По окончании выполнения работ воспитатель с детьми подходят к трём мольбертам, между которыми находится “говорящий” камень, задевают его:

- Здравствуйте ,дети, если вы выполнили работы, то теперь вам необходимо их правильно расположить. Напротив правой стрелки расположите прошлое, жёлтая стрелка укажет, где находится настоящее, а синяя, куда необходимо поместить будущее.

Воспитатель с детьми выставляют работы в соответствии с пожеланиями камня.

- Давайте закроем глаза и послушаем, остановится ли ветер? (Звучит фонограмма)

Вот, ребята, мы с вами и успели сделать так, чтобы наше прошлое, настоящее и будущее встретились, и нам не грозит беда. И мы с вами сейчас сможем побывать в любом из этих трёх городов. Возьмите любого из разноцветных человечков и поместите его в то время, где бы вы хотели очутиться.

Почему вы поместили своего человечка именно в этот город?

Чем интересен древний город? Новый город? Город будущего? Из ваших слов я поняла, что вы любите свой город, знаете его историю и сможете в будущем сделать его ещё лучше.

- А в память о нашей встрече, я хотела бы вам подарить этот альбом с фотографиями архитектурных зданий нашего города, его прошлого и настоящего, а будущее его создадите вы сами.