Программные задачи:
1. Изобразительная:
- Учить детей создавать варианты зданий жилищного, общественного характера, передавать видовые и характерные признаки зданий, продумывать сюжетные композиции.
2. Обучающая:
- Учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, в собственной творческой деятельности.
3. Развивающая:
- Развитие воображения и творческих способностей дошкольников.
4. Воспитательная:
- Способствовать умению детей понять общий замысел и участвовать в его осуществлении, проявляя активный познавательный интерес к прошлому города, его настоящему и будущему.
Предварительная работа:
- Знакомство с архитектурой города, изучение культуры и традиций родного города.
- Рассматривание старых планов Осы и сопоставление с современным, поиск знакомых улиц, зданий.
- Беседа на тему “Прошлое, настоящее и будущее города”.
- Рассматривание фотографий старинных зданий.
- Чтение стихов о городе.
- Знакомство с профессией архитектора.
- Экскурсия по улицам города (рассматривание домов, зданий, выделение особенностей внешнего вида, расположения окон, дверей, формы крыш).
- Рисование на тему “Улицы города”.
Предполагаемый результат:
Создание детьми художественных композиций, изображающих особенности города прошлого, настоящего и будущего.
Использование в работах детей различных художественных техник и материалов.
Соблюдение дошкольниками в работах правил построения композиции (объекты на переднем плане изображаются крупнее).
Оборудование:
- Телевизор, видеокассета с записью обращения “инопланетянина”.
- Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, слайд-презентация “Путешествие по городу во времени”.
- Макет указательного камня и трёх дорог.
- Разноцветные силуэты бумажных человечков.
- 3 рамки для готовых коллективных работ,
- Изобразительные материалы для детей:
- цветная гуашь,
- акварельные краски, палитры
- кисти № 3, № 5, №8,
- тонированные листы бумаги разной формы,
- цветные восковые мелки,
- салфетки,
- стаканчики с водой.
- 3 мольберта.
- Магнитофон, диск и кассета с записью фонограммы “голоса камня”.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день. Меня зовут Татьяна Николаевна. Я, так же как и ваши воспитатели, работаю в детском саду. Мой детский сад называется “Золотой петушок” и находится недалеко от вашего. И ваш детский сад, и мой – находятся в одном городе. Вы знаете, как называется наш город? (Оса) Про него говорят, что он древний, что это значит? (Его построили очень давно, ему много лет).
II. Основная часть
- Ребята, когда я сегодня шла к вам, то у дверей вашего д/сада обнаружила вот эту необычное письмо для жителей города Осы. Значит это для нас. Посмотрим, что в нём.
“Доброе утро, земляне, жители города Осы. Мы обитатели далёкой планеты … с туманности Андромеды, обращаемся к вам за помощью. Когда-то мы жили в таком же красивом городе, как ваш. Наши архитекторы создавали красивые здания, мосты, набережные. Но однажды с нами случилась беда. Из соседней галактики прилетел серый ветер забвения.
Мы забыли прошлое, перестали беречь настоящее, и у нас исчезло будущее. Город разрушился, кругом стало мрачно и пусто.
Этот ветер сейчас направляется к вам.
Ветер забвения можно остановить, если устроить встречу трёх изображений – настоящего, прошлого и будущего. Всё это нужно успеть, пока серая стрелка на космических часах не дошла до вашей планеты”.
- Вы поняли, с какой просьбой обратились к нам инопланетяне?
(устроить встречу трёх изображений нашего города: прошлого, настоящего и будущего)
- Что мы можем сделать, чтобы остановить злой ветер забвения и спасти город? (Нарисовать 3 картины: старинный город, новый город, город будущего)
- Ребята, сможете ли вы сейчас сразу создать три изображения?
Давайте обратимся за помощью к компьютеру.
Чтобы отправиться в путешествие, необходимо определить, что мы хотим увидеть. Что вы представляете себе, когда слышите слово город? (Здания, улицы, набережные, парки, люди и многое другое)
А кто придумывает, какие в городе будут сооружения: дома, мосты, парки? (Архитектор)
Дети с воспитателем рассматривают слайды:
- Старый город отличался от современного города? А чем? На что похож город?
(город в виде крепости, маленький, в городе нет высоких зданий)
- А теперь посмотрите на эти здания. Они тоже из прошлого.
- Вы узнали их?
(Успенский собор или музей, Троицкий собор, ворота у музея)
- Посмотрите, какие это были величавые здания и размерами и необычными элементами в украшении.
- Какую форму имели окна?
Полукруглую.
- А вы заметили, какие красивые колонны украшают успенский собор?!
- Ворота имели полукруглую форму.
- Посмотрим архитектурные здания сегодняшнего дня.
- В чём разница архитектурных сооружений?
Современные здания более простые, угловатые. Эти здания строились очень быстро, необходимо было сразу много людей расселить по квартирам.
- Дома прошлого и настоящего чем-то отличаются?
Сейчас дома строят многоэтажные, из кирпича и панелей.
- Но сейчас вновь можно увидеть новостройки с необычной формой здания, например дом по улице Комсомольской.
- Ребята, а что значит “город будущего”? (Это город, который будет)
- Но уже сегодня можно создать проект города будущего.
Посмотрите какие проекты города будущего составили сказочные герои.
- Принцесса видит город будущего с фонтаном.
- Звездочёт представил мега город с небоскрёбами.
- Король нарисовал длинную железную дорогу через реку. У нас нет моста.
- А рыцарь захотел создать город с домами – свечками.
Мы посмотрели клипы, а вот теперь сможем и помочь инопланетянам и остановить злой ветер.
Прежде чем приступить к работе, давайте немного поиграем. Давайте возьмёмся за руки и представим, Что мы с вами – это древний город. Наш круг – это крепость. Есть башни низкие и высокие, а наши руки – это стены крепости. Опустите руки. Теперь мы с вами – старинные здания: это может быть одноэтажный деревянный дом с треугольной крышей или красивый храм с куполами. А теперь изобразите современный город. Высокие дома, где живет очень много жителей. А сейчас пофантазируйте и превратитесь в город будущего. Какие там могут быть сооружения? Молодцы, я вижу, вы неплохо разбираетесь и в истории, и в архитектуре.
- Теперь мы сможем нарисовать картины прошлого, настоящего и будущего города? Найти своё рабочее место нам помогут наши бейджики. Цвет бейджика подскажет вам, за каким столом вы будете работать.
Дети расходятся по рабочим местам.
- Если у вас возникнут затруднения вот вам компьютеры, обратитесь к ним или ко мне за помощью. (В компьютере – иллюстрации прошлого, фотографии настоящего и проекты будущего). Работы нужно успеть выполнить до того, как серая стрелка-ветер на космических часах дойдёт до нашей планеты.
Во время работы воспитатель обращает внимание детей на стрелку часов, которая очень стремительно движется к планете земля.
По окончании выполнения работ воспитатель с детьми подходят к трём мольбертам, между которыми находится “говорящий” камень, задевают его:
- Здравствуйте ,дети, если вы выполнили работы, то теперь вам необходимо их правильно расположить. Напротив правой стрелки расположите прошлое, жёлтая стрелка укажет, где находится настоящее, а синяя, куда необходимо поместить будущее.
Воспитатель с детьми выставляют работы в соответствии с пожеланиями камня.
- Давайте закроем глаза и послушаем, остановится ли ветер? (Звучит фонограмма)
Вот, ребята, мы с вами и успели сделать так, чтобы наше прошлое, настоящее и будущее встретились, и нам не грозит беда. И мы с вами сейчас сможем побывать в любом из этих трёх городов. Возьмите любого из разноцветных человечков и поместите его в то время, где бы вы хотели очутиться.
Почему вы поместили своего человечка именно в этот город?
Чем интересен древний город? Новый город? Город будущего? Из ваших слов я поняла, что вы любите свой город, знаете его историю и сможете в будущем сделать его ещё лучше.
- А в память о нашей встрече, я хотела бы вам подарить этот альбом с фотографиями архитектурных зданий нашего города, его прошлого и настоящего, а будущее его создадите вы сами.