Цели:
- С помощью эксперимента подвести детей к формулировке теоремы о сумме углов треугольника, доказать ее и научить применять полученные знания в решении задач.
- Развитие познавательной деятельности, мышления, внимания.
- Воспитание трудолюбия.
Ход урока
1. Оргмомент (проверяется готовность класса к уроку).
2. Повторение
- Что такое треугольник?
- Какие виды треугольников вы знаете?
а) остроугольный,
б) тупоугольный,
в) прямоугольный
г) равнобедренный.
3. Объяснение нового материала.
Сегодня наш класс превратится в научно-исследовательский институт, а вы станете его сотрудниками. И мы не только познакомимся с работой научно-исследовательского института, но и сами будем делать открытия!
И так: научно – исследовательский институт имеет подразделения:
- Лаборатория экспериментов.
- Лаборатория научных доказательств.
- Лаборатория испытаний.
Лаборатория экспериментов
У каждого на столе лежит листок с начерченным на нем треугольником, ваша задача найти сумму углов вашего треугольника.
На доске размещены треугольники, которые предложены ребятам для работы.
I в. (остроугольный) А= В= С= А+В+С= |
II в. (прямоугольный) А= В= С= А+В+С= |
III в. (равнобедренный) А= В= С= А+В+С= |
IV (тупоугольный) А= В= С= А+В+С= |
Все ребята (на местах) с помощью транспортира измеряют углы треугольников, которые были заготовлены заранее, записывают свои измерения и находят сумму углов треугольника.
Затем все данные измерений записываем на доске под треугольниками. Получили результат:
Сумма углов остроугольного треугольника – 1800
прямоугольного треугольника- 1800
равнобедренного треугольника- 1800
тупоугольного треугольника- 1800
С помощью проведенных измерений и арифметических действий мы видим, что сумма углов во всех треугольниках-180 градусов. К какому выводу мы пришли?
Ответ: Сумма углов треугольника равна 1800.
И это действительно так, мы сейчас докажем, что это утверждение справедливо для любого треугольника.
2) Лаборатория научных доказательств.
Для этого перейдем в лабораторию доказательств и здесь мы с вами докажем научно, что это действительно так!!!
Записываем формулировку нашего открытия – теорему.
Сумма углов треугольника равна 1800
Дано: АВС Доказать: А+ В +С = 1800. |
Доказательство:
Проведем через т. В прямую а АС.
Рассмотрим АС ВD
А и АВD – внутренние односторонние при АС ВD = >
А + АВD = 1800
Рассмотрим ВD АС, углы.
С и СВD – внутренние накрестлежащие при ВD АС = >
С и СВD
Мы получили:
А + АВD = 1800
В + СВD
С
Получаем
А + В + С = 1800 ч.т.д.
Мы с вами доказали, используя знания аксиом и теорем, что сумма углов треугольника равна 1800.
3) Лаборатория испытаний (практическое применение).
А теперь переходим в лабораторию испытаний.
Полученное открытие мы должны применить на практике, при решении задач.
Задача № 1 | Дано: АВС А = 40 В = 60 Найти: С |
Решение:
А + В + С = 1800 (по теореме о сумме углов треугольника)
400 + 600 + C = 1800
1000 + С = 1800
С = 1800 - 1000
С = 800
Ответ: С = 80
Задача № 2 | Дано: АВС А : В : С = 1 : 2 : 3 Найти: А; В; С - ? |
Решение:
Пусть k - коэффициент пропорциональности, тогда:
А = k
В = 2 k
С = 3 k
А + В + С = 1800 (по теореме о сумме углов треугольника)
k + 2 k + 3 k = 1800
6 k = 1800
k = 300
А = 300
В = = 600
С = = 900
Ответ: А = 300, В = 600, С = 900
Сегодня мы сделали научное открытие: сумма углов треугольника равна 1800.
Мы узнали как в жизни происходит открытие. Как ученые делают открытия, их доказывают и находят применения своим открытиям.
4. Подведение итогов урока: выставление оценок учащимся с обоснованием их, домашнее задание (с комментариями).