Организация закрепления и повторения

Разделы: Математика


Когда двадцать лет назад, я студенткой 3-его курса пришла работать в школу, то планировала закрепление новых знаний и повторение старых в расчете на среднего ученика.

Но не всегда получалось, как мне хотелось. Слабые ученики не успевали за темпом урока, переставали верить в свои силы, начинали отвлекаться и мешать другим ученикам.

Сильным же ученикам становилось скучно, так как темп урока был для них слишком низким.

Тогда и стала зарождаться технология закрепления и повторения, которую теперь я со своими учениками называю “Шкатулкой достижений” куда я помещаю все заработанные баллы учащихся.

А работы называю “Работой на подписи”.

Сначала я стала выписывать на доску номера упражнений. Но у учащихся еще не было стимула работать интенсивнее. Тогда в форме поощрения я стала ходить по классу и ставить “плюсики” на полях в тетрадях за номера, решенные верно и раньше, чем учащийся, отвечающий у доски. Но чтобы не искушать учащихся, я вскоре заменила “плюсики” на “подписи”. В конце урока я подсчитывала число “подписей” у каждого ученика и выставляла оценки за урок.

Эта технология прошла проверку временем, хотя несколько видоизменилась. Сейчас я стала чаще применять на уроках тренинги с учетом способности каждого учащегося. Делю класс на несколько групп, в каждой группе назначаю главного консультанта. И ребята не только своей группы, но и из других групп, могут обратиться к этому консультанту.

Если группа готова – идет защита работы. Это может быть у доски, а может быть сидя за партой. Учитель – ученик. Формируется критерий выставления поурочного балла в “Шкатулку достижений” подтвердив “Работой на подписи”. И анализируя “Шкатулку достижений” учащегося, учитель с согласия ученика вносить оценку в журнал. Отметка за урок формируется методом сложения, а не вычитания (как на обычном уроке).

Сформирую основные принципы “Работы на подписи”

- добровольность участия в этой работе учащихся,

- посильность работы для каждого учащегося,

- открытость плана урока и критериев оценки.

Если ученик желает, он может выбрать сам форму работы – работа в группе или получить индивидуальное задание.

Каковы же преимущества этой технологии?

У большинства учащихся появляется заинтересованность. Каждый учащийся работает со своей собственной скоростью.

У учителя появляется возможность чаще вызывать к доске слабых учащихся.

Это не тормозит работу класса. Урок можно спланировать так, чтобы у сильных учащихся оставалось время для решения номеров повышенной сложности.

У учащегося появляется право выбора: получать отметку за урок или не получать.

Резко увеличивается число отметок в журнале.

Мы с учениками выработали правила “Работы на подписи”, которые, конечно, могут видоизменяться в зависимости от класса и от конкретных условии:

- относиться к “Работе на подписи” как к “игре”, и играть без обид, соблюдая правила,

- во время “Работы на подписи” в группах, ребята могут переговариваться шепотом, если надо подойти к другой группе или к учителю, но

- нельзя бегать по классу, передвигаться можно только спокойным шагом,

- нельзя менять заданный учителем порядок выполнения упражнений,

- если не соблюдаются правила “Работы на подписи”, то учитель может “наказать” всю группу, весь класс, отдельно учащегося, в зависимости от формы работы в данный момент “Подписи сгорят” и урок дальше пойдет по другой технологии.

Должна предупредить, что эта технология требует от учителя большей, чем на обычном уроке, концентрации внимания, но и приносит большее удовлетворение от урока как учителю, так и учащимся.