Когда двадцать лет назад, я студенткой 3-его курса пришла работать в школу, то планировала закрепление новых знаний и повторение старых в расчете на среднего ученика.
Но не всегда получалось, как мне хотелось. Слабые ученики не успевали за темпом урока, переставали верить в свои силы, начинали отвлекаться и мешать другим ученикам.
Сильным же ученикам становилось скучно, так как темп урока был для них слишком низким.
Тогда и стала зарождаться технология закрепления и повторения, которую теперь я со своими учениками называю “Шкатулкой достижений” куда я помещаю все заработанные баллы учащихся.
А работы называю “Работой на подписи”.
Сначала я стала выписывать на доску номера упражнений. Но у учащихся еще не было стимула работать интенсивнее. Тогда в форме поощрения я стала ходить по классу и ставить “плюсики” на полях в тетрадях за номера, решенные верно и раньше, чем учащийся, отвечающий у доски. Но чтобы не искушать учащихся, я вскоре заменила “плюсики” на “подписи”. В конце урока я подсчитывала число “подписей” у каждого ученика и выставляла оценки за урок.
Эта технология прошла проверку временем, хотя несколько видоизменилась. Сейчас я стала чаще применять на уроках тренинги с учетом способности каждого учащегося. Делю класс на несколько групп, в каждой группе назначаю главного консультанта. И ребята не только своей группы, но и из других групп, могут обратиться к этому консультанту.
Если группа готова – идет защита работы. Это может быть у доски, а может быть сидя за партой. Учитель – ученик. Формируется критерий выставления поурочного балла в “Шкатулку достижений” подтвердив “Работой на подписи”. И анализируя “Шкатулку достижений” учащегося, учитель с согласия ученика вносить оценку в журнал. Отметка за урок формируется методом сложения, а не вычитания (как на обычном уроке).
Сформирую основные принципы “Работы на подписи”
- добровольность участия в этой работе учащихся,
- посильность работы для каждого учащегося,
- открытость плана урока и критериев оценки.
Если ученик желает, он может выбрать сам форму работы – работа в группе или получить индивидуальное задание.
Каковы же преимущества этой технологии?
У большинства учащихся появляется заинтересованность. Каждый учащийся работает со своей собственной скоростью.
У учителя появляется возможность чаще вызывать к доске слабых учащихся.
Это не тормозит работу класса. Урок можно спланировать так, чтобы у сильных учащихся оставалось время для решения номеров повышенной сложности.
У учащегося появляется право выбора: получать отметку за урок или не получать.
Резко увеличивается число отметок в журнале.
Мы с учениками выработали правила “Работы на подписи”, которые, конечно, могут видоизменяться в зависимости от класса и от конкретных условии:
- относиться к “Работе на подписи” как к “игре”, и играть без обид, соблюдая правила,
- во время “Работы на подписи” в группах, ребята могут переговариваться шепотом, если надо подойти к другой группе или к учителю, но
- нельзя бегать по классу, передвигаться можно только спокойным шагом,
- нельзя менять заданный учителем порядок выполнения упражнений,
- если не соблюдаются правила “Работы на подписи”, то учитель может “наказать” всю группу, весь класс, отдельно учащегося, в зависимости от формы работы в данный момент “Подписи сгорят” и урок дальше пойдет по другой технологии.
Должна предупредить, что эта технология требует от учителя большей, чем на обычном уроке, концентрации внимания, но и приносит большее удовлетворение от урока как учителю, так и учащимся.