Цели и задачи:
- в доступной, увлекательной форме вводить детей в мир культуры, знакомить с простыми правилами этикета;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- способствовать формированию полезных привычек;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать любовь к литературному чтению.
Правила игры:
В игре принимают участие девочки и их мамы, которые сидят сзади девочек. Папы мальчиков – члены жюри, а их сыновья – ассистенты учителя (а
ссистенты-мальчики раздают всем игрокам звёзды за правильные ответы).Игра сводится к следующему: учитель задает вопросы всем участникам игры, на доске открывается серия ответов, необходимо выбрать правильный и поднять соответствующую карточку с номером ответа. Карточки с номерами ответов имеют девочки и их мамы. Задача игроков – правильно отвечать на вопросы, т. е. верно поднимать необходимую карточку (дети и родители не видят ответы друг у друга), по возможности собрать наибольшее количество звезд, которые даются за правильный ответ и дочери, и маме. Звёзды раздают ассистенты. При выявлении финалистов игры звездочки игрока и мамы суммируются.
Игру провожу сама. Сначала идёт представление семейных команд, членов жюри, помощников. Объясняю правила игры.
Ход игры
1 тур. “Культура поведения, культура общения”
1 вопрос.
Вашему вниманию предлагаются слова, которыми мы пользуемся при встрече в начале разговора (открываются слова на доске)
Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?
1. Пока! | 3. Привет! | 5. Хелло! |
2. Здорово! | 4. Здравствуйте! |
2 вопрос.
Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа.
1. Позовите Машу.
2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
3. Здравствуйте, позовите Машу.
4. Здравствуйте! Извините за беспокойство! Маша дома? Позовите ее, пожалуйста, к телефону.
3 вопрос.
Вы опоздали на урок и хотите войти в класс.
Найдите вариант более вежливого выражения просьбы.
1. Можно войти?
2. Я войду?
3. Извините, можно войти?
4 вопрос.
Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу.
Какие слова вы произнесли бы?
1. Извините, можно пройти?
2. Разрешите пройти.
3. Пропустите меня, я выхожу.
5 вопрос.
Все вы знаете сказку “Три медведя”.
Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.
Какой вариант разговора наиболее правильный?
1. Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.
2. Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспокойство, давайте я помогу вам здесь навести порядок, а потом вы проводите меня домой.
3. Медведи! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему мёда и малины.
6 вопрос.
Все вы любите получать подарки.
Вспомним сказку К. Чуковского “Муха-Цокотуха”.
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые -
В них застёжки золотые.
Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него?
1.
Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И вас за них благодарить.
2.
У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки.
Их отдам своей сестре,
Что живёт на той горе.
3.
Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки.
Ой, какое будет горе,
Если мне они не в пору!
7 вопрос.
Ещё раз вспомним строки Чуковского.
Приходила к Мухе
Бабушка пчела.
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла.
Как бы вы поступили с этим подарком?
1. Поставите весь мед для гостей.
2. Спрячете весь мёд подальше.
3. Отложите часть мёда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.
Подводится итог 1 тура.
Слово жюри.
2 тур “Писатели – детям”
(На доске портреты писателей – Блока, Маршака, Есенина, Бианки, Горького; фамилии закрыты, каждый портрет пронумерован)
1. Какой автор очень любил природу, животных и писал об этом в своих рассказах? (Бианки)
2. Кто автор следующих строк?
По небу голубому
Проехал грохот грома
И снова всё молчит.
(Маршак “Гроза днем”)
3. Назовите автора.
Черемуха душистая
С весною расцвела.
И ветви золотистые,
Что кудри, завила.
(Есенин “Черемуха”)
4 вопрос.
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка – старушка
Из окна глядит. (Блок “Ветхая избушка”)
5 вопрос.
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой. (Блок “Ворона”)
6 вопрос.
Однажды маленький мальчик Евсейка – очень хороший человек, сидя на берегу моря, удил рыбу. (Горький “Случай с Евсейкой)
7 вопрос.
Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых кусков сосновой коры.
(Бианки “Мышонок Пик”)
8 вопрос.
Королева издаёт указ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников.
(Маршак “Двенадцать месяцев”)
9 вопрос.
Поёт зима - аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
(Есенин “Воробышки”)
Подведение итогов 2 тура.
3 тур. “ Составь слово”.
(в конверте 10 букв алфавита - р, о, у, е, н, к, с, и, ч, м, )
Каждый участник получает по конверту с буквами.
Задание:
За 2 минуты из букв составить одно или несколько слов.
Каждая буква используется 1 раз.
(Варианты слов : ученик, урок, мир, сон, сом и др. )
Звездочку получает игрок, составивший самое длинное слово. Может быть и другой вариант: каждый участник получает столько звёздочек, сколько букв в слове.
Итог 3 тура.
Итоги всех туров.
Выявляется 2 участника, набравших больше всех звёздочек.
Если количество звёздочек совпадает у нескольких участников, задаются дополнительные вопросы до тех пор, пока останется 2 участника.
4 тур “Дуэль”
За 5 минут составить новые слова из слова КАЛЕЙДОСКОП.
Когда время истекло, участники по очереди зачитывают слова, они не должны повторяться. Если слов больше нет, то можно их заменять своими звездочками и звездочками своей мамы.
Объявляется победитель данного тура.
Учитель: В течение всей игры Вы старались и именно поэтому сейчас Ваш Звездный час! Вам предоставляется слово и в Вашу честь звучит музыка! (включается фонограмма - звучат фанфары)
Мама и дочь говорят о своих ощущениях победителя и об игре.
Подведение итогов игры.
Награждение победителей шоколадными медалями.
После соревнования проходит праздничное чаепитие.
Дополнительные вопросы.
1.
И пора уснуть, да жалко
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть! (Блок “Сны”)
2. Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапоги худые, что днём на ней были. (Маршак “12 месяцев”)
3. Это было настоящее кораблекрушение, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся. (Бианки “Мышонок Пик”)
4.
Под камнями рак живёт,
Рыбий хвостик рак жуёт,
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух. (Горький “Случай с Евсейкой”)
5.
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши её голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.
(Маршак “В лесу над росистой поляной”…)