Цель: систематизация сведений о правописании букв О и Ё (Е) после шипящих, закрепление знаний, полученных в 5-7 классах, и применение их на практике (урок проводится после изучения темы “О, Е после шипящих на конце наречий”)
Оборудование урока: компьютерный класс, экран, презентация “О,Ё после шипящих” (Приложение 1), компьютерный тренинг (Приложение 2) и компьютерный тест по данной теме (Приложение 3).
Название и содержание слайда (Приложение 1) | Деятельность учителя и учащихся | Примечания |
О,Ё после шипящих | После оргмомента учитель объявляет тему и цель урока, сообщает о конкурсе “Самый внимательный” | Уже на первом слайде, как и на большинстве других, есть картинка, в которой “спрятано” слово с данной орфограммой (звездочет, торт со свечой, зайчонок и др.). Они нужны для проведения конкурса в конце урока. |
План работы Гласная в корне Запомним “говорилку” Подскажи словечко Гласная в суффиксе и окончании Особые случаи и т.д. |
Вместе с учащимися учитель определяет план работы, постепенно выводя его на большой экран; дается представление о логике построения данного урока | На каждый пункт плана настроена гиперссылка, что дает возможность учителю перейти на любой слайд презентации. |
Гласная в корне Подбери однокоренное слово! Теория и примеры |
– Что делаем, если орфограмма находится
в корне слова? Учитель акцентирует внимание учащихся на ключевой фразе (её и название слайда надо записать в тетрадь), после чего повторяются теоретические сведения и анализируются примеры. – Запишите 2 своих примера с орфограммой в корне слова или используйте материал слайда. |
Слайды, где даны теоретические
сведения, строятся одинаково: * ключевая фраза, выделенная красным цветом; * слева правило – справа пример, иллюстрирующий его. |
Запомним “говорилку” Шорник, шов, шофер, обжора, Капюшон, жокей, мажор, Шорох, чопорный, … |
Учитель читает наизусть “говорилку”, не выводя её на экран, и спрашивает, в чем её особенность (собраны слова, в которых после шипящей пишется О), после этого перед учениками ставится задача запомнить её. | Даже на уроках повторения и обобщения дети должны узнавать что-то новое, пусть это будет “говорилка”. Анимация слайда настроена на поочередное появление строк, затем их исчезновение и повторное возникновение, что позволит ученикам запомнить “говорилку”. |
Подскажи словечко -жёлт- -жёст- -жёлуд- - шёрст- -чёс- -жёрнов и т.д. |
*Продолжается работа с корневой
орфограммой. По мере появления на экране корней с
гласной Ё ученики должны назвать слово с данным
корнем. * Подводится итог. |
Анимация “Цветная пишущая машинка” определяет темп (если задать средний темп, то работа займет около 3 минут) |
Гласная в суффиксе и окончании Определи часть речи! Теория и примеры |
Проводится работа, аналогичная пункту 3 | |
Особые случаи. Будь внимателен! Теория и примеры |
*Проводится работа, аналогичная пункту 3 *Подводится итог ( учащиеся проговаривают алгоритм рассуждений полностью: корень – суффикс/окончание – особые случаи) * Физкультминутка. |
Можно вернуться к слайду №2 (план урока), это поможет учащимся подвести итог и настроит на новый вид работы – применение знаний на практике |
Применяем знания на практике Ш..поты и ш..рохи неслись из лесной чащ..бы. И т.д. |
Класс получает задание: выпишите
сначала слова с орфограммой в корне слова, а
затем – в суффиксе и окончании; объясните
правописание (работа выполняется самостоятельно
с последующей проверкой) В то же время часть учащихся работает за компьютерами индивидуально (не более 3 минут) с тренингом и тестом (см. Приложение 2 и Приложение 3). |
Учащимся для индивидуальной работы
предлагается тренинг и /или тест из 10 вопросов, на
каждый из которых отведено определенное время
(временная шкала расположена внизу). Если ответ
не был дан, а время истекло, то будет засчитан
неверный ответ, а на экране появится следующий
вопрос. Оценку за работу выставляет компьютер
сразу после выполнения всех заданий. Оценка
за тест выставляется в журнал с согласия ученика. Доступ к материалам приложений должен быть у учеников и во внеурочное время. |
Проверь себя. 1. Орфограмма в корне – подбери однокоренное слово и т.д. |
*Повторение ключевых моментов. * Проведение конкурса “Самый внимательный”: – Вспомните рисунки на слайдах (7 картинок). Какие слова с нашей орфограммой спрятаны в них? (звездочет, торт со свечой, зайчонок, дирижёр, бельчонок, течёт речонка, пчёлы). Запишите их. Побеждает тот, кто грамотно написал большее количество слов. * Выставление оценок; задание на дом:* вспомнить и записать “говорилку”, *составить текст (5 предложений), включив в него слова с данной орфограммой. |