Русский язык. 7-й класс. Гласные О и Ё(Е) после шипящих

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: систематизация сведений о правописании букв О и Ё (Е) после шипящих, закрепление знаний, полученных в 5-7 классах, и применение их на практике (урок проводится после изучения темы “О, Е после шипящих на конце наречий”)

Оборудование урока: компьютерный класс, экран, презентация “О,Ё после шипящих” (Приложение 1), компьютерный тренинг (Приложение 2) и компьютерный тест по данной теме (Приложение 3).

Название и содержание слайда (Приложение 1) Деятельность учителя и учащихся Примечания
О,Ё после шипящих После оргмомента учитель объявляет тему и цель урока, сообщает о конкурсе “Самый внимательный” Уже на первом слайде, как и на большинстве других, есть картинка, в которой “спрятано” слово с данной орфограммой (звездочет, торт со свечой, зайчонок и др.). Они нужны для проведения конкурса в конце урока.
План работы

Гласная в корне

Запомним “говорилку”

Подскажи словечко

Гласная в суффиксе и окончании

Особые случаи и т.д.

Вместе с учащимися учитель определяет план работы, постепенно выводя его на большой экран; дается представление о логике построения данного урока На каждый пункт плана настроена гиперссылка, что дает возможность учителю перейти на любой слайд презентации.
Гласная в корне

Подбери однокоренное слово!

Теория и примеры

– Что делаем, если орфограмма находится в корне слова?

Учитель акцентирует внимание учащихся на ключевой фразе (её и название слайда надо записать в тетрадь), после чего повторяются теоретические сведения и анализируются примеры.

– Запишите 2 своих примера с орфограммой в корне слова или используйте материал слайда.

Слайды, где даны теоретические сведения, строятся одинаково:

* ключевая фраза, выделенная красным цветом; * слева правило – справа пример, иллюстрирующий его.

Запомним “говорилку”

Шорник, шов, шофер, обжора,

Капюшон, жокей, мажор,

Шорох, чопорный, …

Учитель читает наизусть “говорилку”, не выводя её на экран, и спрашивает, в чем её особенность (собраны слова, в которых после шипящей пишется О), после этого перед учениками ставится задача запомнить её. Даже на уроках повторения и обобщения дети должны узнавать что-то новое, пусть это будет “говорилка”. Анимация слайда настроена на поочередное появление строк, затем их исчезновение и повторное возникновение, что позволит ученикам запомнить “говорилку”.
Подскажи словечко

-жёлт- -жёст- -жёлуд-

- шёрст- -чёс- -жёрнов и т.д.

*Продолжается работа с корневой орфограммой. По мере появления на экране корней с гласной Ё ученики должны назвать слово с данным корнем.

* Подводится итог.

Анимация “Цветная пишущая машинка” определяет темп (если задать средний темп, то работа займет около 3 минут)
Гласная в суффиксе и окончании

Определи часть речи!

Теория и примеры

Проводится работа, аналогичная пункту 3  
Особые случаи.

Будь внимателен!

Теория и примеры

*Проводится работа, аналогичная пункту 3

*Подводится итог ( учащиеся проговаривают алгоритм рассуждений полностью: корень – суффикс/окончание – особые случаи)

* Физкультминутка.

Можно вернуться к слайду №2 (план урока), это поможет учащимся подвести итог и настроит на новый вид работы – применение знаний на практике
Применяем знания на практике

Ш..поты и ш..рохи неслись из лесной чащ..бы. И т.д.

Класс получает задание: выпишите сначала слова с орфограммой в корне слова, а затем – в суффиксе и окончании; объясните правописание (работа выполняется самостоятельно с последующей проверкой)

В то же время часть учащихся работает за компьютерами индивидуально (не более 3 минут) с тренингом и тестом (см. Приложение 2 и Приложение 3).

Учащимся для индивидуальной работы предлагается тренинг и /или тест из 10 вопросов, на каждый из которых отведено определенное время (временная шкала расположена внизу). Если ответ не был дан, а время истекло, то будет засчитан неверный ответ, а на экране появится следующий вопрос. Оценку за работу выставляет компьютер сразу после выполнения всех заданий. Оценка за тест выставляется в журнал с согласия ученика.

Доступ к материалам приложений должен быть у учеников и во внеурочное время.

Проверь себя.

1. Орфограмма в корне –

подбери однокоренное слово

и т.д.

*Повторение ключевых моментов.

* Проведение конкурса “Самый внимательный”:

– Вспомните рисунки на слайдах (7 картинок). Какие слова с нашей орфограммой спрятаны в них? (звездочет, торт со свечой, зайчонок, дирижёр, бельчонок, течёт речонка, пчёлы). Запишите их.

Побеждает тот, кто грамотно написал большее количество слов.

* Выставление оценок; задание на дом:* вспомнить и записать “говорилку”, *составить текст (5 предложений), включив в него слова с данной орфограммой.