Цель урока: создание условий для овладения правилами безопасного поведения.
Задачи:
После изучения темы учащиеся должны:
а) знать:
- об основных причинах и последствиях пожара;
- об основных мерах пожарной безопасности в быту;
- о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;
б) уметь:
- правильно действовать в случае пожара в доме;
- эвакуироваться из горящего здания;
в) иметь представление:
- об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;
- об огнестойкости строительных конструкций.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изложение программного материала.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об одной из самых распространенных опасных ситуаций, которая может случиться в жилище – о возгорании и пожарах. А сделаем мы это вместе с героями стихотворения “Кошкин дом”.
Помните?!
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом!
Пожар в доме – это большая беда.
А давайте назовем причины, по которым мог возникнуть пожар в доме кошки. Назовите наиболее частые причины пожаров.
- детские шалости с огнем;
- короткое замыкание в электросети;
- оставленные включенными без наблюдения утюг и другие электроприборы;
- неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, бенгальским огнем возле новогодней елки, на балконе;
- чистка одежды бензином, использование бензина для разжигания печки (на даче);
- курение в постели, в сарае, на сеновале;
- брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета;
- оставленные без контроля горящая свеча, газовая горелка;
- отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их завершения;
- перегрев телевизора, его запыленность и размещение в нише мебельной стенки;
- хранение на балконе или в теплых помещениях пороха, лаков, красок, других легковоспламеняющихся жидкостей; попадание на балкон непотушенных окурков и спичек с верхних этажей;
- сушка предметов одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;
- близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, печкам, электрокаминам;
- неосторожность в обращении с фейерверками, хлопушками, петардами; большое число мощных электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников.
По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий пожар требуются нечеловеческие усилия, огромные средства и силы.
Кто виноват?
Чаще всего в пожаре виноваты сами пострадавшие, ведь для возникновения пожара необходимо всего два основных условия – источник и топливо, плюс что-то третье, относящееся к категории “не судьба”. Источником огня в квартире может быть искра, спичка, перегрев вследствие электрического, химического или иного нагрева, и даже разряд атмосферного электричества. С топливом в квартире тоже проблем нет. Газ, пыль, захламленные кладовки и антресоли, горючая бытовая химия и предметы интерьера, включая бытовую технику.
Ну, давайте дальше вспоминать стихотворение
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом.
Ребята, а вы знаете, что ядовитый дым – это опасный спутник огня, основной поражающий фактор пожара.
Чем же он опасен для организма человека? (схема)
А какие еще поражающие факторы пожара вы знаете?
СХЕМА
Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на организм человека
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Ребята, случае возникновения пожара в жилище какие должны быть действия человека?
Что необходимо делать?
1. Вызови пожарную охрану по телефону 01.
Если телефона нет, зови на помощь.
2. Покинь горящее помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики)
3. Встречай пожарных.
4. Если огонь небольшой, то можно попробовать справиться с ним самостоятельно.
А как же поступила кошка? Помните?
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом,
А лошадка с фонарем,
А собачка – с помелом
Серый заюшка – с листом
Раз! Раз! И огонь погас.
А вы какие знаете средства тушения пожаров?
На доске предметы. Распределите их в две группы по способу тушения.
Объясните свой выбор (электроприборы нельзя тушить водой).
А чего нельзя делать при пожаре?
- распахивать окна и двери в горящем помещении — кислород способствует горению, а дым его уменьшает;
- близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь;
- поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество;
- тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.
На доске рисунок. Расскажите план действия в данной ситуации
1) быстро выключить телевизор;
2) засыпать песком, землей
3) накрыть плотной тканью, покрывалом, курткой, ковриком.
Однако самое лучшее – это не доводить дело до пожара. Для этого нужно не так уж и много – тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности, которые прилагаются к любому электроприбору. И не забывайте о признаках возможного загорания электроприборов:
- появление дыма или запаха горелой резины (пластика, дерева);
- сильный нагрев отдельных частей или прибора в целом;
- искрение, вспышки света, треск в приборе или проводе.
При появлении любого из этих признаков лучше сразу отключить прибор и позвать взрослых.
Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по “01”,
Сразу все уладится!
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жги, не стой –
А залей его … (водой)
Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
3. Закрепление знаний.
Пора подводить итоги. Кошке помогли надежные и верные друзья. Кошкин дом спасли.
А мы с вами должны обязательно знать и соблюдать правила пожарной безопасности. И помнить откуда может прийти беда, что может стать причиной пожара.
1. Назовите основные поражающие факторы, воздействующие на людей при пожаре?
2. Перечислите причины пожаров в жилых и общественных зданиях.
3. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в доме?
Задание:
Расставь листы так, чтобы получилась пословица, отражающая суть системы противопожарной безопасности, да и одно из правил ОБЖ:
4. Подведение итогов
Оценки.
Памятки.
5. Домашнее задание. Найти и записать в тетради 2 пословицы о пожарах, о противопожарной безопасности.