Я являюсь руководителем двух из четырех семинаров по психологии, один из которых провожу с воспитателями района уже 13 год, а второй – первый год, используя свои накопленные материалы. Также мои материалы используют и другие руководители методических объединений района.
Начинали мы с азов психологии, учитывая то, что не все воспитатели имеют специальное образование. С каждым годом, учитывая пожелания педагогов, материал усложнялся.
Ежегодно в своих анкетах педагоги высказывали мнение о работе семинара, вносили предложения. Некоторые воспитатели посещают семинарские занятия 12 лет и приходят даже во время своего отпуска.
Кроме того, по этому плану провожу занятия и с педагогами своего дошкольного учреждения.
Предлагаемые планы можно использовать педагогам-психологам детских садов и учреждений, работающих с дошкольниками, для психологизации работы с педагогами. Кроме того, данный план можно использовать при составлении образовательной программы дошкольного учреждения.
ПЛАН РАБОТЫ СЕМИНАРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ “ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА” (проводит психолог)
1-й год обучения |
|
Тема: Развитие познавательных
процессов у дошкольников. Цели: Познакомить воспитателей с развитием познавательных процессов у дошкольников. |
|
№ | Темы занятий |
1 | 1. Развитие ощущений и восприятия. 2. Понятие о восприятии. Характеристика отдельных видов восприятия. |
2 | 1. Развитие внимания 2. Формирование памяти. |
3 | 1. Развитие речи у дошкольников. 2. Развитие мышления у детей. |
4 | 1. Развитие воображения. . |
5 | 1. Развитие воображения 2. Подведение итогов работы семинара. |
2 год |
|
Тема: Изучение особенностей
развития познавательных процессов у
дошкольников. Цели: Познакомить воспитателей с развитием познавательных процессов у дошкольников. |
|
1 | 1. Цели и задачи семинара. 2. Методы научно-психологического изучения развития познавательных процессов. 3. Информация о плане семинара. |
2 | 1. Диагностирование уровня развития
познавательных процессов у дошкольников. 2. Практикум по диагностированию. |
3 | 1. Дифференцированный подход к развитию
с учетом результатов диагностики. 2. Просмотр занятий с детьми (3 подгруппы) |
4 | 1. Прогнозирование развития
способностей дошкольников. 2. Анализ и коррекция конспектов. 3. Деловая игра (каждый на своем ребенке) 4. Итоги работы семинара за истекший год. |
3 год |
|
Тема: Изучение
закономерностей развития личности дошкольника. Цели: Содействовать углублению у воспитателей знаний по детской психологии. |
|
1 | 1. Знакомство с планом. 2. Понятие личности, условия развития личности у дошкольников. - Что такое личность? - Краткие сведения из истории изучения личности. - Современные теории личности. - Общественно-историческая природа личности. - Формирование и развитие личности в детском возрасте. - Моральное развитие ребенка. - Этапы развития личности в течение ее жизни (концепция Э. Эриксона). 2. Развитие мотивов и формирование самосознания ребенка-дошкольника. - Понятие о мотивации и структура мотивационной сферы человека. - Психологические теории мотивации. - Формирование и развитие мотивационной сферы у человека. - Строение мотивационной сферы человека. |
2 | 1. Развитие эмоций и чувств у
дошкольника. - Понятие и виды эмоциональных переживаний. - Физиологические объяснения происхождения сущности эмоций. - Психологическая теория эмоций. - Эмоции и личность. - Развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции поведения у детей. - Виды эмоциональных процессов и состояний. - Теории эмоций. 2. Развитие волевой сферы у детей. - Понятие о воле. - Природа волевого действия. Воспитание воли у детей. - Современное состояние и основные проблемы психологических исследований воли. |
3 | 1. Потребности и интересы. - Способности и одаренность. - Понятие и виды способностей. - Природа человеческих способностей. - Способность и личность. - Формирование и развитие способностей у детей. - Индивидуальные различия в познавательных процессах и способностях. |
4 | 1. Темперамент и характер. - Понятие о темпераменте и его типы. - Физиологические основы темперамента. - Проявление темперамента у детей. - Понятие и типология характера. - Характер и личность. - Формирование характера у детей. 2. Диспут по книге “Как воспитать вундеркинда”. |
4 год |
|
Тема: Изучение
индивидуальных особенностей личности ребенка. Цели: Стимулировать использование воспитания в работе с детьми знаний по детской психологии. |
|
1 | 1. Знакомство с планом работы семинара
на год. 2. Изучение эмоциональной сферы ребенка. - Понятия и виды эмоциональных переживаний; - Физиологические объяснения происхождения и сущности эмоций; - Психологические теории эмоций; - Развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции поведения у детей; |
2 | 1. Изучение направленности и
деятельности личности. - Психологическое определение деятельности детей, - Формирование разных видов деятельности, 2. Анализ результатов изучения эмоциональной сферы ребенка и перспективы работы с ним. |
3 | 1. Изучение нравственно-волевой сферы
ребенка. – Понятие о воле, – Природа волевого действия. - Воспитание воли у детей, – Современное состояние и основные проблемы направленности личности и перспективы работы. 2. Анализ результатов изучения направленности личности и перспективы работы. |
4 | 1. Изучение общения ребенка и его поведенческих реакций. Открытый показ занятия “Будем осмотрительны дома”. |
5 | 1. Анализ нравственно-волевой сферы
ребенка. 2. Обмен мнениями по результатам использования рекомендаций семинара. |
5 год |
|
Тема: Психология
личностного роста воспитателя Цель: Развивать личность педагога, способствовать его личностному росту и максимальному использованию своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности. |
|
1 | 1. Знакомство с планом работы семинара. 2. Проблема личностного роста и его психологическая структура. |
2 | 1. Психодиагностика уровня развития
личности. 2. Тест “Я – концепция” |
3 | 1. Психологический анализ жизненного
пути и методика выработки личных планов. 2. Практическое упражнение “Разработка личного жизненного плана” |
4 | 1. Развитие уверенности в себе и
коррекция агрессивных манер поведения. 2. Тренинг уверенности в себе. 3. Обмен мнениями по результатам использования рекомендаций семинара. 4. Подведение итогов анкетирования по результатам работы семинара. |
6 год |
|
Тема: Психология
личностного роста воспитателя Цели: Развивать личность педагога, способствовать его личностному росту и максимальному использованию своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности. |
|
1 | 1. Знакомство с планом работы семинара
на год. 2. Развитие творческого потенциала личности. |
2 | 1. Прояснение ценностно-мотивационной
сферы и ее развитие. 2. Методика Рокича. Упражнение “Круг субличностей”. |
3 | 1. Методы преодоления жизненных
кризисов и развитии эмоциональной устойчивости. 2. Упражнение “Осознание жизненных кризисов” и “Приятие”. |
4 | 1. Обмен мнениями по результатам
использования рекомендаций семинара. 2. Подведение итогов, анкетирование по результатам работы семинара. |
7 год |
|
Тема: Сказкотерапия в
коррекционно-развивающей работе с
детьми-дошкольниками. Цели: Содействовать освоению педагогами приемов коррекционно-воспитательной работы с детьми. |
|
1 | 1. Воспитание сказкой. 2. Знакомство с планом работы семинара. |
2 | 1. Методы работы со сказкой в рамках
сказкотерпии. - Знакомые герои в новых обстоятельствах. - Коллаж из сказок. - Сказки из мусора. - Сказки из просто стишков. - Сказки из смешных образов. - Сказки из одного слова. |
3 | Практикум. Организация
коррекционно-развивающих занятий с
использованием сказкотерапии. - Принципы работы со сказками. - Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия. - Художественные сказки. - Психотерапевтические сказки. |
4 | Круглый стол. - Сказкотерапия. Результаты и перспективы использования. - Подведение итогов семинара. |
8 год |
|
Тема: Сказкотерапия в
коррекционно-развивающей работе с
детьми-дошкольниками. Цель:Совершенствовать работу педагогов с детьми, основанную на приемах коррекции. |
|
1 | Практические занятия по сказкотерапии. Просмотр видеозаписей. |
2 | Коллаж из сказок. Просмотр открытого занятия по сказке С. Капутикян “Маша обедает”. |
3 | Организация занятий с эелементами сказкотерпии. Просмотр открытого занятия “Мальчик-звезда” с использованием одноименной сказки Оскара Уальда. |
4 | Подведение итогов работы семинара. Анкетирование. |
9 год |
|
Тема: Игоротерапия общения. Цели: Содействовать освоению педагогами игровых приемов, способствующих формированию и коррекции общения. |
|
1 | 1. Круглый стол по теме “Особенности и
виды общения в дошкольном возрасте”. 2. Информация “Использование игры как терапевтического средства общения”. 3. Обсуждение плана семинара на год. |
2 | 1. Информация Изучение особенностей
общения с семьей”. 2. Показ диагностических методов (“Рисунок семьи”, “День рождения”), их анализ и рекомендации. |
3 | 1. Информация “Изучение особенностей
эмоционального развития дошкольников”. 2. Показ диагностических методов (тест тревожности “Кактус”, “Дом, дерево, человек”), их анализ и рекомендации. |
4 | Информация “Взаимодействие детского
сада и семьи по вопросам эмоционального
благополучия детей”. - Разработка рекомендаций и наглядного материала. - Итоги и перспективы работы семинара. Анкетирование участников семинара. |
10 год |
|
Тема:
Социально-психологические аспекты
саморегуляции человека. Цели: Познакомить педагогов с основными аспектами саморегуляции людей. |
|
1 | 1. Обсуждение плана семинара на год. 2. Социально-психологические аспекты саморегуляции человека. 3. Психологический тип человека. Тесты “Ваш характер”, “Насколько вы уравновешены”. 5. Практическое задание по определению психологических типов темперамента у человека. |
2 | 1 Эмоции и чувства. 2. Тест “Ваша эмоциональная чувствительность”. 3. Практическое задание по определению положительных и отрицательных эмоциональных состояний людей. 4. Практические рекомендации по регуляции отрицательных эмоциональных состояний. |
3 | 1. Гнев. Агрессия, тревога, чувство вины,
жалость к себе. Стыд. Как с ними бороться? 2. Тест по определению степени терпимости человека. 3. Практическое задание по регуляции отрицательных эмоциональных состояний. |
4 | 1. Стресс, фрустрация, депрессия,
социофобия, посттравматический стресс. Как
регулировать эти состояния? 2. Тесты “Ваша стрессоустойчивость”, “Психическое выгорание”. 3. Практическое задание по регуляции эмоционального состояния. 4. Итоги и перспективы семинара. |
11 год |
|
Тема: Социально-психологические
аспекты саморегуляции человека. Цели: Познакомить педагогов с основными аспектами саморегуляции людей. |
|
1 | 1. Обсуждение плана работы семинара на
год. 2. Манипуляторы. Как противостоять им? |
2 | 1. Практикум на тему “Механизм
нейтрализации манипуляций в общении”. 2. Рекомендации по технике аргументации. 3. Приемы, стимулирующие общение. |
3 | 1. Психотехнология создания
доверительных взаимоотношений. 2. Мастерство конструктивной критики. 3. Искусство комплимента. 4. Умение задавать вопросы. |
4 | Как сказать “нет” в личной жизни и на
работе. Искусство избегания конфликтов. Умение прекратить разговор, не обижая собеседника. 4. Итоги и перспективы работы семинара. |
12 год |
|
Тема: Знакомство с методами
диагностики психолого-педагогической
деятельности. Цели: - сформировать и развить прочные знания, навыки и умения использования методик подготовки и проведения психолого-педагогических диагностических процедур; - приобретение теоретических и практических основ системного анализа, моделирования и конструктивного разрешения профессионально-педагогических ситуаций; - овладение содержанием и методикой развития профессиональной компетентности воспитателя, проектированием, прогнозированием, конструированием и осуществлением различных форм психолого-педагогической деятельности. |
|
1 | 1. Обсуждение плана работы семинара
на год. 2. Цели и задачи школы “Методы диагностики психолого-педагогической деятельности”. - Понятие о педагогической деятельности как процессе непрерывного решения профессиональных задач, - Классификация психолого-педагогических задач, решаемых в педагогической системе. - Структура решения педагогических задач. |
2 | 1. Использование метода наблюдения в
деятельности педагога. - Понятие и характеристика метода наблюдения, - Планирование и содержание наблюдения, - Практическое задание на проведение наблюдения детей и в группе детского сада и анкетирования родителей. |
3 | 1. Метод опроса в профессиональной
деятельности педагога. - Опрос как метод получения психолого-педагогической информации, - Содержание интервьюирования и анкетирования как основных форм опроса. - Открытый показ работы воспитателя по проведению анкетирования детей в старшей группе детского сада. - Результаты практического задания по проведению наблюдений на группах и анкетированию родителей. |
4 | 1. Психолого-педагогическая диагностика
поступков как составная часть решения
педагогических задач. - Сущность психолого-педагогической диагностики, - Алгоритмизация диагностических процедур, - Психолого-педагогическая диагностика поступков. 2. Творческий отчет воспитателя старшей группы “Использование мелкой моторики детей в развитии речи и мышления дошкольников”. 2. Подведение итогов работы семинара. |
13 год |
|
Тема: Система работы
воспитателя с агрессивными детьми. Цель: Научить воспитателей приемам проведения диагностической, коррекционной и профилактической работы с агрессивными детьми. |
|
1 | 1. Введение в тему “Система работы
воспитателя с агрессивными детьми” 2. Портрет агрессивного ребенка. 3. Выявление агрессивных детей. 4. Цель занятий школы “Система работы воспитателя с агрессивными детьми” 5. Анонсирование программы Т. В. Ковалевой “Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста” |
2 | 1. Обучение умениям распознавания
негативных эмоций и оказание помощи
агрессивному ребенку. 2. Как играть с агрессивными детьми. 3. Новинки литературы об агрессивных детях. |
3 | 1. Профилактика агрессивности у детей. 2. Круглый стол по профилактике агрессивности у детей. - Показ занятий по профилактике агрессивности у детей раннего и старшего дошкольного возраста . |
4 | 1. Взаимодействие с родителями по
профилактике и коррекции агрессивности у детей. 2. Подведение итогов и перспективы работы семинара. |
АНКЕТА для воспитателей
(по окончании учебного года)
1. Как вы оцениваете необходимость изучения данного материала?
2. Сможете ли вы использовать материал семинара на практике?
3. Оцените занятия по пятибалльной системе.
4. Ответьте, что не удалось в работе?
5. Как бы вы провели занятия данного семинара?
6. Предложите тему занятий по психологии, которую вы хотели бы изучать в следующем году
ЛИТЕРАТУРА
1. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. - М. , Международная педагогическая акдемия,1995.
2. Быков А. К. Психолого-педагогический практикум. Модуль 1 и модуль 2. -М. , Рос Ноу . 2005.
3. Запорожец А. В. , Эльконин Д. Б. Психология дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. -М. , Просвещение. , 1964.
4. Ковалева И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. – М. , Айрис-пресс, 2007.
5. Лютова Е. К. , Монина Г. Б. Агрессивные дети. – М. , “Генезис”. 2000
6. Лютова Е. К. , Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. (период раннего детства), -Санкт Петербург, “Речь”, 2003.
7. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. - М. , Линка-пресс, 1998.
8. Немов Р. С. Психология. -М. , Просвещение, 1990
9. Орлова В. А. Практическая психология. -М. ЗТ МИФИ. 2003
10. Панфилова М. А. Игротерапия общения. -М. , “ГНОМ и Д”, 2000.
11. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. -М. ,АСТ. 2000