Занятия для детей старшего дошкольного возраста "Какие бывают поезда?"

Разделы: Работа с дошкольниками


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА НА ТЕМУ “ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД” ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • закрепить знания детей о назначении товарных и грузовых поездов,
  • развивать конструктивные умения, умения распределять этап работы, использовать для изготовления дополнительных атрибутов разнообразный материал (уголь, зерно, лес…),
  • воспитывать аккуратность в работе, умение радоваться результатам своего труда.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа о поездах, их назначении, чтение книг, рассматривание иллюстраций с изображением поездов.

МАТЕРИАЛ: спичечные коробки, цветная бумага, картон, уголь, зерно, палочки от веника, баночки из-под витаминов, клей, ножницы, тряпочки, клеенки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель загадывает детям загадку:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(поезд)

Воспитатель:

- Какие бывают поезда? (пассажирские, грузовые)

- Кого перевозят грузовые и товарные поезда? (товарные - товары продовольственные и промышленные, а грузовые –грузы (нефть, прокат, лес, уголь)

- Чем похожи эти поезда? (ответы детей)

- Чем они отличаются? (ответы детей)

- Кто управляет пассажирским поездом? (машинист)

- Кто управляет грузовым поездом? (машинист)

- Какие обязанности выполняет помощник машиниста? (следит за сигналами)

Проводится дидактическая игра “Какой поезд?” (Дети по иллюстрации определяют название поезда).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети изображают паровоз - гудят и стучат ногами по полу.

Едет, едет паровоз –
Две трубы и сто колес,
Две трубы и сто колес,
Машинистом – рыжий пес.

Далее дети рассматривают локомотив и видят, что у него нет вагонов. Воспитатель предлагает из предметов, которые находятся на столе, сконструировать вагоны.

Выбирают приемлемый вариант, конструируют вагоны.

Воспитатель:

- Какого цвета бывают вагоны грузового поезда? (перечисляют)

Каждый ребенок выбирает, какой груз он будут везти (уголь, лес, зерно), выбирают нужный цвет вагонов.

Далее работа идет поэтапно.

1 этап – оклеивание вагонов,

2 этап – приклеивание колес,

3 этап – приклеивание груза,

4 этап – соединение вагонов в поезд.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель задает детям вопросы:

- Что мы сегодня с вами конструировали?

- Каково назначение грузового поезда?

- Кто управляет поездом?

- Какие обязанности выполняет помощник машиниста?

- Что находится в начале железнодорожного состава? (локомотив)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА “ПОЧЕМУ ПОЕЗД БЫВАЕТ ПОЖАРНЫМ?”

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • Обобщить и углубить представления детей о пожарном поезде, полученными во время экскурсии на вокзал;
  • Расширить представления детей о труде пожарных; обогатить и активизировать словарь (пожарный рукав, ствол, струя, насос). Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, уважительно относиться к собеседнику.)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Экскурсия на вокзал к пожарному поезду.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, недавно мы с вами ходили на экскурсию к пожарному поезду. Сегодня мне хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями (высказывания детей).

Воспитатель:

- Так зачем же людям нужны пожарные поезда? (тушить пожары на железной дороге).

- Какая работа у пожарных? (ответы детей).

Воспитатель:

- Правильно, работа пожарных трудная, тяжелая; при тушении огня они рискуют жизнью. Но работа пожарных нужна людям. Как вы считаете, для чего эта работа нужна людям?

Дети:

- Они тушат пожары, спасают людей, технику, вещи.

Воспитатель:

- Какими должны быть пожарные?

Дети:

- Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными.

Воспитатель:

- Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми?

Дети:

- Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму. Для этого у пожарных есть костюмы и каски. Раньше пожарные надевали суконные костюмы. Они были очень неудобные – горели, намокали и тогда становились тяжелыми, а зимой в морозы замерзали. Современный пожарный надевает брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову защищает шлем-маска. Если пожарным нужно работать в огне, они надевают специальный костюм и противогаз.

Воспитатель:

- Как вы думаете, где пожарные хранят свой костюм? (ответы детей).

Правильно, костюм хранится в пожарном поезде, в специально отведенном месте ( в шкафу).

А кто из вас помнит, как оборудован пожарный поезд?

Дети:

- В пожарном поезде имеется рация для связи с пожарной частью железной дороги и другими пожарными поездами. Есть насос, пожарные рукава со стволами, костюмы, шлем-маски, каски, ствол, инструменты для ремонта. Огнетушитель, аптечка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. “Мы – юные пожарные”

Воспитатель:

- А как раньше пожарные узнавали о пожаре? Как узнают сейчас?

Дети:

- В каждом большом селе и в городе была высокая башня. Она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где-нибудь дымок?

А сейчас о пожаре сообщают по рации.

Воспитатель:

- А как вы думаете, пожарные пожарного поезда тушат пожары только на железной дороге?

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

- Правильно, пожарные поезда тушат пожары и на железной дороге, и помогают тушить пожар в лесу, в домах, которые находятся рядом с железной дорогой.

Воспитатель:

- А отчего происходят пожары?

Дети:

- Пожары происходят от несоблюдения правил пожарной безопасности.

Воспитатель:

- Давайте вспомним эти правила. (дети перечисляют).

Воспитатель:

- Профессия пожарных нелегкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. Как в нашей стране отмечают людей, особо отличившихся на пожаре?

Дети:

- Их награждают медалями.

Подводятся итоги занятия.

Воспитатель предлагает детям в свободной деятельности нарисовать пожарный поезд.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ “ЧТО Я ВИДЕЛ НА ВОКЗАЛЕ” ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • Закрепить знания детей о работе железнодорожников, полученные в ходе экскурсии (билетный кассир, диспетчер, дежурный по вокзалу, начальник вокзала, уборщица и т.д.)
  • Развивать интерес к профессиям железнодорожников.
  • Воспитывать уважение к труду железнодорожников.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: экскурсия на вокзал; рассматривание цветных иллюстраций с изображением вокзала ; знакомство с правилами поведения на железной дороге.

МАТЕРИАЛ: макет железнодорожного вокзала, игрушки (Чебурашка, крокодил Гена), песня “Голубой вагон”, муз. Шаинского слова Успенского; билеты; макет поезда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам в гости на занятие пришли всеми вами любимые герои мультфильмов. Кто это? Вы узнали? (Чебурашка, крокодил Гена).

- Молодцы! Угадали! Узнали!

Воспитатель:

- А пришли к нам гости не просто так. Они узнали, что мы с вами ходили на экскурсию и просят вас рассказать, что мы там видели?

Воспитатель вносит макет вокзала. Задает вопрос:

- А с чего начинается территория вокзала? (с перрона)

Чебурашка:

- А без чего нельзя сесть в поезд? (без билета).

- Где его можно приобрести? (в кассе)

- Как называют человека, который продает билет? (билетный кассир)

Воспитатель:

- А какие кассы мы видели? (пригородные, кассы дальнего следования).

- Чем они отличаются? (ответы детей).

Крокодил Гена:

- Где мы можем узнать о прибытии или отправлении поезда? (У справочного окна или на табло с расписанием).

- А что это такое – справочное окно и для чего оно предназначено? (ответы детей)

-Как называют человека, объявляющего отправление поезда? (диспетчер).

Чебурашка:

- А я еще видел окошко с надписью “Старший кассир”. Для чего оно? (ответы детей).

Крокодил Гена:

- Я уже устал и хочу отдохнуть. А как вы думаете, дети, где можно отдохнуть на вокзале? (зал ожидания, зал повышенной комфортности).

Воспитатель:

- А давайте мы с вами тоже отдохнем.

Физкультминутка.

Загудел паровоз и вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко не укачу.

Воспитатель:

- Дети, а кто мне подскажет, куда можно сдать багаж? (багажное отделение).

- А какие еще услуги предоставляют нам работники вокзала? (аптечный киоск, газетный киоск, буфет).

Чебурашка:

- А если со мной случилась беда, к кому я могу обратиться? (железнодорожная милиция или начальник по вокзалу).

Крокодил Гена:

- А кто же на вокзале наводит такую чистоту и порядок? (уборщица).

Крокодил Гена и Чебурашка благодарят ребят и приглашают их покататься на поезде, чтобы получить билет. Ребята должны назвать правила поведения в поезде.

Билеты розданы. Чебурашка и Крокодил Гена прощаются с ребятами.

Звучат слова:

- Дружно в поезд дети сели и в окошко посмотрели.

Машинист сигнал подал и наш поезд побежал.

Под музыку Шаинского дети едут на поезде, напевая слова песенки “Голубой вагон бежит-качается…”