Цели:
- Ввести занимательный и познавательный элемент в процесс повторения пройденного материала.
- Продемонстрировать применение изучаемого предмета, его необходимость во многих сферах жизни.
- Научить школьников воспринимать текст не как лотерею (попал – не попал), а как ответственный выбор. Это достигается тем, что успех всего “путешествия” поставлен в зависимость от решения каждой задачи.
“Полет – это математика!” В. Чкалов.
Ход урока
Учитель математики:
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по планетам Солнечной системы, закрепляя тему “Обыкновенные дроби”. На чем же мы с вами полетим? Для этого нам нужно выполнить следующее задание: Перед вами на столе лежит “Таблица ответов”. Я читаю вам задание, а вы по своим ответам на мои вопросы найдите в “Таблице ответов” соответствующие буквы. После выполнения всех шести заданий из полученных букв составьте слово. (Для наглядного представления на доске выписаны числа к заданиям. )
Задания:
1. Среди дробей 6/7, 8/10, 11/20, 10/10, 1/5, 5/6 выберите неправильную дробь.
2. Сравните числа 17/5 и 8/9. Выберите наименьшее.
3. Турист прошел 5/6 намеченного пути. Определите длину всего пути, если он прошел 30 км.
4. Вычислите: 9 3/5 + 2/5.
5. Выполните вычитание: 8 - 3 4/5.
6. Какая дробь меньше: 3, 0017 или 3, 02?
Таблица ответов.
№ задания | Буквы, соответствующие верным ответам. | |||||||||
а | р | б | к | т | ь | л | е | а | о | |
1. | 5/7 | 9/10 | 7/8 | 10/10 | 14/20 | 13/20 | 3/4 | 2/3 | 15/14 | 6/3 |
2. | 8/9 | 5/9 | 4/8 | 5/4 | 5/6 | 1/9 | 4/5 | 1 | 9/5 | 9/8 |
3. | 16 | 36 | 360 | 35 | 25 | 20 | 30 | 6 | 10 | 40 |
4. | 7 6/8 | 8 6/8 | 7 1/8 | 9 1/8 | 11 | 8 4/8 | 8 | 1 | 10 | 9 7/8 |
5. | 5 4/5 | 4 4/5 | 6 1/5 | 3 2/3 | 4 1/5 | 5 5/4 | 29/5 | 20/6 | 5 | 1/5 |
6. | 3, 02 | 3, 03 | 3, 17 | 3, 017 | 3, 1 | 3, 002 | 3, 172 | 3, 0017 | 31, 7 | 30, 17 |
(Правильные буквы: к, а, р, а, т, е. Из них учащиеся составляют слово – ракета. )
Итак, мы с вами летим на ракете.
Но прежде чем отправиться, нам необходимо проверить свою готовность. Все ли помнят дроби и правила работы с ними. Для этого необходимо устно решить тест. Рядом в скобках с вариантом ответа стоит буква, из этих букв вы должны составить слово, которое будет иметь непосредственное отношение к теме нашего урока. Но может случиться и так, что ни один из предложенных вариантов ответов не является правильным, тогда вы не должны выбирать предложенные буквы.
(Учителем составлены 9 вариантов теста. Ниже приводится один из них. )
Тест:
Задание | Варианты ответов с соответствующей ему буквой. | |
Сложите дроби 5/10 и 11/10 | 1, 6 (п) | 16/20 (м) |
Какое число нужно вписать : 15/19 + ? = 1 |
4/19 (н) | 1 4/19 (е) |
Вычислите удобным способом: 7/12+3/7+4/7+5/12 | 19/38 (а) | 2 (у) |
Выразите в граммах 2 1/10 кг. | 2100 г (о) | 2010 г (ю) |
Выделите целую часть числа 15/5 | 3 (л) | 2 5/10 (д) |
Сравните числа 2/7 и 2/10 | 2/7>2/10 (т) | 2/7<2/10 (г) |
Запишите в виде десятичной дроби 15/10 | 0, 15 (к) | 0, 015 (а) |
Решите уравнение: 5 ? - х = 2 3/4 | х=8 (б) | х=2 2/4 (в) |
(Правильные ответы: п, н, у, о, л, т, -, -. Слово – Плутон. )
А кто же будет капитаном? Выберем произвольно. Вы получаете медальоны с дробями, и только на двух из них верные ответы цепочки представленной на доске. Решим её.
Правильный ответ: 8/17.
Учитель астрономии:
Ребята, кто знает, сколько планет в Солнечной системе?
(ответ: 9).
Назовите свои планеты, которые получились у вас при решении теста (учащиеся перечисляют их).
Рассмотрим схему, по которой нам сегодня предстоит перемещаться по планетам Солнечной системы. Схема представлена на доске.
От каждого квадрата проведено несколько стрелок. Стрелки означают возможные этапы нашего путешествия от планеты к планете.
Мы должны посетить все планеты, не побывав дважды ни на одной из них. Но на нашей схеме к каждому квадрату проведены 3 или более стрелок. Это значит, что всякий раз нам предлагается несколько вариантов передвижения. Но какой вариант выбрать? По какой стрелке пройти? Верный путь нам подскажет ответ задачи, которую мы решим на каждой планете. В задаче будут даны от трех до восьми вариантов ответов. Вы должны выбрать правильный и узнать ту цифру, которая стоит рядом со стрелкой и укажет нам следующую планету.
А начнем путешествие с ближайшей планеты к Солнцу. Это Меркурий.
Учитель астрономии делает краткое сообщение о каждой планете, а учитель математики разбирает с классом задачу, посвященную этой планете.
Меркурий.
Учитель астрономии:
Это самая первая планета в Солнечной системе, ближе всего к Солнцу. Её ещё называют “неуловимая планета”. Существует легенда, что выдающийся польский астроном Н. Коперник за всю свою жизнь ни разу не видел Меркурий, т. к. он постоянно скрывался в лучах Солнца. При наиболее благоприятных условиях её можно увидеть рано утром на востоке до восхода Солнца или на западе после захода Солнца.
По своему внешнему виду Меркурий очень похож на Луну, также меняет фазы: от узкого серпа до светлого круга. На Меркурии меньше морей (“темных пятен”, которые можно наблюдать на Луне), но кратеров – впадин, которые остаются после падения метеоритов, очень много. Атмосферы на планете нет и на картинке мы наблюдаем рельеф Меркурия. Орбита планеты очень вытянута, поэтому температура поверхности меняется резко от 420°С днем до -160°С ночью.
Учитель математики:
Решим задачу, записанную на слайде.
Правильный ответ: 58/150, т. е. под цифрой 5 – значит, мы направляемся на Сатурн.
Сатурн.
Учитель астрономии:
Эту планету называют еще “властительницей колец”. Протяженность колец достигает миллион км. Но если приблизиться к ним вплотную, то они потеряют свою монолитность и превратятся в огромное количество отдельных частиц из обычного водяного льда размерами от мелких пылинок до глыб 10-15 м в диаметре. Они вращаются со скоростью 10 км/с.
Сама планета окружена очень мощной атмосферой, состоящей из водорода и гелия. В хороший телескоп видно, что Сатурн сильно сплюснут и на планете выделяются параллельные экватору полосы. По ним определили, что Сатурн быстро вращается вокруг своей оси, всего за 10 часов 16 минут.
У Сатурна много спутников сейчас из насчитывают до 30. Самый большой из них – Титан, весит в 20 раз больше всех остальных спутников, вместе взятых. Его диаметр больше, чем у Меркурия. И на нем есть атмосфера.
Учитель математики:
Сравним дроби.
Правильный ответ под цифрой 2. Летим на Венеру.
Венера.
Учитель астрономии:
Венера – одно из красивейших светил неба, поэтому ей древние римляне присвоили имя богини любви и красоты.
Почти каждая планета Солнечной системы может похвастаться каким – либо космическим рекордом. Венера “хвастается” своей самой плотной атмосферой среди планет земной группы и самым медленным вращением вокруг оси. Она делает один оборот за 243 суток.
Атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа – (96%), азота – меньше , чем 4%. Такая атмосфера порождает гигантский парник, т. е. солнечные лучи пропускает, но не выпускает наружу, поэтому температура поверхности достигает 450-480 °С.
Рельеф Венеры состоит из обширных равнин, горных цепей. На планете происходит извержение вулканов, что свидетельствует, что недра Венеры активны. Но разглядеть тайны Венеры смогли только благодаря применению космической техники и радиолокации.
Учитель математики:
А теперь посчитаем.
Правильный ответ: 1/6, под цифрой 1. Летим на Марс, откроем её тайны и там передохнем.
Марс.
Учитель астрономии:
Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ярко-оранжевую звезду и дали ей имя бога войны – Марс. А когда в 1877 году американский астроном Асах Холл открыл два спутника Марса, то дал им греческие имена Фобос и Деймос, что означает “страх и ужас”. Атак ли страшна эта планета? Конечно, нет! Вы, несомненно, слышали, что когда идет речь о жителях другой планеты, то говорят “марсиане” и неслучайно.
Марс имеет ряд причин это утверждать: Во-первых: Ось вращения Марса примерно так же наклонена к плоскости орбиты, как и Земля, на 22° (на Земле на 23, 5°), поэтому на Марсе тоже происходит смена времен года, только тянутся они почти в 2 раза дольше, т. е. 1 год на Марсе равен примерно 687 суток. Во-вторых: День мало отличается от нашего, сутки там длятся 24 ч 37мин.
Но притяжение на Марсе очень маленькое, отсюда и все “беды”. Оно не может удержать атмосферу, без которой нет жизни. Атмосфера очень разрежена, т. е. не плотная, по составу напоминает венерианскую. Температура летом днем +20°С, вполне приемлема для жизни, но ночью зимой -125°С. Неплотная атмосфера не удерживает тепло. Планета красная потому, что в поверхностных породах много окиси железа. Похвастаться Марс может своими высокими горами и вулканами. Самый высокий - вулкан Олимп. Его высота 27 км, что в 3 раза больше высочайшей вершины Земли – горы Эверест.
Юпитер.
Учитель астрономии:
Юпитер – самая большая планета Солнечной системы и по размерам и по массе, а также она вторая по яркости после Венеры.
Юпитер представляет собой гигантский шар из водорода, который очень быстро вращается, из-за чего заметно расплющился и полярный радиус его на 4400 км меньше экваториального.
Температура на Юпитере низкая -140°С, но по мере погружения внутрь планеты в атмосферу становится все жарче и жарче. Откуда же берется это тепло? Оказывается, юпитер постепенно отдает тепло, полученное еще при образовании.
В атмосфере Юпитера выделяют красное пятно, которое наблюдают уже 300 лет. Это долгоживущий антициклон.
У планеты 16 спутников. Четыре самых больших - Ио, Европа, Ганимед и Каллисто.
Учитель математики:
Задание: расположите дроби в порядке возрастания. Укажите ту дробь, которая окажется на шестом месте.
Правильный ответ: Нептун. Летим туда.
Нептун.
Учитель астрономии:
Открытие Нептуна, восьмой планеты в Солнечной системе, стало триумфом в науке. Её открыли позже Урана и благодаря Урану в 1846 году.
Нептун не меняет свой блеск, поэтому найти его на небе очень трудно. Даже, наблюдая в хороший телескоп, надо заранее знать, где его искать.
Нептун имеет атмосферу, как любая планета-гигант, но там царство холода.
У Нептуна обнаружено 8 спутников. Один из больших – Тритон – вращается в противоположенном направлении и имеет атмосферу.
У Нептуна длительное время искали кольца, и нашли, но они оказались не кольцами, а арками или дугами, т. е. разорванные кольца.
Учитель математики:
А теперь посчитаем.
Правильный ответ: 60266+1/4.
Уран.
Учитель астрономии:
Это первая из трех планет, о существовании которой не знали древние. Её открыли в 1781 году.
Когда о Земле говорят “голубая планета”, то ласково преувеличивают, т. к. по настоящему голубой оказался далекий Уран. Причина этого в атмосфере Урана и её температуре.
При морозе (-218°С) в верхних слоях присутствует метановая дымка, которая поглощает красные лучи и отражает голубые и зеленые. Отсюда такой красивый аквамариновый цвет.
Самая примечательная особенность планеты в том, что она вращается “лежа на боку”, наклон её оси составляет 98°.
Хоть Уран и планета-гигант, но размеры меньше, чем у Юпитера и Сатурна. Отличается и атмосфера.
Всего у Урана 15 спутников, но сенсацией в изучении Урана стало открытие тонких колец планеты, которые представляют собой набор из 9 черных паутинок.
Учитель математики:
Решим задачу, связанную с правилом вычитания дробей.
Правильный ответ под цифрой 2. Отправляемся на самую дальнюю планету.
Плутон.
Учитель астрономии:
Последняя 9 планета Солнечной системы была открыта в 1930 году. У него один спутник – Харон. Плутон и Харон называют Затерянными Мирами. И действительно они в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, а тепла получают в 1600 раз меньше.
Плутон – Аид – бог подземного царства, в котором господствует вечный мрак.
Плутон является самой маленькой среди девяти планет, но он обладает самым массивным спутником (по отношению масс спутник/ планета).
На планете обнаружена разряженная атмосфера, а поверхность покрыта метановым льдом. Температура летом -228°С. Нельзя даже представить как это холодно!
Учитель математики:
На этой планете мы отдохнем и поиграем в Игру “Молчанка”. (Ребята опускают голову и руки на парту. Учитель задает вопросы и к ним предлагает ответы. Если ребята согласны с ответом, то руки поднимают вверх, если нет – руки лежат на парте).
Мы с вами побывали на всех планетах Солнечной системы. Пора возвращаться домой на Землю.
Земля.
Учитель астрономии:
С точки зрения астрономии планета Земля ничем не примечательна: она ни самая большая, ни самая маленькая; она ни ближе других к Солнцу, ни дальше всех. И все же она уникальна – на ней есть жизнь!
Учитель математики:
Решим задачу.
Решение задачи демонстрируется у доски.
Подводятся итоги урока. Выставляются оценки.
Домашнее задание: Составить задачу с применением обыкновенной дроби о планете Земля.