Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с историей народной культуры. Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия.
- Рассказать о семье как форме объединения людей, родных по крови. Показать связь поколений и функциональные обязанности каждого члена семьи.
- Рассказать о народном костюме, его значении в жизни людей.
- Приобщать детей к народной культуре и образцам народного искусства.
- Познакомить с деталями-оберегами в костюме прошлых лет в современном платье.
- Словарная работа: ввести в словарь детей новые слова: “панева”, “кокошник”, “оберег”.
Демонстрационный материал:
- кукла Карандашкин, интерьер русской избы, образцы одежды девушек в русских сарафанах.
- музыкальный материал: русские народные хороводы “А мы просо сеяли”, “На горе-то калина”, “Вейся плетень”.
Раздаточный материал: тетради, кисточки, ватные палочки, трафареты русских сарафанов по количеству детей в группе.
Ход занятия
Воспитатель входит в группу вместе с детьми (часть группы оборудована как изба)
Воспитатель: “Посмотрите, дети, а в какой зал нас пригласил Карандашкин?
Дети: в зал образов.
Воспитатель: “На что похоже все, что здесь находится?”
Дети: “На часть избы”.
Воспитатель: “Проходите, пожалуйста, гости дороги, усаживайтесь поудобнее”. Как вы думаете, кто раньше жил в избе?
Дети: В избе жили люди.
Воспитатель: Сегодня мы побываем в прошлом и узнаем, как люди жили в старину. Как же люди жили: по одному или вместе, семьями?
Дети: Вместе семьей.
Воспитатель: А что такое семья? (ответы детей)
Перечислите, кто живет в семье. (ответы детей)
Все, кого вы назвали, - это родственники, которые живут вместе, и есть семья.
Карандашкин: “В те прошлые времена семьи были большими. Под одной крышей, в одной избе жили папы, мамы с детьми и бабушки с дедушками А чем же они занимались?”
Дети: Работали, пахали землю, ходили на охоту, ловили рыбу, вели хозяйство, растили детей, ухаживали за животными.
Карандашкин: Старшие учили молодых “уму-разуму”. В семье все подчинялись старшему.
“Посмотрите, какие в тетрадях есть картинки про жизнь в старину”
Найдите задание под цифрой 1 на левой странице.
Посмотрите на эти картинки и скажите, какие обязанности выполняют члены семьи?
Кого так внимательно слушают дети?
Дети: Дети слушают бабушку.
Карандашкин: Что же им рассказывает бабушка?
Дети: Сказку, историю.
Карандашкин: А кто думает по-другому?
Что делает дедушка?
Дети: Учит детей.
Карандашкин: Кто дополнит?
Чем занимается эта бабушка?
Дети: Готовит кушать.
Карандашкин: А что она может готовить кушать?
Дети: Дети, поднимите руки, у кого в семьях живут бабушки и дедушки!
Карандашкин: Как хорошо жить в семье, где есть бабушки и дедушки: это воспитывает друг друга.
Карандашкин: “Ведь люди в прошлые времена не только работали. В праздники и выходные дни то, кто хорошо работал, тот хорошо и отдыхал. Не зря есть пословица: “Кончил дело - гуляй смело”. Очень любили девушки и парни водить хороводы. А старшие радовались, на них глядя” (входит музыкальный руководитель).
Музыкальный руководитель: “Что делают в хороводе?”
Дети: “Танцуют и поют”.
Музыкальный руководитель: “Давайте, и мы с вами поводим хоровод “На горе-то калина”. Вставайте в круг, возьмитесь за руки” (исполняются 2 куплета).
Музыкальный руководитель: “Молодцы! А как называется такой хоровод?” (дополняет вопрос: “... когда его водят по кругу”)
Дети: “Круговой”.
Музыкальный руководитель: “А теперь давайте станцуем другой хоровод - “А мы просо сеяли”. Как нужно встать для этого хоровода?”
Дети: “В две линии”
Музыкальный руководитель: “А как называется такой хоровод?”
Дети: “Линейный” (танцуют).
Музыкальный руководитель: “А сейчас мы с Ириной Ильгатовной покажем вам, как водить еще один русский народный хоровод “Вейся, плетень” (танцуют).
Музыкальный руководитель: “На что похож этот хоровод?”
Дети: “На спираль, на змейку”.
Музыкальный руководитель: “Такие хороводы на Руси назывались “улитки”.
Воспитатель: “Спасибо, Екатерина Сергеевна. Нам было очень интересно”.
(Дети стоят, а воспитатель берет Карандашкина).
Карандашкин: “Ребята, а в чем же ходили люди, когда жили в избах?”
Воспитатель: Сейчас, Карандашкин, мы сядем за столы и поговорим об этом. Дети, вернитесь к своим тетрадям и посмотрите на правую страницу тетради. Рассмотрите девушек, которые здесь изображены. Во что они одеты?
Дети: “Одеты в сарафаны, кофты, шапки”.
Воспитатель: Кто дополнит? (вопрос по ходу)
Посмотрите, сарафаны широкие, кофты просторные. Так было принято на Руси: не показывать свое тело. У всех девушек сарафаны и кофты. (Перечисления).
Воспитатель открывает плакат и показывает:
Вот эта красивая кофта называется понева. Повторим вместе это новое слово. Головной убор - это кокошник.
Когда девушки надевали кокошник, то волосы прятали под него. Давайте вместе повторим это незнакомое слово.
Одежда ела большое значение в жизни людей. Шили одежду из разных тканей: холста, атласа, парчи.
Чем же украшали одежду?
Дети: Тесьмой, лентами, полосками, оборками, пуговицами, вышивкой, бусами, блестками.
Воспитатель: Все, что мы с вами перечислили, и называлось оберегами. Повторим это новое слово вместе.
Обереги, как считалось, оберегали человека от болезней и дурного глаза. Посмотрите, а у кого на одежде есть обереги? А может, у наших гостей есть они на одежде?
Посмотрите, какой из этих нарядов праздничный, а какой - повседневный?
Синий - праздничный, а красный - повседневный.
Почему вы так думаете? (заслушивает ответы детей).
Послушайте слова: красивый, красный. Они похожи по звучанию. В праздник всегда старались надеть что-то красное. Не зря говорят “Красны девицы”. Это значит - красивые.
Чем же эти наряды отличаются друг от друга?
Дети: Цветом, отделкой.
Воспитатель: Обратите внимание, как по-разному украшены сарафаны: повседневный скромно, а праздничный - нарядно и расписан по груди и по подолу. Рисунок ритмичный; состоит из повторяющихся элементов. Перечислите детали рисунка.
Дети: Листья, ягоды, геометрические фигуры.
Воспитатель: Как же называется украшение отделки сарафана?
Дети: Орнамент.
Воспитатель: Там, где листья и цветы, - это какой орнамент?
Дети: Растительный.
Воспитатель: Как можно назвать орнамент из элементов геометрических фигур?
Дети: Геометрический орнамент.
Карандашкин: “Мне нравятся узоры на этих сарафанах. А вы хотите украсить по-своему, красиво сарафаны?”
Дети: “Да”.
(Воспитатель предлагает детям выбрать трафареты сарафанов. Дети садятся).
Воспитатель: “Закройте глаза и превратитесь в художников. Раз, два, три! Начинайте рисовать”
Практическая часть.
Карандашкин по ходу занятия задает вопросы: Из каких деталей ты рисуешь орнамент?
Как будут чередоваться элементы орнамента? (Растительного? Геометрического?)
Оценка:
Воспитатель: “Каждый нарисовал свой сарафан. Все они получились красивые и разные. И уточняет:
А это чей сарафан?
Как ты его украшал? ....
Итог: далее воспитатель обращает внимание на внешний вид выполненной работы, аккуратность, проявление творчества, интересные решения.
Выставка детских работ.