Конспект занятия "Мир народных образов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с историей народной культуры. Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия.
  2. Рассказать о семье как форме объединения людей, родных по крови. Показать связь поколений и функциональные обязанности каждого члена семьи.
  3. Рассказать о народном костюме, его значении в жизни людей.
  4. Приобщать детей к народной культуре и образцам народного искусства.
  5. Познакомить с деталями-оберегами в костюме прошлых лет в современном платье.
  6. Словарная работа: ввести в словарь детей новые слова: “панева”, “кокошник”, “оберег”.

Демонстрационный материал:

  • кукла Карандашкин, интерьер русской избы, образцы одежды девушек в русских сарафанах.
  • музыкальный материал: русские народные хороводы “А мы просо сеяли”, “На горе-то калина”, “Вейся плетень”.

Раздаточный материал: тетради, кисточки, ватные палочки, трафареты русских сарафанов по количеству детей в группе.

Ход занятия

Воспитатель входит в группу вместе с детьми (часть группы оборудована как изба)

Воспитатель: “Посмотрите, дети, а в какой зал нас пригласил Карандашкин?

Дети: в зал образов.

Воспитатель: “На что похоже все, что здесь находится?”

Дети: “На часть избы”.

Воспитатель: “Проходите, пожалуйста, гости дороги, усаживайтесь поудобнее”. Как вы думаете, кто раньше жил в избе?

Дети: В избе жили люди.

Воспитатель: Сегодня мы побываем в прошлом и узнаем, как люди жили в старину. Как же люди жили: по одному или вместе, семьями?

Дети: Вместе семьей.

Воспитатель: А что такое семья? (ответы детей)

Перечислите, кто живет в семье. (ответы детей)

Все, кого вы назвали, - это родственники, которые живут вместе, и есть семья.

Карандашкин: “В те прошлые времена семьи были большими. Под одной крышей, в одной избе жили папы, мамы с детьми и бабушки с дедушками А чем же они занимались?”

Дети: Работали, пахали землю, ходили на охоту, ловили рыбу, вели хозяйство, растили детей, ухаживали за животными.

Карандашкин: Старшие учили молодых “уму-разуму”. В семье все подчинялись старшему.

“Посмотрите, какие в тетрадях есть картинки про жизнь в старину”

Найдите задание под цифрой 1 на левой странице.

Посмотрите на эти картинки и скажите, какие обязанности выполняют члены семьи?

Кого так внимательно слушают дети?

Дети: Дети слушают бабушку.

Карандашкин: Что же им рассказывает бабушка?

Дети: Сказку, историю.

Карандашкин: А кто думает по-другому?

Что делает дедушка?

Дети: Учит детей.

Карандашкин: Кто дополнит?

Чем занимается эта бабушка?

Дети: Готовит кушать.

Карандашкин: А что она может готовить кушать?

Дети: Дети, поднимите руки, у кого в семьях живут бабушки и дедушки!

Карандашкин: Как хорошо жить в семье, где есть бабушки и дедушки: это воспитывает друг друга.

Карандашкин: “Ведь люди в прошлые времена не только работали. В праздники и выходные дни то, кто хорошо работал, тот хорошо и отдыхал. Не зря есть пословица: “Кончил дело - гуляй смело”. Очень любили девушки и парни водить хороводы. А старшие радовались, на них глядя” (входит музыкальный руководитель).

Музыкальный руководитель: “Что делают в хороводе?”

Дети: “Танцуют и поют”.

Музыкальный руководитель: “Давайте, и мы с вами поводим хоровод “На горе-то калина”. Вставайте в круг, возьмитесь за руки” (исполняются 2 куплета).

Музыкальный руководитель: “Молодцы! А как называется такой хоровод?” (дополняет вопрос: “... когда его водят по кругу”)

Дети: “Круговой”.

Музыкальный руководитель: “А теперь давайте станцуем другой хоровод - “А мы просо сеяли”. Как нужно встать для этого хоровода?”

Дети: “В две линии”

Музыкальный руководитель: “А как называется такой хоровод?”

Дети: “Линейный” (танцуют).

Музыкальный руководитель: “А сейчас мы с Ириной Ильгатовной покажем вам, как водить еще один русский народный хоровод “Вейся, плетень” (танцуют).

Музыкальный руководитель: “На что похож этот хоровод?”

Дети: “На спираль, на змейку”.

Музыкальный руководитель: “Такие хороводы на Руси назывались “улитки”.

Воспитатель: “Спасибо, Екатерина Сергеевна. Нам было очень интересно”.

(Дети стоят, а воспитатель берет Карандашкина).

Карандашкин: “Ребята, а в чем же ходили люди, когда жили в избах?”

Воспитатель: Сейчас, Карандашкин, мы сядем за столы и поговорим об этом. Дети, вернитесь к своим тетрадям и посмотрите на правую страницу тетради. Рассмотрите девушек, которые здесь изображены. Во что они одеты?

Дети: “Одеты в сарафаны, кофты, шапки”.

Воспитатель: Кто дополнит? (вопрос по ходу)

Посмотрите, сарафаны широкие, кофты просторные. Так было принято на Руси: не показывать свое тело. У всех девушек сарафаны и кофты. (Перечисления).

Воспитатель открывает плакат и показывает:

Вот эта красивая кофта называется понева. Повторим вместе это новое слово. Головной убор - это кокошник.

Когда девушки надевали кокошник, то волосы прятали под него. Давайте вместе повторим это незнакомое слово.

Одежда ела большое значение в жизни людей. Шили одежду из разных тканей: холста, атласа, парчи.

Чем же украшали одежду?

Дети: Тесьмой, лентами, полосками, оборками, пуговицами, вышивкой, бусами, блестками.

Воспитатель: Все, что мы с вами перечислили, и называлось оберегами. Повторим это новое слово вместе.

Обереги, как считалось, оберегали человека от болезней и дурного глаза. Посмотрите, а у кого на одежде есть обереги? А может, у наших гостей есть они на одежде?

Посмотрите, какой из этих нарядов праздничный, а какой - повседневный?

Синий - праздничный, а красный - повседневный.

Почему вы так думаете? (заслушивает ответы детей).

Послушайте слова: красивый, красный. Они похожи по звучанию. В праздник всегда старались надеть что-то красное. Не зря говорят “Красны девицы”. Это значит - красивые.

Чем же эти наряды отличаются друг от друга?

Дети: Цветом, отделкой.

Воспитатель: Обратите внимание, как по-разному украшены сарафаны: повседневный скромно, а праздничный - нарядно и расписан по груди и по подолу. Рисунок ритмичный; состоит из повторяющихся элементов. Перечислите детали рисунка.

Дети: Листья, ягоды, геометрические фигуры.

Воспитатель: Как же называется украшение отделки сарафана?

Дети: Орнамент.

Воспитатель: Там, где листья и цветы, - это какой орнамент?

Дети: Растительный.

Воспитатель: Как можно назвать орнамент из элементов геометрических фигур?

Дети: Геометрический орнамент.

Карандашкин: “Мне нравятся узоры на этих сарафанах. А вы хотите украсить по-своему, красиво сарафаны?”

Дети: “Да”.

(Воспитатель предлагает детям выбрать трафареты сарафанов. Дети садятся).

Воспитатель: “Закройте глаза и превратитесь в художников. Раз, два, три! Начинайте рисовать”

Практическая часть.

Карандашкин по ходу занятия задает вопросы: Из каких деталей ты рисуешь орнамент?

Как будут чередоваться элементы орнамента? (Растительного? Геометрического?)

Оценка:

Воспитатель: “Каждый нарисовал свой сарафан. Все они получились красивые и разные. И уточняет:

А это чей сарафан?

Как ты его украшал? ....

Итог: далее воспитатель обращает внимание на внешний вид выполненной работы, аккуратность, проявление творчества, интересные решения.

Выставка детских работ.