Занимательные виды проверки знаний и умений, к которым относятся различные кроссворды и ребусы, конечно, не заменяют традиционных способов контроля и оценки усвоения учащимися программного материала. Но игровой подход вносит в учебный процесс дух поиска, творчества, соревновательность, стимулирующие познавательную активность учащихся. Причём масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик – от включения в учебный процесс отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия. Например, чтобы повысить активность и внимание учащихся во время текущего опроса в 5-6 классах я использую числовые ребусы.
На уроках экономики я провожу числовые ребусы, викторины, различные конкурсы, которые позволяют выявить качество знаний как по отдельным темам и разделам, так и по программе в целом.
При подведении итогов обязательно поощряю всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, в дальнейшем не ощущал боязни перед проверкой знаний. Одновременно отмечаю наиболее старательных, стремлюсь к тому, чтобы дети испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей, соперников.
Не сомневаюсь, что у многих учителей есть свои методические находки в проведении игровых уроков по проверки знаний. Ниже предлагаю пять числовых ребусов, разработанных мною. Их можно использовать как дополнительный материал к уроку, а также в кружковой работе.
ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ.
РЕБУС №1
РАЗГАДАЙТЕ ЗАШИФРОВАННУЮ В ТАБЛИЦЕ РУССКУЮ ПОСЛОВИЦУ, ИСПОЛЬЗУЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.
2 | 14 | 4 | 5 | 12 | 20 | , | 1 | 2 | 3 | 12 | 6 | 5 | 12 | 20 | , | ||
9 | 3 | 11 | 5 | 12 | 20 | 5 | 18 | 15 | 5 | 2 | 7 | 16 | - | 22 | 7 | ||
8 | 12 | 3 | 4 | 3 | 11 | 3 | 9 | 1 | 5 | 10 | 14 | 4 | 7 | 16 | ! |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
10, 3, 11, 12, 5, 13 – денежное пособие, получаемое гражданином от государства после достижения им преклонного возраста и при условии, что он отработал определенное количество лет. (ПЕНСИЯ)
15, 7, 16 – весенний месяц, предвестник каникул. (МАЙ)
Целеустремленный менеджер – это тот, кто имеет перед собой четко поставленную 21, 3, 23, 20. (ЦЕЛЬ)
18, 9 – змея. (УЖ)
1, 2, 3, 4, 5, 6 – предоставление банком денег в долг частному лицу или предприятию на условиях возвратности и платности. (КРЕДИТ)
Для того, чтобы произвести товар необходимо приобрести ресурсы. Средства, израсходованные на ресурсы – есть 22, 7, 6, 2, 7, 6, 28. (ЗАТРАТА)
8, 19, 17, 14, 4, 7 – то, к чему стремимся, продавая товар или что-нибудь обменивая. (ВЫГОДА)
ПОСЛОВИЦА: РОДИСЬ, КРЕСТИСЬ, ЖЕНИСЬ И УМИРАЙ – ЗА ВСЕ ДЕНЕЖКИ ПОДАЙ!
РЕБУС №2
РАСШИФРУЙТЕ СЕРБСКУЮ ПОСЛОВИЦУ, ИСПОЛЬЗУЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, И УЗНАЙТЕ СОВЕТ КАК РАЗБОГАТЕТЬ
10 | 20 | 12 | 21 | 13 | 16 | 2 | 9 | 1 | 6 | 11 | 2 | 14 | 13 | 14 | 18 | ||
14 | 6 | 16 | 11 | 20 | 17 | 19 | 6 | 10 | 6 | 7 | 6 | 22 | , | 12 | 13 | 7 | |
16 | 2 | 9 | 6 | 16 | 8 | 14 | 18 | 19 | 17 | , | 14 | 6 | 16 | 11 | 20 | 17 | |
9 | 6 | 10 | 6 | 14 | 6 | 7 | . |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
1, 2, 3, 4 – кредитное учреждение. (БАНК)
5, 4, 6, 3, 6, 7, 8, 4, 2 – наука о ведении хозяйства. (ЭКОНОМИКА)
12, 13, 4 – одна из форм безналичных денег. (ЧЕК)
14, 6, 15, 2, 16 – продукт труда, созданный для обмена. (ТОВАР)
17, 4, 6, 16, 18 – то, без чего корабль не может встать на стоянку. (ЯКОРЬ)
9, 2, 10, 6, 11 – ценная вещь, которую можно отдать, чтобы получить деньги в долг. При возврате денег вещь возвращается. (ЗАЛОГ)
19, 4, 20, 21, 2, 22 – ребенку, не желающему употреблять на завтрак кашу, говорят: “……. кашу”. (СКУШАЙ)
ПОСЛОВИЦА: ЛУЧШЕ РАЗБОГАТЕТЬ, ТОРГУЯ СОЛОМОЙ, ЧЕМ РАЗОРИТЬСЯ, ТОРГУЯ ЗОЛОТОМ.
РЕБУС №3
РАСШИФРОВАВ РЕБУС ПРИ ПОМОЩИ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, СМОЖЕТЕ ПРОЧЕСТЬ ИЗВЕСТНУЮ ПОСЛОВИЦУ.
9 | 17 | 13 | 3 | 15 | 5 | 2 | 16 | 6 | ||
3 | 13 | 8 | 10 | 12 | 18 | 12 | , | 2 | ||
1 | 13 | 4 | 3 | 6 | 11 | 12 | 13 | 16 | ||
1 | 7 | 14 | 13 | 13 | . |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
1, 2, 3, 22 – учреждение, которое собирает, хранит, накапливает, а также дает деньги в долг. (БАНК)
9, 10, 11, 7 – антоним слова “мокро”. (СУХО)
5, 26, 7, 8 – старинная монета на Руси, равная 2 копейкам. (ГРОШ)
13, 14, 15 – природный ресурс, на который спрос увеличивается под Новый год. (ЕЛЬ)
4, 6, 16, 2 – времена года, когда особенно повышается спрос на зимнюю одежду. (ЗИМА)
17, 18, 12, 13, 14 – птица с длинным и крепким клювом, которую называют санитаром леса. (ДЯТЕЛ)
ПОСЛОВИЦА: С ДЕНЬГАМИ НЕ ШУТЯТ, А БЕЗ НИХ ТЕМ БОЛЕЕ.
РЕБУС №4
РАСШИФРОВАВ РЕБУС ПРИ ПОМОЩИ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, УКАЖИТЕ КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕТ ЭКОНОМИКА.
7 | 4 | 8 | 7 | 19 | 8 | 16 | 6 | 3 | |||||
1 | 12 | 7 | 8 | 7 | 6 | 3 | 23 | 9 | 4 | 12 | 3 | 2 | 3 |
13 | 15 | 7 | 17 | 14 | 9 | 6 | 11 | 6 | 3 | ||||
5 | 19 | 14 | 5 | 21 | 10 | 4 | 5 | : | 23 | 10 | 7 | , | |
12 | 11 | 12 | 3 | 20 | 14 | 5 | 12 | 7 | 24 | 7 | |||
13 | 15 | 7 | 3 | 18 | 19 | 7 | 20 | 3 | 10 | 22 | 22 | . |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
1, 2, 3, 4, 4, 3, 5 – выпуск бумажных денег и монет. (ЭМИССИЯ)
15, 16, 17, 11 – природный ресурс, обитающий в воде и не издающий никаких звуков. (РЫБА)
21, 11, 8, 22 – денежная единица Китая. (ЮАНЬ)
12, 11, 13, 3, 10, 11, 14 – то, что необходимо для открытия предприятия. (КАПИТАЛ)
23, 11, 4 – то, при помощи чего измеряется время. (ЧАС)
6, 7, 8, 9, 10, 11 – металлические деньги. (МОНЕТА)
18, 11, 19,7, 20 – предприятие, производящее станки, оборудование и др. (ЗАВОД)
24, 15, 7, 30 – древнерусская медная монета. (ГРОШ)
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ЯВЛЯЮТСЯ: ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ.
РЕБУС №5
РАСШИФРОВАВ РУССКУЮ ПОСЛОВИЦУ, ВЫ УЗНАЕТЕ СОВЕТ, КАК БЫТЬ БЕРЕЖЛИВЫМ.
4 | 17 | 11 | 16 | 7 | 9 | 14 | 3 | 10 | ||
3 | 6 | 1 | 6 | 7 | 6 | 8 | 6 | 17 | ||
, | 5 | 2 | 12 | 7 | 18 | 1 | 15 | 13 | ||
3 | 6 | 5 | 17 | 11 | 9 | 17 | . |
1, 2, 3, 4 – учреждение, функцией которого является хранение денег, кредитование. (БАНК)
5, 1, 6, 7, 6, 8, 6, 3, 9, 6 – деньги, которые население откладывает на большую покупку. (СБЕРЕЖЕНИЕ)
7, 10, 3, 11, 4 – место торговли, обмена товарами и услугами. (РЫНОК)
12, 13, 5, 11 – ресурс, используемый для производства колбасных изделий. (МЯСО)
2, 14, 2, 3, 5 – часть денежных средств выдаваемых в счет предстоящих платежей. (АВАНС)
3, 2, 15, 11, 16 – обязательный платеж государству. (НАЛОГ)
16, 11, 5, 18, 19, 2, 7, 5, 17, 14, 11 – территория, которую объединяет общий язык, интересы, законы, обычаи. (ГОСУДАРСТВО)
ПОСЛОВИЦА: КТО ГРИВНЫ НЕ БЕРЕЖЕТ, САМ РУБЛЯ НЕ СТОИТ.