Урок русского языка в 3-м классе "Закрепление знаний о падежах и типах склонений имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знание падежей и типов склонения имен существительных, умения различать падежи и правильно употреблять существительные в нужном падеже, определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах по совокупности признаков;
  • совершенствовать умение выделять главное, опираясь на логическую структуру учебной темы, пользоваться планом для систематизации знаний по теме, пользоваться справочным материалом, овладеть отдельными приемами контроля, учиться оценивать работу товарища.

Ход урока

1. Мотивация. Целеполагание.

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? Чего вы ждете от урока?

- Послушайте внимательно и догадайтесь, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (существительное)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, который посвящен закреплению знаний о падежах и типах склонения имен существительных? (ответы детей)

- Да, сегодня на уроке мы будем закреплять умения определять падеж и склонение имен существительных, правильно употреблять существительные в нужном падеже.

2. Чистописание.

- Назовите звук, с которого начинается название части речи, о которой идет речь. ([с])

- Какой буквой обозначается звук [с]?

- Из какого элемента состоит буква С?

- Напишите безотрывно три разных по величине полуовала. ССс

- В написании каких букв можно встретить такой элемент?

- посмотрите, красиво, аккуратно ли вы написали? На полях поставьте себе отметку.

3. Орфографическая минутка.

- Продолжая нашу работу, давайте вспомним, какие орфограммы мы уже знаем. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Х…л…дильник, п…так, хищ…ник, жил…ё, об…езд, п…м…дор, брош…, плащ…, чес…ный, улы…ка (после выполнения работы – самопроверка, оценка на полях)

- Какое слово здесь лишнее? Почему? Докажите, что все остальные слова – имена существительные.

4. Повторение теоретических сведений.

- Что такое имя существительное?

- Какие грамматические признаки у существительного постоянные, а какие – нет?

- Какие категории у имени существительного на ваш взгляд самые трудные?

- Как определить склонение имени существительного?

5. Тренировочные упражнения.

- А теперь давайте свои теоретические знания используем при выполнении письменных упражнений.

1. Спишите, вставив пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж имен существительных (проверка – орфографическое чтение с объяснением)

Наступила х…лодная з…ма. (К)…кну (п…д)л…тела синич…ка. Бабушка пож…лела птич…ку. Через открытую форточ…ку она (в)пустила синицу в комн…ту. Всю долгую зиму прож…ла синич…ка (в)кв…ртире.

После проверки – самооценка.

2. Физминутка.

Чтобы выполнить заданья,
Чуть-чуть надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки в стороны, вперед,
Вверх, назад прогнулись,
К солнцу потянулись.
На носочки встали,
Лучики достали.
На корточки сели,
Вокруг посмотрели.
А теперь за парты
Тихо-тихо сели.

3. Упражнение в морфологическом разборе имен существительных.

- А сейчас, ребята, давайте вспомним алгоритм морфологического разбора имени существительного (Ученики пользуются памятками. См. Приложение 1)

- Из второго предложения (предыдущее задание) выпишите все существительные и разберите их как часть речи (после выполнения задания – самопроверка, оценка)

Пока ученики выполняют это задание самостоятельно, 2 ребенка выполняют морфологический разбор существительных у доски (по окончании – взаимопроверка, оценка друг другу)

4. Упражнение в согласовании имен существительных.

- А сейчас переходим к выполнению следующего задания. Спишите. Раскройте скобки и поставьте существительные в нужном падеже. Но будьте особенно внимательными.

Решить (задача), спустился с (гора), лежать на (стол), плыть по (река), полить (вода), греться около (печь), думать о (друг)*, подойти к (бабушка)*, случай из (жизнь)*

- Написание каких слов вызвало затруднение? Почему? Как была решена эта орфографическая задача? За выполнение этого задания поставьте себе отметку на полях.

6. Итог урока.

- Ребята, чему вы сегодня научились на уроке? Что узнали нового?

7. Рефлексия и самооценка.

- Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас в конце урока? Оцените свои знания.