Понятие о положительном и отрицательном числе

Разделы: Математика


Цели:

1. Обобщить и систематизировать материал по темам о положительных и отрицательных числах.

2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий по теме.

3. Создание учебно-игровой ситуации.

4. Развитие познавательных процессов, памяти, воображения, мышления, внимания, наблюдательности. Формировать положительный мотив учения.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой “Крестики-нолики”.

Организационные формы: Групповая, индивидуальная

Структура урока:

1. Мотивационная беседа.

2. Сообщение правил игры.

3. Игровые действия.

4. Итог игры, подведение итогов урока.

Ход урока

Мотивационная беседа.

Ребята, приглашаю вас поиграть в “Крестики-нолики”. Для этой игры вам необходимы знания о положительных и отрицательных числах. Вам нужно разделиться на две команды. Одна команда называется “Крестики”, а другая

“Нолики”. По окончании игры мы с вами увидим, какая команда лучше усвоила понятия об этих числах.

Сообщение правил игры.

Игровые действия.

Вспомни Письмо из прошлого Сравни
Каждый сам ? Чёрный ящик

Конкурс “Вспомни”.

Каждой команде предлагается ответить на вопросы друг друга:

- Что такое координатная прямая?

- Что называют координатой точки?

- Каким числом будет нуль?

- Какие числа называют противоположными?

- Какие числа называют целыми?

- Что называют модулем числа?

- Может ли модуль числа быть отрицательным?

- Какое число больше: положительное или отрицательное?

- Какое число больше: положительное или нуль?

- Какое число меньше: отрицательное или нуль?

- Какое из двух отрицательных чисел больше?

- Какое число противоположно нулю?

Конкурс “?”

Вопросы ребятам задаёт педагог.

1. Какая фигура здесь изображена?

2. Что нужно добавить к прямой, чтобы получилась координатная прямая?

Ответ: начало координат, единичный отрезок, направление.

3. Какие числа расположены справа от нуля?

Ответ: положительные числа

4. Какие числа расположены слева от нуля?

Ответ: отрицательные числа

Конкурс “Письмо из прошлого”

Письмо из прошлого.

Впервые отрицательные числа встречаются в записях людей, проживавших в КИТАЕ во II веке до нашей эры.

Положительные числа понимали как “то, что имею”, а отрицательные как “долг”.

В ЕВРОПЕ в XII веке нашей эры появились отрицательные числа, их называли “ложными”.

Широко использовать отрицательные числа, выполнять действия с ними, строить координатную прямую стали благодаря работам французского математика Рене Декарта.

РЕНЕ ДЕКАРТ

(1596-1650)

<Рисунок 2>

Конкурс “Сравни”

Каждой команде предлагается выполнить (с обратной стороны маленькой доски) следующее задание:

0 ... 80 35 ... 0
- 45 ... -20 -15 ...-28
- 68 ... 25 - 37 ... 17
-3,25 ... -3,2 -5,17 ... -5,1
- 3 1/2 ... 1/2 - 2 2/5 ... 4/5
- 3/15 ... – 8/15 -4/11 ... -7/11

Конкурс “Каждый сам”

Каждый ученик получает индивидуальную карточку с заданиями:

1. Найти модуль чисел и вычислить значение выражения.

2. Поставить вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство.

3. Изобразите на координатной прямой точки.

Выполнение задания команды проверяют друг у друга.

Конкурс “Чёрный ящик”

Один представитель от команды выбирает конверт с заданием из “Чёрного ящика”. Задание выполняется всей командой и вывешивается на доске.

1.Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами:

№1 (1 команда)

- 8 … - 5

- 3,6 … 4,2

- 4/5 … 3

№1 (2 команда)

- 7 … - 10

- 2,8 … 5,1

- 5/7 … 2

2. Какие цифры можно поставить вместо *, чтобы получилось верное равенство:

№2 (1 команда) №2 (2 команда)
- 384 < -38*

- 5,*3 > - 5,43

-*5,44 > - 25,44

- 257 < -25*

- 7,*5 > - 7,65

-*3,12 > - 33,12

Итог игры, подведение итогов урока.

В зависимости от победы той или иной команды в ячейку таблицы ставится крестик или нолик. Подводится итог игры, определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая команда – на балл ниже. Учитель может оценить индивидуально учащихся в зависимости от активности и результативности на уроке. В конце урока провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке.