Цели:
1. Обобщить и систематизировать материал по темам о положительных и отрицательных числах.
2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий по теме.
3. Создание учебно-игровой ситуации.
4. Развитие познавательных процессов, памяти, воображения, мышления, внимания, наблюдательности. Формировать положительный мотив учения.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой “Крестики-нолики”.
Организационные формы: Групповая, индивидуальная
Структура урока:
1. Мотивационная беседа.
2. Сообщение правил игры.
3. Игровые действия.
4. Итог игры, подведение итогов урока.
Ход урока
Мотивационная беседа.
Ребята, приглашаю вас поиграть в “Крестики-нолики”. Для этой игры вам необходимы знания о положительных и отрицательных числах. Вам нужно разделиться на две команды. Одна команда называется “Крестики”, а другая
“Нолики”. По окончании игры мы с вами увидим, какая команда лучше усвоила понятия об этих числах.
Сообщение правил игры.
Игровые действия.
Вспомни | Письмо из прошлого | Сравни |
Каждый сам | ? | Чёрный ящик |
Конкурс “Вспомни”.
Каждой команде предлагается ответить на вопросы друг друга:
- Что такое координатная прямая?
- Что называют координатой точки?
- Каким числом будет нуль?
- Какие числа называют противоположными?
- Какие числа называют целыми?
- Что называют модулем числа?
- Может ли модуль числа быть отрицательным?
- Какое число больше: положительное или отрицательное?
- Какое число больше: положительное или нуль?
- Какое число меньше: отрицательное или нуль?
- Какое из двух отрицательных чисел больше?
- Какое число противоположно нулю?
Конкурс “?”
Вопросы ребятам задаёт педагог.
1. Какая фигура здесь изображена?
2. Что нужно добавить к прямой, чтобы получилась координатная прямая?
Ответ: начало координат, единичный отрезок, направление.
3. Какие числа расположены справа от нуля?
Ответ: положительные числа
4. Какие числа расположены слева от нуля?
Ответ: отрицательные числа
Конкурс “Письмо из прошлого”
Письмо из прошлого.
Впервые отрицательные числа встречаются в записях людей, проживавших в КИТАЕ во II веке до нашей эры.
Положительные числа понимали как “то, что имею”, а отрицательные как “долг”.
В ЕВРОПЕ в XII веке нашей эры появились отрицательные числа, их называли “ложными”.
Широко использовать отрицательные числа, выполнять действия с ними, строить координатную прямую стали благодаря работам французского математика Рене Декарта.
РЕНЕ ДЕКАРТ
(1596-1650)
<Рисунок 2>
Конкурс “Сравни”
Каждой команде предлагается выполнить (с обратной стороны маленькой доски) следующее задание:
0 ... 80 35 ... 0 - 45 ... -20 -15 ...-28 - 68 ... 25 - 37 ... 17 -3,25 ... -3,2 -5,17 ... -5,1 - 3 1/2 ... 1/2 - 2 2/5 ... 4/5 - 3/15 ... – 8/15 -4/11 ... -7/11
Конкурс “Каждый сам”
Каждый ученик получает индивидуальную карточку с заданиями:
1. Найти модуль чисел и вычислить значение выражения.
2. Поставить вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство.
3. Изобразите на координатной прямой точки.
Выполнение задания команды проверяют друг у друга.
Конкурс “Чёрный ящик”
Один представитель от команды выбирает конверт с заданием из “Чёрного ящика”. Задание выполняется всей командой и вывешивается на доске.
1.Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами:
№1 (1 команда) - 8 … - 5
- 3,6 … 4,2
- 4/5 … 3
№1 (2 команда) - 7 … - 10
- 2,8 … 5,1
- 5/7 … 2
2. Какие цифры можно поставить вместо *, чтобы получилось верное равенство:
№2 (1 команда) №2 (2 команда) - 384 < -38* - 5,*3 > - 5,43
-*5,44 > - 25,44
- 257 < -25* - 7,*5 > - 7,65
-*3,12 > - 33,12
Итог игры, подведение итогов урока.
В зависимости от победы той или иной команды в ячейку таблицы ставится крестик или нолик. Подводится итог игры, определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая команда – на балл ниже. Учитель может оценить индивидуально учащихся в зависимости от активности и результативности на уроке. В конце урока провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке.