Речь – это канал развития интеллекта…
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.(Н.И.Жинкин)
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:
- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);
- обеспечить создание речевых ситуаций;
- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Работа над словарем.
Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.
Особенность словарной работы состоит в том, что она производится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с производительным трудом, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и их значением.
При подготовке к уроку я выявляю те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и использую самые ранообраз6ые приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Так, во 2 классе при изучении русской народной сказки “Лиса и тетерев” показываю изображения животных.
“Кто пришел к нам в гости?” (Лиса и тетерев)
“Расскажите, какая лиса в сказках?” (Хитрая, умная, обманщица и т.д.)
“Кто такой тетерев?” (Большая лесная птица).
Объясняются значения слов: аршин, четверть. Показываю это наглядно и закрепляю значения слов во время прогулок.
Некоторые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Например, слово “кабы” понятно из предложения: Если бы по-старому, тебе бы уходить надо. Многие слова объясняю через анализ их морфологической структуры и словообразования. Например, от слова “звезда” образовали слово “звездочка”. Или “односельчане” (“Они живут в одном селе”, - объясняют дети).
Работа над словосочетанием и предложением.
В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании.
Работу над словосочетанием провожу следующую: во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов; во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.
В работе над словосочетанием учитываю:
а/ его структуру, т.е. слова, входящие в его состав, вопрос от главного слова к зависимому, необходимые формы согласования – падеж, число, употребление предлога;
б/ семантику словосочетания, выражающее единое, но расчлененное значение.
Иными словами, управления могут быть аналитические (на выделение словосочетания из предложения) и синтетические (на включение словосочетания в предложение).
Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем свободно ориентироваться в структуре простого и сложного предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.
Упражнения со словосочетаниями:
- Постановка вопросов к подчиненным словам от главных.
- Схематическое изображение связей между словами
в предложении:
- Объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний.
- Составление словосочетаний с новыми словами.
- Объяснение фразеологизмов, образных выражений (устойчивые словосочетания ).
- Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи:
- существительное + прилагательное;
- существительное + глагол;
- местоимение + глагол (можно наоборот).
Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Нужно ценить и поддерживать естественное развитие синтаксиса их речи и не ориентировать их на однообразные предложения из 3-4 слов. Упражнения с предложениями делю на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные, творческие. При работе над предложением использую следующие приемы: составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа); составление предложений заданного типа по схемам-моделям; распространение предложений, перестройка их структуры; выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах; свободное составление предложений, фраз; интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями; редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.
И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.
Работа над связной речью.
Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:
- развернутые ответы на вопросы;
- анализ прочитанного;
- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
- записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;
- рассказывание художественных текстов, заученных на память;
- импровизация сказок;
- диалоги;
- различные виды драматизации, словесное рисование;
- письменное изложение образцовых текстов;
- письменные сочинения разнообразных типов;
- составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;
- деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д.
Упражнения в связной речи также делю на три типа (на основе образца, конструктивные, творческие). К числу упражнений по образцу отношу изложения, устный пересказ, чтение наизусть. По конструктивным заданиям даю упражнения, связанные с перестройкой текста. Все остальные виды работ – творческие. Считаю, что развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:
- во-первых, умение осмыслить тему;
- во-вторых, умение собирать материал по данной теме;
- в-третьих, умение составить план;
- в-четвертых, подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);
- в-пятых, составить весь текст;
- в-шестых, совершенствовать написание.
Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где учащиеся составляют тот или иной вид связного текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена задача обучения. Постепенное расширение и обогащение умений в области связной речи мне помогает составление плана на учебный год, где предусматриваю различные виды упражнений и различные темы. Систематичность невозможна без перспективности. Заранее выявляю, какие могут быть трудности у школьников в следующем году. Это помогает организовать подготовку по предупреждению и преодолению трудностей, таких как психологический барьер, возникающий у некоторых учащихся по отношению к самостоятельному письму.
Планирование видов ученических работ, их соотношение, последовательность, определение обучающих задач каждого упражнения создают систему развития связной речи.
Следуя требованиям современной методики преподавания русского языка в начальной школе, организую работу над простейшими типами текста. Редкий урок проходит без пересказа. При этом поясняю учащимся, что в пересказе должна звучать живая речь самого школьника, а не заучен или зазубрен образец, но следует использовать лексику, обороты речи и синтаксические конструкции, взятые из образца. Веду работу над следующими видами пересказов: подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческим дополнением. При этом соблюдаю последовательность: от подробного пересказа (и выборочного) к пересказу сжатому (он связан с составлением плана).
Изложение – это письменные пересказы образцовых текстов. Для письменного изложения беру тексты размерами меньше и структурно проще, чем для устного пересказа, выбираю тексты, ценные в воспитательном и образовательном отношении, расширяющие познавательны опыт учащихся, формирующие их мировоззрение; доступные и интересные детям, не перегруженные новыми словами; несложные по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.
Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.
Эффективным приемом в формировании умений работать с текстом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. Памятки составляю на протяжении многих уроков по мере отработки отдельных умений. Так при обучении сочинению составлена следующая памятка:
- Определи, о чем будешь писать (тема).
- Наметь цель своего сочинения, свое отношение к описываемому.
- Наметь части сочинения, составь план.
- Определи, о чем рассказать подробнее.
- Напиши сочинение.
- Проверь работу.
При подготовке к изложению ребята используют памятку:
- Прочитай текст. Определи тему и основную мысль.
- Найди в тексте опорные слова.
- Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
- Найдите слова, которые нужно проверять.
- Подумай, как объяснить их написание.
- Еще раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
- Не забудь проверить свою работу.
Фрагмент работы над изложением во 2 классе (1 полугодие).
Предлагается текст: “Школьники устроили уголок живой природы. Там живут кролики и белка. Ребята ухаживают за животными. Кроликам дают морковку и капусту. Белке приносят орехи и грибы.” (24 слова).
Характеристика текста: текст не имеет сюжета; повествование информационного характера, изложение фактов. Все предложения простые. Три из них осложнены второстепенными членами; два предложения неполные.
Устойчивое сочетание: “уголок живой природы”. Слова для активизации: “кролики, ухаживают”.
Необходима работа по предупреждению повторения одинаковых слов. Например, во втором предложении употреблены слова “кролики” и “белка”, а в третьем – слово “животные”.
Ход подготовительной работы:
- Чтение текста учащимися.
- Беседа по содержанию: о ком здесь рассказано?
Что сказано про кроликов и белку? Что про
школьников? (Можно использовать иллюстрацию по
развитию речи).
Вопросы к беседе составляются так, чтобы ответы на них исключали повторение предложения из образца. - Словарная работа: кролики, белка, животные, ухаживают.
- Орфографическая подготовка.
- Устный пересказ по плану или по вопросам учителя. Вопросы соответствуют каждому предложению: что устроили школьники? Кто там живет? Кто ухаживает за ними? Что делают кролики? Что приносят белке? (вопросы записываются на доске).
- Пересказ всего текста.
- Продолжение орфографической подготовки: трудные слова и словосочетания записываются на доске.
- Самостоятельная работа, во время которой учитель оказывает индивидуальную помощь.
- Самопроверка или взаимопроверка.
Во время данной работы использую деятельность учащихся в группах
(чтение текста, составление вопросов к тексту, орфографическая подготовка, пересказ текста). В парах учащиеся осуществляют взаимопроверку.
В виде домашнего задания использую индивидуальную работу по развитию речи учащихся. Например, составление устного рассказа из 4-5 предложений о своих домашних животных или задание “Дополни предложения о своем домашнем животном”: У меня дома живет ……. Его зовут ……. Я даю ему …… Он любит ……
Сочинения учащихся. (2 класс)
Тупикин Юра.
У меня есть собака. Ее зовут Кеша. Она очень хорошая. Кеша любит играть, прыгать и лаять.
Гаврикова Наташа.
Фенька – это моя кошка. Она живет у нас дома. Мой братик Данила и я любим свою кошку. Мы ее кормим и играем с ней.
Морозов Вадим.
У нас в семье есть кот Чарли и черепаха Чирька. Они очень дружат между собой. За ними интересно наблюдать. Черепаха кладет голову на лапку Чарли и спит. Кот облизывает ее панцирь. Я люблю своих животных.