Развитие речи младших школьников (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Речь – это канал развития интеллекта…
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

(Н.И.Жинкин)

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:

- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);

- обеспечить создание речевых ситуаций;

- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;

- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;

- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Работа над словарем.

Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.

Особенность словарной работы состоит в том, что она производится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с производительным трудом, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и их значением.

При подготовке к уроку я выявляю те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и использую самые ранообраз6ые приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Так, во 2 классе при изучении русской народной сказки “Лиса и тетерев” показываю изображения животных.

“Кто пришел к нам в гости?” (Лиса и тетерев)

“Расскажите, какая лиса в сказках?” (Хитрая, умная, обманщица и т.д.)

“Кто такой тетерев?” (Большая лесная птица).

Объясняются значения слов: аршин, четверть. Показываю это наглядно и закрепляю значения слов во время прогулок.

Некоторые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Например, слово “кабы” понятно из предложения: Если бы по-старому, тебе бы уходить надо. Многие слова объясняю через анализ их морфологической структуры и словообразования. Например, от слова “звезда” образовали слово “звездочка”. Или “односельчане” (“Они живут в одном селе”, - объясняют дети).

Работа над словосочетанием и предложением.

В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании.

Работу над словосочетанием провожу следующую: во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов; во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.

В работе над словосочетанием учитываю:

а/ его структуру, т.е. слова, входящие в его состав, вопрос от главного слова к зависимому, необходимые формы согласования – падеж, число, употребление предлога;

б/ семантику словосочетания, выражающее единое, но расчлененное значение.

Иными словами, управления могут быть аналитические (на выделение словосочетания из предложения) и синтетические (на включение словосочетания в предложение).

Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем свободно ориентироваться в структуре простого и сложного предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.

Упражнения со словосочетаниями:

  1. Постановка вопросов к подчиненным словам от главных.
  2. Схематическое изображение связей между словами в предложении:
    img1.gif (650 bytes)
  3. Объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний.
  4. Составление словосочетаний с новыми словами.
  5. Объяснение фразеологизмов, образных выражений (устойчивые словосочетания ).
  6. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи:

- существительное + прилагательное;

- существительное + глагол;

- местоимение + глагол (можно наоборот).

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Нужно ценить и поддерживать естественное развитие синтаксиса их речи и не ориентировать их на однообразные предложения из 3-4 слов. Упражнения с предложениями делю на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные, творческие. При работе над предложением использую следующие приемы: составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа); составление предложений заданного типа по схемам-моделям; распространение предложений, перестройка их структуры; выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах; свободное составление предложений, фраз; интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями; редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.

Работа над связной речью.

Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

- развернутые ответы на вопросы;

- анализ прочитанного;

- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

- записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

- рассказывание художественных текстов, заученных на память;

- импровизация сказок;

- диалоги;

- различные виды драматизации, словесное рисование;

- письменное изложение образцовых текстов;

- письменные сочинения разнообразных типов;

- составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

- деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д.

Упражнения в связной речи также делю на три типа (на основе образца, конструктивные, творческие). К числу упражнений по образцу отношу изложения, устный пересказ, чтение наизусть. По конструктивным заданиям даю упражнения, связанные с перестройкой текста. Все остальные виды работ – творческие. Считаю, что развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:

- во-первых, умение осмыслить тему;

- во-вторых, умение собирать материал по данной теме;

- в-третьих, умение составить план;

- в-четвертых, подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);

- в-пятых, составить весь текст;

- в-шестых, совершенствовать написание.

Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где учащиеся составляют тот или иной вид связного текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена задача обучения. Постепенное расширение и обогащение умений в области связной речи мне помогает составление плана на учебный год, где предусматриваю различные виды упражнений и различные темы. Систематичность невозможна без перспективности. Заранее выявляю, какие могут быть трудности у школьников в следующем году. Это помогает организовать подготовку по предупреждению и преодолению трудностей, таких как психологический барьер, возникающий у некоторых учащихся по отношению к самостоятельному письму.

Планирование видов ученических работ, их соотношение, последовательность, определение обучающих задач каждого упражнения создают систему развития связной речи.

Следуя требованиям современной методики преподавания русского языка в начальной школе, организую работу над простейшими типами текста. Редкий урок проходит без пересказа. При этом поясняю учащимся, что в пересказе должна звучать живая речь самого школьника, а не заучен или зазубрен образец, но следует использовать лексику, обороты речи и синтаксические конструкции, взятые из образца. Веду работу над следующими видами пересказов: подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческим дополнением. При этом соблюдаю последовательность: от подробного пересказа (и выборочного) к пересказу сжатому (он связан с составлением плана).

Изложение – это письменные пересказы образцовых текстов. Для письменного изложения беру тексты размерами меньше и структурно проще, чем для устного пересказа, выбираю тексты, ценные в воспитательном и образовательном отношении, расширяющие познавательны опыт учащихся, формирующие их мировоззрение; доступные и интересные детям, не перегруженные новыми словами; несложные по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.

Эффективным приемом в формировании умений работать с текстом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. Памятки составляю на протяжении многих уроков по мере отработки отдельных умений. Так при обучении сочинению составлена следующая памятка:

  1. Определи, о чем будешь писать (тема).
  2. Наметь цель своего сочинения, свое отношение к описываемому.
  3. Наметь части сочинения, составь план.
  4. Определи, о чем рассказать подробнее.
  5. Напиши сочинение.
  6. Проверь работу.

При подготовке к изложению ребята используют памятку:

  1. Прочитай текст. Определи тему и основную мысль.
  2. Найди в тексте опорные слова.
  3. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
  4. Найдите слова, которые нужно проверять.
  5. Подумай, как объяснить их написание.
  6. Еще раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
  7. Не забудь проверить свою работу.

Фрагмент работы над изложением во 2 классе (1 полугодие).

Предлагается текст: “Школьники устроили уголок живой природы. Там живут кролики и белка. Ребята ухаживают за животными. Кроликам дают морковку и капусту. Белке приносят орехи и грибы.” (24 слова).

Характеристика текста: текст не имеет сюжета; повествование информационного характера, изложение фактов. Все предложения простые. Три из них осложнены второстепенными членами; два предложения неполные.

Устойчивое сочетание: “уголок живой природы”. Слова для активизации: “кролики, ухаживают”.

Необходима работа по предупреждению повторения одинаковых слов. Например, во втором предложении употреблены слова “кролики” и “белка”, а в третьем – слово “животные”.

Ход подготовительной работы:

  1. Чтение текста учащимися.
  2. Беседа по содержанию: о ком здесь рассказано? Что сказано про кроликов и белку? Что про школьников? (Можно использовать иллюстрацию по развитию речи).
    Вопросы к беседе составляются так, чтобы ответы на них исключали повторение предложения из образца.
  3. Словарная работа: кролики, белка, животные, ухаживают.
  4. Орфографическая подготовка.
  5. Устный пересказ по плану или по вопросам учителя. Вопросы соответствуют каждому предложению: что устроили школьники? Кто там живет? Кто ухаживает за ними? Что делают кролики? Что приносят белке? (вопросы записываются на доске).
  6. Пересказ всего текста.
  7. Продолжение орфографической подготовки: трудные слова и словосочетания записываются на доске.
  8. Самостоятельная работа, во время которой учитель оказывает индивидуальную помощь.
  9. Самопроверка или взаимопроверка.

Во время данной работы использую деятельность учащихся в группах

(чтение текста, составление вопросов к тексту, орфографическая подготовка, пересказ текста). В парах учащиеся осуществляют взаимопроверку.

В виде домашнего задания использую индивидуальную работу по развитию речи учащихся. Например, составление устного рассказа из 4-5 предложений о своих домашних животных или задание “Дополни предложения о своем домашнем животном”: У меня дома живет ……. Его зовут ……. Я даю ему …… Он любит ……

Сочинения учащихся. (2 класс)

Тупикин Юра.

У меня есть собака. Ее зовут Кеша. Она очень хорошая. Кеша любит играть, прыгать и лаять.

Гаврикова Наташа.

Фенька – это моя кошка. Она живет у нас дома. Мой братик Данила и я любим свою кошку. Мы ее кормим и играем с ней.

Морозов Вадим.

У нас в семье есть кот Чарли и черепаха Чирька. Они очень дружат между собой. За ними интересно наблюдать. Черепаха кладет голову на лапку Чарли и спит. Кот облизывает ее панцирь. Я люблю своих животных.