Информационные технологии на уроках графического дизайна

Разделы: Информатика, Технология


Цели:

1. Закрепить знания по теме “Форма и формообразование”, сформировать умения самостоятельной работы.

2. Содействовать познавательной активности учащихся, развитию технического мышления, пространственного воображения.

3. Воспитывать графическую культуру, чувство времени, ответственность при работе в группе.

Тип урока: урок закрепления знаний, формирования умений и навыков.

Форма проведения урока: деловая игра.

Оборудование: персональные компьютеры, задания для творческих групп, песочные часы, 2 набора объёмных геометрических тел, чистые листы формата А 4, ножницы, клей.

Литература:

1. Макарова Н.В. Информатика.- Питер, 2006.-С.62-63.

2. Оригами. Искусство складывания из бумаги. Периодический журнал.- М.: Аким. 1996.

3. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение: 7-9 классы: Рабочая тетрадь № 1. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- С. 83-104.

4. Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях.- Волгоград: Учитель, 2006.- С. 44-45.

План урока:

I. Организационная часть (2 мин).

II. Сообщение темы урока (2 мин).

III. Деловая игра (33 мин).

1. Приветствие команд (3 мин).

2. Турнир “Самый умный”, кроссворд “Формы и их элементы” (4 мин).

3. Форма и формообразование. Плоскостная графика (10 мин).

Физкультурная пауза (2 мин).

4. Форма и формообразование. Объёмная графика (7 мин).

5. Форма и формообразование. Изготовление форм. Оригами (7 мин).

IV. Итог урока (3 мин).

1.Выставка работ.

2. Заключительное слово.

Ход урока

I. Организационная часть (2 мин).

1. Приветствие.

Учитель. Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:

Не можешь - узнай,
Не знаешь - узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.

Л. Таньяничева.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока (2 мин).

Учитель. Все мы живём в мире форм. Наша планета Земля имеет форму шара.

Тело каждого из нас, наши руки, ноги голова, корпус - это тоже формы.

Наша одежда, мебель, дома…каждый предмет имеет только ему присущую форму.

На уроках графического дизайна мы с вами убедились в необходимости знаний формы.

Сегодня мы с вами проведём деловую игру, где каждый сможет проявить своё творчество, сообразительность, насколько позволит ему талант, при помощи необходимых ему приёмов и материалов.

III. Деловая игра (33 мин).

Задание № 1

Приветствие участников игры (3 мин).

(0-5 баллов)

Учитель. В деловой игре принимают участие две команды учащихся 9-а класса. Судить игру команд будет экспертная комиссия – учащиеся 11-а класса_______________________

_____________________________________________________________________________

В первом задании мы даём возможность представиться командам и преподнести нашим экспертам эмблемы, которые заготовили сами участники.

1-ая команда, капитан _________________________________________________________

Приветствие команды

“Прямая линия”

1. Вперёд! Назад!
А в сторону ни шага -
Вот принцип самый главный у прямой.
Нужна здесь прямота, нужна отвага,
Чтоб вдруг не изменить себе самой.
2. Знаком со мной каждый малый школьник
Совсем не зря сложили этот стих,
Ведь состоит любой многоугольник
Из маленьких отрезочков моих.
3. Вот биссектриса, луч, отрезок, хорда,
Диагонали…всех не перечесть.
Лучи мои, отрезки… Знаю твёрдо,
Что прямота моя в них точно есть!
4. А если ты хотя бы на мгновенье
Меня заставишь сникнуть головой,
Сменить моё захочешь направленье…
Я стану ломаной, но только не кривой!

2-ая команда, капитан _________________________________________________________

Приветствие команды

“Линейка”

1. Все отрезки мне друзья -
Маленький и длинный…
Кто узнал? Линейка я -
Инструмент старинный.
2. Как прямую получить,
Кто того не знает:
Натяните туго нить –
Вот вам и прямая…
3. Всех их и не вспомню я,
Столько предков было.
В Древнем Риме - линия,
На Руси - правило…
4. Познакомлю вас с роднёй
Я здесь непременно:
Треугольник - братец мой,
А сестра рейсшина.
5. И не просто мы родней
Палочки прямые.
Мы, как видите, порой штучки не простые.

Экспертная комиссия вносит в таблицу на доске кол-во баллов, заработанных участниками команд.

Задание № 2 (4 мин).

Учитель. Во втором задании принимают участие команды и отдельно их капитаны.

1. Для капитанов - турнир “Самый умный” (0-2 балла).

2. Для команд - кроссворд “Формы и их элементы” (0-5 балла).

Каждому капитану даётся одна минута, за которую он должен ответить на максимальное кол-во вопросов. Побеждает капитан, у которого будет больше правильных ответов.

За время, отведённое турниру, остальные участники команд должны справиться с кроссвордом.

Вопросы капитанам команд.

1. Вспомогательное средство для создания материальных, духовных, интеллектуальных и художественных ценностей человека. (Графика).

2. Что в переводе обозначает слово - “КАРАНДАШ”? (Чёрный камень).

3. Набор художественных решений, отличающих данных шрифт от других. (Гарнитура).

4. Самый древний вид письма. (Рисунчатое письмо).

5. Из какого материала были изготовлены первые книги? (Из глины)

6. Как назывался текст, который выполняли на глиняной табличке деревянной палочкой. (Клинопись).

7. Авторы славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий).

8. В каком веке в Европе было изобретено книгопечатание? (15 век).

9. В каком году Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец издали первую книгу на Руси? (1564 год).

10. Что в переводе с немецкого обозначает слово “ШРИФТ”? (Письмо).

11. Каким шрифтом в 17 веке писались важные торжественные документы? (Каллиграфическим).

12. Какие размеры проставляют на чертежах? (Натуральные).

13. В какой стране впервые изготовили бумагу? (В Китае).

14. Что впервые служило сырьём для изготовления бумаги? (Стебли бамбука).

15. Чему равен раствор циркуля при делении окружности на шесть равных частей? (Радиусу окружности).

16. Что в переводе с латинского означает “ОВАЛ”? (Яйцо).

17. Величины, определяющие форму предмета и его положение в пространстве. (Параметры).

18. Какой параметр формы у сферы (поверхности шара)? (Радиус или диаметр).

19. Искусство создания форм из бумаги без склеивания. (Оригами).

20. В какой стране зародилось искусство оригами? (Япония).

21. Самый древний и искусный Мастер формообразования. (Природа).

22. Как называют чертёж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций? (Эскиз).

23. Комплект чертёжных инструментов, уложенных в футляр. (Готовальня).

24. Что называется процессом изготовления по чертежу модели какого-либо предмета? (Моделирование).

25. Замкнутая кривая, очерченная дугами окружностей. (Овал).

26. Что наносят на технический рисунок для отображения объёмности предмета? (Штриховку).

27. Искусство художественного проектирования. (Дизайн).

28. Наука о цвете. (Цветоведение).

29. Пластичный скульптурный материал, созданный самой природой. (Глина).

30. Узор, построенный на ритмичном чередовании. (Орнамент).

31. Учение передавать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства. (Перспектива).

32. Рисунок, комический или сатирический, изображающий кого – что-нибудь. (Карикатура).

33. Тонкая доска, прямоугольной или овальной формы с вырезом для большого пальца. (Палитра).

34. Изображение людей по грудь, в мраморе, бронзе или дереве. (Бюст).

35. Портрет, на котором художник написал самого себя. (Автопортрет)

36. Самая древняя, понятная и наглядная форма общения людей друг с другом. (Графика).

Отгадайте кроссворд “ Знакомство с формами и их элементами”.

Экспертная комиссия вносит в таблицу на доске кол-во баллов, заработанных участниками команд.

Задание № 3 (10 мин)

(0-5 балла)

Форма и формообразование. Плоскостная графика.

Учитель. А сейчас команды разделятся на две группы, по 4 человека.

1-ая группа, каждой команды, будет выполнять задание за персональным компьютером.

Создайте узор для витража, представленный на рисунке.

Алгоритм создания орнамента.

1. Выбрать инструмент Прямоугольник. В меню настройки инструментов выбрать тип закраски “только границы”.

2. Построить четыре одинаковых квадрата, соприкасающихся сторонами (рис. 1).

3. Выбрать инструмент Линия.

4. Соединить середину верхней стороны полученного большого квадрата с его противоположными углами (рис. 2).

5. Повторить пункт 4 для всех сторон большого квадрата (рис. 3).

6. Раскрасить элементы орнамента разными цветами в соответствии с приведённым выше образцом.

Конец алгоритма.

img2.gif (3045 bytes)
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

2 - группа за эти же 10 мин работает с головоломкой. Каждый участник получает задание.

Разрежьте квадрат по заданным линиям.

Используя все семь частей, попробуйте сложить картинку-образ.

Наклейте полученную фигурку на формат А4.

Экспертная комиссия вносит в таблицу на доске кол-во баллов, заработанных участниками команд.

Физкультурная пауза (2 мин)

Учитель. А сейчас мы прервём нашу творческую работу на несколько минут.

Я приглашаю физрука класса для того, чтобы провести физкультурную паузу.

Задание № 4 (7 мин)

(0 – 5 баллов)

Форма и формообразование.

Объёмная графика (объёмные формы).

Учитель. Команды снова делятся на две группы, по 4 человека.

Задание для 1-ой группы.

Из данного набора объёмных геометрических тел, используя клей, сконструировать модель (замок, машина или др.).

Задание для 2-ой группы.

Изготовить из данной развёртки геометрическое тело, используя ножницы, клей.

Экспертная комиссия вносит в таблицу на доске кол-во баллов, заработанных участниками команд.

Задание № 5 (7 мин)

(0 – 5 балла)

Форма и формообразование

Изготовление форм. Оригами.

Учитель. В этом заключительном задании принимают участие обе команды.

Задание для всех участников.

Из обычных листов бумаги изготовить самые удивительные формы, сгибая и складывая их. Такое искусство называется оригами.

Оригами. Защита.

Команда “ Линейка”.

Оригами развивает в человеке многие дремлющие в нём способности; оно сродни ваянию – сотворению скульптуры. В оригами есть два соавтора: человек и бумага, которая сама подсказывает, как лучше с ней работать, какие приёмы применить.

Мы изготовили ---------------------------------------------------------------------

И хотим порекомендовать - заниматься, для развития своих способностей, в свободное время, оригами.

Оригами. Защита.

Команда “Прямая линия”.

В Японии фигурки из бумаги, сложенные по определённым правилам, издревле считают амулетами, которые дарят с пожеланием удачи, счастья, долголетия. Но можно изготовить и чисто утилитарные - полезные в практической жизни вещи.

Мы изготовили -------------------------------------------------------------------- -----

И хотим подарить членам экспертной комиссии наши фигурки с пожеланиями счастья, здоровья и долголетия.

IV. Итог урока (3 мин).

Экспертная комиссия подводит итоги игры. Из работ учащихся организуется выставка.

Учитель. Ребята, сегодня вы конструировали формы различных предметов, старались, по возможности, следовать законам красоты и чувству прекрасного, которым одарён каждый человек от природы. И вы – тоже. Потому что вместе доказали это.

А сейчас мы предоставим слово нашей экспертной комиссии, которая огласит результат

соревнования в деловой игре.

Экспертная комиссия объявляет кол-во баллов, набранное каждой командой. За 1-ое место команда получает оценки “5”; за 2-ое место- “4”.

Учитель. Наш урок подошёл к концу. Спасибо всем, кто принимал участие в нём. До свидания!

Экспертная комиссия

Задания командам Прямая линия Линейка Примечание
№1

Приветствие.

Эмблема.

3 мин. (0-5 баллов).

     
№2

Турнир “Самый умный”. (0-2 балла).

Кроссворд “Формы и их элементы”.

4 мин. (0-5 баллов).

     
№3

Узор для витража.

Головоломка.

10 мин. (0-5 баллов)

     
Физкультурная

Пауза (2 мин).

     
№4 Конструирование

модели из набора геометрических тел.

(0-5 баллов).

Изготовление геометрического тела из развёртки.

7 мин. (0-5 баллов).

     
№5

Оригами. 7 мин.

(0-5 баллов).

     
Итог: