Цели урока:
- Сформировать способность к сложению и вычитанию чисел “в столбик”.
- Повторить умения решать задачи на нахождение периметра. Совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, интерес к чтению и математике.
- Воспитывать любовь к Родине, чувство сострадания, доброту. Стремление быть здоровыми душой и телом.
Оборудование: рисунки, схемы, карточки, сорбонки.
Ход урока
(В течение всего урока через каждые 10 -15 минут происходит смена динамических поз с использованием специальной конторки по технологии В. Ф. Базарного) .
1. Самоопределение к деятельности.
- Что изучали на прошлом уроке?
- Сегодня мы продолжим изучать действие сложения и вычитания двузначных чисел.
- Но урок у нас будет сегодня необычным .
Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
- Сегодня к нам пришёл в гости замечательный писатель В. П. Катаев.
(Показ книги с портретом писателя) .
- Он принёс с собой сказку, а вот какую – вы узнаете, если выполните задания.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Индивидуальная работа по карточкам (2 человека) .
1 ученик:
2 ученик:
Работа с перфокартой.
2) Фронтальная работа
а) - Дан ряд чисел: 90, 85, 80, 75,…
- В каком порядке расположены числа?
- Назовите наибольшее число.
- Назовите наименьшее число.
- Установите закономерность и продолжите ряд на два числа.
- Расскажите все, что знаете о числе 80.
(Число 80 стоит в натуральном ряду чисел на 80 месте. В нем 8 десятков и 0 единиц. Это число двузначное. Предыдущее число 79, последующее 81. Сумма цифр 8. )
- Молодцы! Вы выполнили задание. А теперь прочитайте название сказки.
(Дети хором читают название сказки – “Цветик – семицветик”. )
- Жила девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок и пошла домой.
Идет, по сторонам зевает, ворон считает. А тем временем незнакомая собака все баранки съела. Женя бросилась её догонять и заблудилась. Вдруг, откуда ни возьмись – старушка. Пожалела она девочку и подарила ей цветок – не простой, а волшебный – цветик-семицветик. Он может выполнить любое желание. Надо только оторвать лепесток, выполнить задание, которое записано на нем и сказать волшебные слова.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дорогу домой. Она хотела спросить у старушки, но ни старушки, ни сада уже не было – они исчезли.
Тогда Женя оторвала лепесток и прочитала задание.
б) Занимательная минутка. (На магнитной доске висят только ответы к примерам, а сами примеры, написанные на лепесточках, “разнесло ветром” по классу) .
24-4 57-20 76-70 52+5 30+6 80+20 20+30 6+10
- Соберите примеры и соедините их с нужным ответом.
- Прочитайте данные примеры по – разному.
- Давайте Жене поможем выполнить это задание.
(Ученики ходят по классу и ищут примеры, затем подходят к магнитной доске, соединяют их с нужным ответом и читают их разными способами) .
- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Женя сказала волшебные слова и очутилась дома.
Но тут она разбила любимую мамину вазочку. Женя поскорей оторвала лепесток, загадала желание, чтобы вазочка стала целой. Но на лепестке такое задание:
в) Решите задачи и подберите к ним схемы.
1) Масса ящика с гвоздями 12 кг. А гвоздей – 10 кг. Какова масса пустого ящика?
(У детей на столе лежат различные схемы задач, один ученик работает у доски) .
- Покажите схему, которая подходит к задаче.
2) Юннаты пропололи 35 грядок красных тюльпанов, а желтых – на 10 грядок больше. Сколько грядок желтых тюльпанов пропололи юннаты?
- Покажите схему, которая подходит к этой задаче.
- Молодцы! Вы справились с этим заданием. И мама, прибежав из кухни, увидела свою вазочку целой и невредимой.
Пошла Женя во двор гулять, а там мальчики играют в папанинцев. Но они её не приняли поиграть. И Женя решила без них побывать на всамделишнем Северном полюсе. Но надо выполнить такое задание.
г) Сравните выражения:
а+50*а+(45+5)
(70+20) -д*100-д
- Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Женя сказала волшебные слова и оказалась на Северном полюсе. А там мороз градусов сто и белые медведи. Испугалась Женя и обледенелыми пальцами схватила лепесток и сказала волшебные слова. Но надо ещё выполнить задание.
д) Решить уравнения:
Вывод: - Молодцы! Вы выполнили и это задание. (Учитель подводит итог устного счета, и анализирует работу по карточкам) .
- А теперь немножко отдохнем.
3. Физминутка для глаз с использованием офтальмотренажера.
4. Постановка проблемы.
- Женя опять оказалась в своем дворе. Она обиделась на ребят и пошла на другой двор водиться с девочками. А там у девочек игрушки. Взяла Женю досада и зависть. И решила она загадать желание, чтобы у нее были все игрушки, какие есть на свете. Но ей нужно справиться с новой проблемой- решить примеры на карточках. Давайте поможем Жене.
- Взяли в руки карточки. Игра “Кто быстрее?”
- Решите за одну минуту.
- какой пример вызвал у вас затруднение?
- Какое действие мы выполняли?
(Сложение чисел) .
- Каких чисел?
(Двузначных) .
- Разве мы не умеем складывать такие числа?
(Умеем) .
- Как мы это делаем?
(К ед. + ед. , к дес. + дес. )
- А почему же здесь не можем найти сумму?
(Получилось 10 ед. , их нельзя записать в одном разряде) .
- Что же нам нужно сделать?
(Найти, как прибавить к двузначному числу двузначное, когда в разряде единиц получилось 10) .
- Молодцы! Итак, цель нашего урока – построить прием сложения двузначных чисел. Когда в разряде единиц суммы получается число 10.
5. Построение проекта выхода из затруднения, (“открытие” детьми нового знания) .
1) - Каким способом вы предлагаете найти ответ на этот вопрос?
(Столбиком) .
- Кто может объяснить. Как решить этот пример столбиком?
+72
18
- Что значит 10 ед. ?(Это 1 дес. И 0 ед. )
2) У доски №2, стр. 8.
(1 ученик решает у доски) .
- Установите закономерность, какой пример будет следующим?
(У доски:
+28
32+28
42+28
52
3) Объяснения учащихся.
№3, стр. 8. - у доски.
- Молодцы! Вы справились с этой проблемой. Посмотрите, сколько игрушек у Жени, но они летят к ней со всего света.
И Женя испугалась. Она оторвала лепесток и загадала желание. Чтобы все игрушки поскорей убрались обратно в магазины. А для этого нужно самостоятельно решить примеры. Но сначала немножко отдохнем.
6. Оздоровительная минутка.
(Дети под негромкую музыку “Вальса” Штрауса кружатся, выполняют движения за учителем и произносят волшебные слова) .
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
- Отдохнули немножко, а теперь приступаем к самостоятельной работе.
№4, стр. 8.
Проверка самостоятельной работы.
- Игрушки исчезли. А у Жени остался последний лепесток. Ей понравился один мальчик, у которого была больная ножка. И эта болезнь у него была на всю жизнь. И Женя загадала желание, чтобы мальчик выздоровел. Но надо ещё выполнить задание.
- Решить задачу №6, стр. 9- у доски.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и посмотрите, как весело Жене и мальчику вместе играть.
7. Итог урока.
- Вот и закончилась наша сказка. Подошел к концу и наш урок. Он вам понравился?
- Вы хорошо поработали на уроке! Закройте глазки и вспомните все, что мы делали на уроке.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Каким способом построили новый прием сложения?
- Кого мы сегодня можем отметить, поблагодарить?
- Как вы оцениваете свою работу?
- А какое желание, которое загадала Женя, было самым лучшим?
8. Д/з.
- №5, с. 8- 1 вариант,
- №5, №7, с. 8-9- 2 вариант.