Продолжительность: 45 минут.
Класс: 9.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”,
- подготовить учащихся к тематическому оцениванию знаний.
Задачи урока:
- Закрепить навыки работы со справочной литературой.
- Проверить знания учащихся на основе выполнения работ тренирующего типа, индивидуальной работы с тестовыми заданиями.
- Воспитание чувства патриотизма по отношению к своей стране.
- Развивать интерес к предмету;
- Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.
Учебно-наглядный комплекс:
- Презентация в Microsoft Power Point. (Приложение 1)
- Справочные таблицы “Относительная атомная масса некоторых изотопов, а. е. м. ”, “Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева”.
- Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
- Электронное издание – 1С: Физика, 7-11 классы из серии “Библиотека наглядных пособий”
- Раздаточный дидактический материал (тестовые задания) для учащихся.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Мотивационная основа урока.
- Повторение темы “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер” с помощью презентационного материала.
- Тематическое тестирование.
- Подведение итогов, оценки за урок.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Слайд (организационный момент. )
- Здравствуйте! Тема урока на экране. Давайте запишем ее в тетрадь.
- Цели: повторение и систематизация знаний.
- Девиз: через общение развивается человек.
2. Слайд - Три мешка.
Мешки символизируют ваши знания, точнее багаж знаний по изученной теме.
Какой мешок ваш – определит сегодняшний урок.
3. Слайд - Атом покорен, НО цивилизация под угрозой.
Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин,
Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки был выпущен джин.
- Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побежденных.
Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те черные дни и тяжелые последствия неизвестной болезни. Память о них будет передаваться из поколение в поколение.
4. Слайд – Беккерель.
- Давайте вспомним, какие научные открытия привели человечество к этой страшной трагедии?
- Кто этот человек и какое открытие принадлежит ему? (Беккерель открыл явление радиоактивности)
- Что такое радиоактивность? (самопроизвольное излучение)
- Как ему удалось обнаружить это явление? (ответ учащихся)
- Какие исследования проводил с радиоактивными препаратами на себе? (ответ учащихся)
5. Слайд – Кюри.
- Чем прославили себя эти люди? (ответ учащихся)
- Какой химический элемент открыла мари Склодовская-Кюри? Почему так назвала? (ответ учащихся и проверка с помощью презентации (Приложение 1))
- Почему радий называют лучистым? (ответ учащихся)
- Где наблюдали его свечение супруги Кюри? (ответ учащихся)
6. Слайд - Радиоактивность – как доказательство сложного строения атома.
- Почему радиоактивность доказывает, что атом имеет сложное строение? (ответ учащихся)
- Какую структуру имеет радиоактивное излучение? (ответ учащихся)
- - излучение? Почему отклонение слабое? (ответ учащихся)
- – излучение? Почему сильное отклонение? (ответ учащихся)
- – излучение? (ответ учащихся)
- Из какой части атома берутся эти частицы? (ответ учащихся)
- Итак, что такое радиоактивность? (ответ учащихся)
7. Слайд – Строение атома.
- Кто впервые заговорил об атомарном строении вещества? (ответ учащихся)
- Первая модель атома имеет историческое название? Почему? (ответ учащихся)
- Вскоре появилась еще одна модель? Ее название? Как устроен атом? (ответ учащихся)
- Ядро – это уже неделимая часть или нет? (ответ учащихся)
8. Слайд - Резерфорд.
- Кем была предложена планетарная модель атома? (ответ учащихся)
- Принципиальная схема опыта Резерфорда? (ответ учащихся)
- Объяснение результатов опыта. (ответ учащихся)
9. Слайд - Строение атомного ядра.
- Какие частицы входят в состав ядра? (ответ учащихся)
- Как звали человека, открывшего нейтрон? Кто еще стоял на пороге открытия этой частицы? (Резерфорд предполагал, Ирен и Фредерик Жолио-Кюри)
- На доске запишите условное обозначение протона, нейтрона и электрона.
- Масса протона и нейтрона, что о них скажете. (ответ учащихся)
- Почему масса электрона не учитывается и приравнивается к нулю? (ответ учащихся)
- На слайде -? Х-? (ответ учащихся)
- Z-?(!) Какие характеристики химического элемента скрывает эта буква? (ответ учащихся) Проверим - Строение атома
- М-? (!) В этой букве какие параметры спрятаны? Что можно определить? (ответ учащихся) Проверим - Строение атома
-Воспользуемся для работы таблицей Менделеева, тетрадью и интерактивной моделью (экран). (С места проговариваем характеристики химического элемента, затем проверяем на экране. Работа учащихся).
10. Слайд – Радиоактивные превращения.
- Итак, радиоактивность – это самопроизвольное излучение атомов, НО что еще происходит? (меняется состав ядра и появляется новый хим. элемент)
- Задолго до открытия атома об этом заговорил Фредерик Содди. Им были сформулированы правила? О чем? (ответ учащихся)
- Значит, они называются – правило смещения.
- Для –распада какие изменения? (ответ учащихся). Проверяем- приложение 1
- Для –распада? (ответ учащихся). Проверяем- приложение 1
- А –распад вносит какие-нибудь изменения? (ответ учащихся)
- В тетради и на доске применим правила смещения (работа учащихся у доски):
Задача 1: Уран 92, 235 подвергается альфа распаду, какой хим. элемент образуется. (+)
Задача 2: Кислород 8, 17 - распадается, определите получившийся элемент.
(+)
- При написании ядерных реакций, о каких законах следует помнить. (ответ учащихся)
11. Слайд - Изотопы.
- Дайте определение изотопов? (ответ учащихся)
- Еще раз , что у изотопов одинаковое? (ответ учащихся)
- Что у изотопов разное? (ответ учащихся)
- С помощью чего можно получить изотопы искусственные?
(ядерные реакции. )
- У истоков искусственных изотопов находились Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.
- Продолжите реакции (работа у доски):? ?
? ? Не забывайте проверять законы!!!
12. Слайд - Методы регистрации частиц.
- Счетчик Гейгера- Мюллера. Устройство? Принцип его работы? Какое физическое явление происходит внутри трубки? (ответ учащихся)
- Камера Вильсона. Как устроена? Принцип работы? использование, какого физического явления используется? (ответ учащихся)
13. Слайд – Жизнь без “старости”.
- Я – отвечаю на ваш вопрос: “ Сколько живут радиоактивные вещества? Теряют ли они свою радиоактивную силу?
- Т – период полураспада!!! (модель включить - Период полураспада)
- Например, уран примерно 1600 лет.
Еще пример: среди радиоактивных загрязнений, вызванных аварией на Чернобыльской АЭС, наиболее опасными являются долгоживущие продукты деления, такие, как стронций-90 и цезий-137. Период полураспада - 28 лет, - 30 лет.
14. Слайд – Деление атомного ядра.
- Внутри атомного ядра находятся разные частицы-протоны и нейтроны. Почему ядро остается стабильным, т. е. не распадается, для этого есть весомые причины (протоны, одноименно заряженные)? (ответ учащихся)
- Какие еще силы присутствуют внутри ядра? (ответ учащихся)
- Масса осколков и масса ядра, по закону сохранения массового числа должны быть равные. На самом деле как все обстоит? (ответ учащихся)
- ?m когда о ней говорим еще? В чем измеряется масса? Где ее можно найти? (ответ учащихся)
- В результате любой ядерной реакции возникает дефект масс. Какие последствия разницы в массе? (ЭНЕРГИЯ) (ответ учащихся)
- Как определите, выделяется или поглощается энергия? (ответ учащихся)
- Рассмотрим Задачу: определите, выделяется или поглощается энергия в результате ядерной реакции. Найдите ее. (ответ учащихся, работа у доски)
m1= m(N)+ m(Не)= 18,00567 а. е. м.
m2= m(О) + m(р)= 18,00696 а. е. м.
m= m1-m2 = -0, 00129 а. е. м. – энергии поглощается
E=m·931МэВ= 1,2 МэВ
- Ганн и Штрассман деление ядер урана при проникновении нейтрона внутрь ядра. (ответ учащихся)
- Почему нейтрон? (ответ учащихся)
- Расскажите о механизме деления ядер, желательно изобразить на доске с пояснениями. (ответ учащихся)
- Давайте теперь посмотрим, как это происходит? (включить видеозапись “Деление ядра” – электронное издание 1С: Школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий)
15. Слайд - Цепная ядерная реакция.
- Цепная ядерная реакция? (ответ учащихся)
- Механизм цепной реакции на рисунке. Проанализируйте. (ответ учащихся)
- В каких двух направлениях она может идти? (ответ учащихся)
16. Слайд - Неуправляемая ядерная реакция.
- На фотографии изображен страшный гриб из радиоактивных веществ. Это следствие неуправляемой ядерной реакции.
- Следующие фотографии представляют нашему взору предметы, в которых и происходит эта реакция – атомная и водородная бомбы.
- На видеофрагменте взрыв атомной бомбы.
17. Слайд - Атомная энергетика. Перспектива атомной энергетики
- Атом приручили и спрятали под толстым слоем бетона и свинца. Сегодня он используется только в мирных целях.
- Итак, 2-е направление развитии цепной ядерной реакции – управляемая.
- Что вы видите на слайде? (ядерный реактор)
- Что это за устройство? Его определение? (ответ учащихся)
- Желающие рассказать о скрытом от глаз человека процессе (ответ учащихся).
- Термоядерный синтез. (рассказ учащихся с дополнениями учителя)
18. Слайд - И. В. Курчатов. – рассказ учителя.
Главная идея научной деятельности - физика атомного ядра
1923-1924 гг. - первое самостоятельное исследование радиоактивности снега
Работа над реакцией, дающей нейтроны. (книга "Расщепление атомного ядра" (1935).
Практические расчеты замедления нейтронов в ядерных реакторах.
1946г. – первый европейский реактор под руководством И. В. Курчатова в Обнинске.
19. Слайд - Защита от радиации.
- Условное обозначение. (показ на экране)
- Основные источники радиации.
- Как защитить себя от , , излучений. (подсказка на экране) (ответ учащихся)
20. Слайд – Применение. Биологическое действие. (учащиеся с подготовленными сообщениями. )
- А. Д. Сахаров. - Рассказ учителя.
Да, пора эйфории безвозвратно ушла.
На науке лежит преступленье,
Но к ученым, повинным в создании зла,
Постепенно приходит прозренье.
Итак, всю тему повторили. Давайте вернемся к началу урока и сравним величину своего багажа (три мешка). Перед словами “старт”- даю обратный отсчет. Последняя тренировка – небольшой тест, который вы выполняете в рабочей тетради. Проверь себя!
1 вариант.
1. Кто открыл явление радиоактивности?
А) М. Кюри;
Б) Дж. Томсон;
В) Беккерель;
Г) Э. Резерфорд
2. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада?
А) не изменяется;
Б) изменяется запас энергии атома, но атом остается того же химического элемента;
В) атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента;
Г) в результате радиоактивного распада атом полностью исчезает.
3. Что такое - излучение?
А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
4. Какой прибор позволяет наблюдать следы заряженных частиц в виде полосы из капель воды в газе?
А) фотопластинка;
Б) счетчик Гейгера-Мюллера;
В) камера Вильсона;
Г) электронный микроскоп.
5. В атомном ядре содержится 25 протонов и 30 нейтронов. Каким положительным зарядом, выраженным в элементарных электрических зарядах +е, обладает это атомное ядро?
А) +5е;
Б) +30е;
В) +25е;
Г) 0.
6. Из каких частиц состоят ядра атомов?
А) из протонов;
Б) из нейтронов;
В) из протонов, нейтронов и электронов;
Г) из протонов и нейтронов.
7. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, у которого ядро состоит из 6 протонов и 8 нейтронов?
А) 6;
Б) 8;
В) 2;
Г) 14.
8. Какие частицы из перечисленных ниже легче других способны проникать в атомное ядро и вызывать ядерные реакции?
А) электроны;
Б) нейтроны;
В) -частицы;
Г) все перечисленные в выше.
9. Какая частица Х образуется в результате реакции Li + ?
А) гамма-квант;
Б) электрон;
В) позитрон;
Г) нейтрон.
10. Массовое число – это:
А) число протонов в ядре;
Б) число нейтронов в ядре;
В) число электронов в электронной оболочке;
Г) число нуклонов в ядре.
2 вариант.
1. По какому действию было открыто явление радиоактивности?
А) по действию на фотопластинку;
Б) по ионизирующему действию;
В) по следам в камере Вильсона;
Г) по вспышкам света, вызываемым в кристаллах ударами частиц.
2. Что такое -излучение?
А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
3. Что такое -излучение?
А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
4. Что одинаково у атомов разных изотопов одного химического элемента и что у них различно?
А) одинаковы заряды и массы атомных ядер, различны химические свойства атомов;
Б) одинаковы заряды, различны массы ядер и химические свойства;
В) одинаковы заряды ядер и химические свойства, различны массы ядер;
Г) одинаковы массы ядер, различны химические свойства и заряды ядер.
5. Какой прибор при прохождении через него ионизирующей частицы выдает сигнал в виде кратковременного импульса электрического тока:
А) счетчик Гейгера;
Б) фотоэлемент;
В) динамик;
Г) камера Вильсона.
6. В атомном ядре содержится Z протонов и N нейтронов. Чему равно массовое число М этого ядра?
А) Z;
Б) N;
В) Z-N;
Г) Z+N.
7. Энергия связи рассчитывается по формуле:
А) Е=m·c;
Б) Е=m·c2;
В) Е=m·c2;
Г) Е=m·V2.
8. Для вычисления энергии связи ядра в СИ в каких единицах нужно выразить значение дефекта массы?
А) в а. е. м. ;
Б) в МэВ;
В) в мг;
г) в кг.
9. В реакции ядром какого изотопа является ядро Х?
А) ;
Б) ;
В) ;
Г) .
10. Ядро изотопа содержит:
А) 3р и 7n;
Б) 3р и 4 n;
В) 3р и 10n;
Г) 7р и 3 n.
22. Слайд – ответы к тестам.
- Проведем самопроверку. Вспомним слайд №2 (мешки знаний) и выставим себе оценку по объему мешка: (маленький) –“3”, (средний) –“4”, (большой) –“5”
- На следующем уроке отсчет обратный закончится и будет дан старт к написанию контрольной работы.
23. Слайд – последний. Спасибо за работу на уроке!
- Урок подошел к завершению, запишем домашнее задание.
- Домашнее задание: с чувством, толком изучить записи в тетради по пройденной теме. До свидания. Урок окончен.