Цель: провести наблюдения за осенними изменениями в природе:
Задачи:
- дать представление о характерных признаках осени в неживой природе;
- расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни животных, в жизни людей;
- развитие мелкой моторики.
1. Организационный момент
Закройте глаза и послушайте запись. Представьте картинку. (Звучит кассета с записью шелеста листвы, курлыканья журавлей)
- Что вы представили, какую нарисовали картину?
- Посмотрите, что увидел ёжик.
“Что произошло? Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду”
Работа по теме занятия
- Отгадайте загадку
Пришла без красок, и без кисти
И перекрасила все листья.
- Что это? (осень)
- Вспомните, какие изменения происходят осенью в природе?
(на доску вывешиваются картинки к ответам детей)
- Посмотрите на иллюстрации. Что еще не назвали?
небо – облачно, пасмурно, хмурое, низкое, затянуто тучами
дожди – затяжные, холодные, изморось
температура понизилась
заморозки
дни короче
- Какие изменения в жизни растений?
окраска листьев, травы
листопад
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной. (И. Бунин)
Игра “Отгадай растение”
С какого дерева этот лист? (Показ листьев: клена, рябины, березы, дуба)
В какой цвет окрашивается этот лист осенью?
- Как выглядит рябина осенью? Найдите эту картинку.
3. Физминутка
Подул ветерок (качаемся, подняв руки),
Ветки дерева закачались и закружились листочки (кружимся, как листочки)
Мы идем по аллее, а под ногами шуршит листва (потерли ладошки)
Начал накрапывать дождь (щелкаем пальцами)
И чтобы не промокнуть быстро пошли домой (шагаем на месте)
4. Беседа
- Какие изменения в жизни животных?
- Насекомые прячутся под кору деревьев, в щелочки, а некоторые как птицы улетают в теплые страны, например, божья коровка.
- Птицы улетают в теплые края. Почему?
Загадки о перелетных птицах.
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
- Какие изменения в жизни зверей?
(Линька, делают запасы на зиму, впадают в спячку)
Игра “Кто это готовится к зиме?”
Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё, то никакая хитрость не спасет от врагов и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)
5. Труд людей осенью
- Как изменяется жизнь людей осенью?
(убирают урожай, пашут землю, удобряют, дают дополнительный корм животным)
- Что изменяется в жизни школьников?
6. Назовите осенние месяцы
- О каком месяце эта загадка?
В каком месяце лето кончается,
А осень начинается? (в сентябре)Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды.
Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (октябрь)Поле черно-белым стало,
А еще похолодало,
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
- Подберите картинки к каждому месяцу.
7. Работа на листах на печатной основе
- Найдите картинку об осени.
Листья опадают с деревьев, потому что наступила… (осень)
Раскрасьте листочки
- Какого цвета возьмете карандаши?
8. Итог
- О каком времени года, мы говорили?
- Назовите осенние месяцы.
Игра
“Четвертый лишний”Листопад, изморозь, метель, заморозки
- На парте картинки. Встаньте те, у кого картинка соответствует осени.
Перечислите признаки осени.
- Посмотрите, какие картинки были у тех ребят, которые не встали.
- Об этом поговорим на следующих занятиях.
- А ёжик, посмотрев на осень, собирается ложиться в спячку.
До свидания, ребята.