Конспект занятия в подготовительной группе "Зеленая аптека Кузбасса"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей о лекарственных растениях Кузбасса.
  2. Уметь распознавать и называть их по листьям, цветам и плодам.
  3. Учить различать ядовитые и лекарственные растения.
  4. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта, описательные рассказы по памяти.
  5. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение использовать разные части речи по смыслу.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут рядом.

Наглядность:

  • иллюстрирование открыток.
  • книга “Все обо всем” т. 11, стр. 216.
  • корзинка для Незнайки, наполненная ягодами красной рябины.
  • прозрачные пакетики с засушенной травой для игры в “Зеленую аптеку”.
  • свежемороженые ягоды для игры “Угадай вкуса”.
  • стакан с пластмассовой крышкой на каждого ребенка.
  • смесь сушенных листьев мелиссы, смородины, ягод земляники, черемухи, шиповника.
  • для игры “Золушка” сушеные ягоды земляники, черемухи, шиповника.

До занятия детям предлагается материал из книг:

  1. “Лекарственные растения Кузбасса”. Ред. Г.Я. Ларионова.
  2. Энциклопедия “Все о лекарственных растениях Кузбасса”.
  3. “Я открываю мир растений”, ред. Л.Я. Гальдерштейн.
  4. “Все обо всем” т. 11, стр. 216.
  5. “Растения леса”, ред. А.Треицова.

Воспитатель привлекает детей к беседе:

В: Дети, как вы думаете. Почему нас сегодня так мало? Сегодня не пришла Оля.

Д: Дети заболели. Началась эпидемия гриппа.

В: Как мы с вами защищаемся от этой болезни?

Д: Едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав.

В: Вы заметили, что я сегодня необычно оформила группу? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О лекарственных травах.

В: Давайте поудобнее сядем на ковер и побеседуем. Вот у меня умная книга “Все обо всем” я сейчас прочту вам небольшой рассказ, вы внимательно прослушаете его и ответьте на мой вопрос: какие части растений считаются лекарственными?

В. Читает рассказ из “Все обо всем”. “Какие части растений считаются лекарственными” т. 11 стр.216.

Д: Лекарственными могут быть корни, листья, цветы, плоды.

В: Кто мне назовет растения, у которого лекарственным считается корень? Какие это растения?

Д: Лопух, пион, валерьяна, одуванчик.

В: А у каких для лечения используется листья?

Д: Крапива, одуванчик, мать-и-мачеха, мелиса, береза, подорожник.

В: У каких растений лекарственными считаются цветы?

Д: Ромашка, погодки, одуванчик, тысячелистник, пижма, чистотел.

В: Какие растения богаты лекарственными плодами?

Д: Шиповник, красная и черноплодная рябина, паслен малина, смородина.

В: Дети, давайте вспомним наши экскурсии. С какими растениями мы знакомились, и каковы их лечебные свойства?

Заслушиваются рассказы детей.

  1. Экскурсия в березовую рощу. Сбор почек и листочков. Листья мы засушили для того, чтобы сейчас заваривать чай от простуды и понижения температуры. А почки мы подарили М.И.
  2. Экскурсию на поляну, где растут одуванчики. Их было целое море. Мы собрали цветочки, а вы сварили варение и угощали нас. Оно очень полезно от простуды.
  3. На поляне мы выкапывали корни лопуха. Мы их ели. Они такие кислые и вкусные. Они помогают нашим зубам и деснам не болеть.

В: Молодцы! Вы уже многое знаете. А теперь давайте поиграем в игру “Угадай, кто я”.

Игра “Угадай кто я”

На голову ребенка одевают маску с изображением растения. Ребенок маску не видит. Он должен узнать кто он. Для этого он задает наводящие вопросы товарищам, чтобы выяснить кто он.

Например: вопросы поставлены для ответа “да” “нет”.

Я цветок? Да
Я расту в лесу? Нет
Я расту в огороде? Да
Я беленький? Нет
Я оранжевый? Да
У меня лекарственный цветок? Да
Я ноготок? Да

В группу входит Незнайка. В руках у него корзинка, в которой лежит красная рябина.

Н: Здравствуйте дети! Я проходил мимо вашего садика и увидел красивое дерево. На нем много красных ягод. Я их нарвал, а съесть побоялся. Вдруг они ядовитые?

В: Незнайка, ты поступил правильно. Нельзя есть незнакомые ягоды, можно отравиться. А ягоду мы знаем. Дети как она называется? Кто из вас хочет рассказать Незнайке об этом дереве?

Ребенок: Рябина – это высокое дерево. У него ровный гладкий ствол, много веток. Цветет оно весной. Цветки мелкие, белые, собраны на концах ветвей в виде зонтика. Плоды у красной рябины ярко красного цвета. Они созревают осенью. На нашу рябину зимой прилетают снегири и щеглы. То их любимая ягода. Рябину в народной медицине используют для полоскания рта, когда болят зубы и десна. Делают сироп, в котором очень много витаминов, необходимых человеку для улучшения зрения, работы желудка.

В: Как интересно. А я не знал, что рябина такая полезная.

В: Незнайка, кроме красной рябины есть еще и черноплодная. Хочешь, мы тебя с ней познакомим? Дети, приглашайте Незнайку в нашу “Зеленую аптеку”. (все проходят в уголок, где оформлены столы “Зеленой аптеки”.)

Н: Это что черноплодная рябина .

Д: Нет. Это наши лекарственные травы, которые мы собирали летом. Мы их засушили, а теперь играем в аптеку и пьем чай из них.

В: Незнайка, послушай, что знают наши дети о лекарственных растениях. Дети расскажите Незнайке о своем растении.

Дети рассказывают. Примерные рассказы:

  1. Черноплодная рябина растет в нашем сквере. Это кустарник. Он хоть и высокий, но его ветки легко гнутся к земле и ягоды легко рвать. Плоды его лекарственны. Они крупные, темного цвета. Осенью мы их собрали и засушили. Теперь, сушенную ягоду можно есть, когда болит голова, желудок, сердце. Ее можно заваривать как чай и пить отвар. В ней много витаминов.
  2. Я хочу рассказать о крапиве. Это сорняк. Он растет у заборов, домов, по обочине дорог. Стебель и листья крапивы покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них – они обламываются и ранят кожу, появляется волдырь, который чешется. Настоем из крапивы можно остановить кровь, лечить ожоги, печень и желудок. Из листьев крапивы можно делать салаты и варить щи, потому что в них много витаминов. Об это мы читали в умной книге.
  3. А я хочу рассказать о подорожнике. Он растет около дороги, его много у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они поджаты к земле. Сколько не ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы, и ранка быстро заживет.

Дети заваривают чай. Ставят бокалы на разнос. Дежурные убирают все. Незнайка угощает всех свежими ягодами. Которые лежат у него в корзинке.