Цель урока: Закрепить и обобщить знания об основных классах неорганических соединений в занимательной форме у учащихся 7 класса.
Задачи:
1. Развивать у учащихся способность отличить простые и сложные вещества, металлы и неметаллы.
2. Развить у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований, солей, кислот.
3. Включить элементы опережающего обучения, как базу для более легкого усвоения номенклатуры и химических свойств соединений.
Подготовка к уроку:
1. Заранее дать детям задание приготовить творческую работу на альбомном листе “построить” шесть “домиков” для расселения металлов и неметаллов, оксидов, оснований, солей, кислот.
2. На каждый стол приготовить листок – инструкцию для путешествия из г. Элемент в г. Реакция.
3. Таблицы Д. И. Менделеева.
4. Конверты с заданиями.
5. Плакат – карта путешествия.
Ход урока
На уроке подведем итог изучению неорганических веществ, предлагаю путешествие из г. Элемент в г. Реакция через море Соединений и различные дороги. Для того чтобы выбраться из города нам придется решить несколько заданий. Но прежде давайте вспомним:
1. Какие вещества называются простыми?
(Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента).
2. Какие вещества относятся к сложным?
(Вещества, состоящие из атомов нескольких химических элементов).
А теперь попытаемся выбраться из г. Элемента.
А. “Многоэтажка”.
Небольшая разминка “Кто лишний” - свой ответ нужно обосновать.
- Na, Cl2, H2, H2O
- HCl, NH3, P4, MqO
- Mq, Na, Ba, O2
- Cl2, O2, H2, Fe
Б. “Частный сектор”.
Даны следующие химические элементы: Cu, Au, Aq, Cl, Br, O, Fe, H, Mq, N. Найдите среди них металлы и неметаллы и заполните в тетради следующую таблицу:
Металл (химический знак и название) |
Неметалл (химический знак и название) |
В. “Дорога-разминка”.
Обошли два многоэтажных дома, теперь предстоит перейти дорогу, а для этого нужно угадать название химического элемента “зашифрованного” в следующих вопросах:
- Какой газ утверждает, что он это не он? (Неон, Ne)
- Какой химический элемент является лесом? (Бор, B)
- Какой химический элемент состоит из двух разных по своим размерам животных? (Мышь-як, As)
- В состав какого металла входит новогоднее дерево? (Ник-ель, Ni)
- Какой металл, по древней мифологии, обречен на “вечные муки”? (Тантал, Та)
- В название какого металла входят болотные водоросли? (Пла-тина, Pt)
- В каком металле содержится кость, из которой, согласно Библии, Бог создал Еву? (Се-ребро, Аq)
- В названиях каких химических элементов спрятаны ноты? (Во-до-род, Н; се-ре-бро, Аq; кад-ми-й, Сd)
(При выполнении данного задания обязательна работа с таблицей Д. И. Менделеева).
Вот и перешли “дорогу”, впереди на суше осталась “роща”.
Г. Из характеристики некоторых химических элементов, попробуйте узнать их имена.
* * *
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают, мое имя - … (Медь)
* * *
Из глины я обыкновенной,
И на редкость современный,Не боюсь электротока,
Хозяйкам на кухне
Служу без срока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Мне все задачи по плечу.
Конструкции легкие из дюрали,
Не перечислить всех регалий
Горжусь своим я именем
Зовусь я … (Алюминием)
* * *
Прославлен всеми письменами,
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил в мечте о нем.
Но как кумир, он свержен нами,
И блеск его не всех манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами
Не все то ценно, что блестит. (Золото)
* * *
Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен… (Йод)
* * *
Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе, так вот
Легко назвать меня… (Азот)
* * *
Я светоносный элемент,
Я спичку вам зажгу в момент,
Согреть смогу и под водой
Оксид в ней станет кислот. (Фосфор)
* * *
У меня дурная слава,
Я – известная отрава,
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Бррр-ом)
Проделали путешествие по суше и теперь находимся на берегу “Моря химических соединений” через которое нужно перебраться на другой берег. Но, прежде чем пуститься в путешествие по “морю”, давайте вспомним:
- Как отличать оксиды от других соединений?
(Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород (О), стоит на втором месте. (Эл. + О)).
- Какие соединения относятся к основаниям?
(Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп (Ме + ОН)).
- Какие соединения относятся к кислотам?
(Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков (Н + к. о. )).
- Какие соединения называются солями?
(Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков (Ме + к. о. )).
Немножко вспомнили про состав сложных веществ и в “море”. Теперь нужно пройти “рифы”.
Д. “Рифы” - “Третий лишний”.
Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.
- СО2, К2SO3, SO2
- Ва SO4, NaOH, CaCO3
- RbOH, ZnCl2, LiOH
- Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2
- BaO, P2O5, CaO
- HNO3, H2SiO3, H2SO4
Преодолев рифы, оказались на острове Оксидов.
Е. “Остров Оксидов”.
Составьте формулы названных в тексте оксидов, и вы узнаете, где эти вещества встречаются в природе.
- В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия… (глина), оксид кремния (IV)… (песок), оксид железа (III)… (содержится в красном железняке).
- Водная оболочка – гидросфера – это оксид водорода… В воздухе есть оксид углерода (IV)… (углекислый газ).
- В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II)… (угарный газ), оксид серы (IV)… (сернистый газ), оксид азота (II)… и оксид азота (IV)…
Ж. “Пролив Оснований”.
Задание “Меткий стрелок”.
Выпишите формулы веществ, которые “попадут в цель”:
З. “Остров кислот”.
Составьте формулы кислот. Выпишите формулы кислот в тетрадь.
Игра “Домино” - из предложенных карточек составить формулы кислот, на конце должны быть заштрихованные клеточки, в ряду должны быть все “доминошки”.
И. “Течение солей”.
В данных строчках, о каких соединениях идет речь:
* * *
Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде,
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу.
Кто догадлив, говорит –
Это… (Натрия хлорид)
* * *
Хотя я соль, но под водой
Вас удивляю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу (и это не вранье).
Есть у меня одна сестра.
Она изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я… (Сода)
К. “Остров Вулкан”.
Задание: распределить вещества по классам соединений – каждое вещество “поселить в свой домик”. В каждом домике должно поселиться по пять жильцов: Cu, CaO, Na, MgSO4, Si, CaCO3, NaOH, HCl, P2O5, Pb, NO2, S, Au, Al2O3, H3PO4, CuCl2, Fe(OH)3, Н2CO3, Al, KNO3, H2SO4, H2, C, AgCl, Cu(OH)2, Mg(OH)2, FeO, O2, HNO3, KOH.
Подведение итогов: Награждение самых активных участников отметками “отлично”.
Инструкция для путешествия.
А. “Многоэтажка”.
“Кто лишний”
- Na, Cl2, H2, H2O
- HCl, NH3, P4, MqO
- Mq, Na, Ba, O2
- Cl2, O2, H2, Fe
Б. “Частный сектор”.
Даны следующие химические элементы: Cu, Au, Aq, Cl, Br, O, Fe, H, Mq, N. Найдите среди них металлы и неметаллы и заполните в тетради следующую таблицу:
Металл (химический знак и название) |
Неметалл (химический знак и название) |
В. “Дорога-разминка”.
Угадайте кто он?
- Какой газ утверждает, что он это не он?
- Какой химический элемент является лесом?
- Какой химический элемент состоит из двух разных по своим размерам животных?
- В состав какого металла входит новогоднее дерево?
- Какой металл, по древней мифологии, обречен на “вечные муки”?
- В название какого металла входят болотные водоросли?
- В каком металле содержится кость, из которой, согласно Библии, Бог создал Еву?
- В названиях каких химических элементов спрятаны ноты?
Г. Из характеристики некоторых химических элементов, попробуйте узнать их имена.
* * *
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают, мое имя - …
* * *
Из глины я обыкновенной,
И на редкость современный,
Не боюсь электротока,
Хозяйкам на кухне
Служу без срока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Мне все задачи по плечу.
Конструкции легкие из дюрали,
Не перечислить всех регалий
Горжусь своим я именем
Зовусь я …
* * *
Прославлен всеми письменами,
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил в мечте о нем.
Но как кумир, он свержен нами,
И блеск его не всех манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами
Не все то ценно, что блестит.
* * *
Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен…
* * *
Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе, так вот
Легко назвать меня…
* * *
Я светоносный элемент,
Я спичку вам зажгу в момент,
Согреть смогу и под водой
Оксид в ней станет кислот.
* * *
У меня дурная слава,
Я – известная отрава,
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит.
Д. “Рифы” - “Третий лишний”.
Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.
- СО2, К2SO3, SO2
- Ва SO4, NaOH, CaCO3
- RbOH, ZnCl2, LiOH
- Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2
- BaO, PO5, C2aO
- HNO3, H2SiO3, H2SO4
Е. “Остров Оксидов”.
Составьте формулы названных в тексте оксидов, и вы узнаете, где эти вещества встречаются в природе.
- В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия… (глина), оксид кремния (IV)… (песок), оксид железа (III)… (содержится в красном железняке).
- Водная оболочка – гидросфера – это оксид водорода… В воздухе есть оксид углерода (IV)… (углекислый газ).
- В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II)… (угарный газ), оксид серы (IV)… (сернистый газ), оксид азота (II)… и оксид азота (IV)…
Ж. “Пролив Оснований”.
Задание “Меткий стрелок”.
Выпишите формулы веществ, которые “попадут в цель”:
З. “Остров кислот”.
Составьте формулы кислот. Выпишите формулы кислот в тетрадь.
И. “Течение солей”.
В данных строчках, о каких соединениях идет речь:
* * *
Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде,
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу.
Кто догадлив, говорит – Это
* * *
Хотя я соль, но под водой
Вас удивляю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу (и это не вранье).
Есть у меня одна сестра.
Она изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я…
К. “Остров Вулкан”.
Задание: распределить вещества по классам соединений – каждое вещество “поселить в свой домик”. В каждом домике должно поселиться по пять жильцов: Cu, CaO, Na, MgSO4, Si, CaCO3, NaOH, HCl, P2O5, Pb, NO2, S, Au, Al2O3, H3PO4, CuCl2, Fe(OH)3, Н2CO3, Al, KNO3, H2SO4, H2, C, AgCl, Cu(OH)2, Mg(OH)2, FeO, O2, HNO3, KOH.