Государственные стандарты и утвержденные рабочие программы дисциплины определяют содержание дисциплины. Однако правом преподавателя является выбор адекватных его задачам форм и методов изложения содержания дисциплины. Основы прочного усвоения учебной информации закладывается в процессе её первичной подачи. То, как материал воспринимается, существенно зависит от того, в какой форме он подается; то, как он осмысливается и усваивается, - от того, как он излагается.
Особенность современного этапа заключается в том, что время биологического обновления значительно больше времени информационного обновления. За последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых в средней и высшей школах. При этом во многих учебных заведениях наблюдается недостаток высококвалифицированных преподавательских кадров. Большие трудности часто возникают при оперативной подготовке, изготовлении и распространении учебных пособий различных видов. Указанные факторы негативно сказываются на качестве подготовки обучаемых. В связи с этим большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающих использование вычислительной техники.
Профессиональная деятельность задается тремя основными элементами: наличием объекта деятельности, определением функции деятельности и созданием процедур деятельности. С помощью ИКТ обеспечивается взаимодействие преподаватель – студент, которое отличается от простого распространения информации, происходит организация диалога. Достоинства информационно – коммуникационных средств и методов обучения:
- актуализация содержания курса;
- гуманизация технического образования;
- повышение ориентирующей роли наглядности;
- изменение видов деятельности
Новые информационные технологии позволяют управлять качеством формы подачи лекционного материала (использование мультимедийных форм), увеличить арсенал способов изложения (посредством применения видеофрагментов, компьютерного моделирования, удаленного доступа через сеть Интернет, компьютерной техники презентации учебного материала). До 80% информации об окружающем мире человек получает через зрение. Поэтому яркость, наглядность, образность формы, органично объединенные с основным смысловым содержанием учебного материала, производят огромное эмоциональное воздействие (вспомните лучшие рекламные ролики!) облегчают понимание материала и улучшают усвоение его. В этой связи, важным средством лекционного процесса становится электронный конспект лекции и всей учебной дисциплины.
Электронный конспект лекции совмещает технические возможности компьютерной и видеотехники в представлении учебного материала с живым общением лектора с аудиторией. Фактически – это новое и основное средство управления образовательным процессом в аудитории с достаточно большим числом учащихся.
По сравнению со статическими рисунками на доске, анимация играет роль компонента невербальной коммуникации, роль жеста в бытовом общении и увеличивает информационную избыточность лекции. Информационная избыточность способствует прочному запоминанию материала. Для создания информационной избыточности лекции, в ней должны сочетаться и использоваться возможности трёх уровней мышления человека: предметно – чувственного, понятийно-логического и образно – эмоционального. Наглядная фотографическая, графическая, знаковая информация предоставляет нам вещи, объекты, предметы изучения. Это сигнальный, первичный, более простой уровень мышления человека. Удельный вклад такого мышления у студентов довольно высок. Такая наглядность в лекции обязательна, она помогает запомнить материал, облегчает понимание более сложных вещей.
В речи преподавателя должны чередоваться несколько стилей: описательный, повествовательный, объяснительный. Образно-эмоциональное вербальное описание может способствовать пониманию наиболее трудного объяснительного комментария, тем самым, способствуя развитию в мышлении студента ещё одной наглядности – наглядности математических выводов или стройных логических умозаключений.
Всё перечисленное направлено на то, чтобы подать материал таким способом и в такой форме, чтобы он “сам запомнился”.
Современным этапом использования новых информационных возможностей в лекционном учебном процессе, по нашему мнению, должен стать электронный конспект лекции, вместо его бумажного (часто и рукописного) варианта.
В отличие от электронного учебника (пособия), где процесс управления познавательной деятельностью реализуется в неявной форме, где предоставлена большая свобода выбора темпа и порядка прохождения учебного материала, электронный конспект лекции (ЭКЛ) предназначен для лектора. Он используется лектором с учетом его индивидуальной манеры чтения лекций, специфики учебной дисциплины, уровня подготовленности студентов и т. д.
Электронный конспект позволяет программно совместить слайд-шоу текстового и графического сопровождения (фотоснимки, диаграммы, рисунки) с компьютерной анимацией и численным моделированием изучаемых процессов, с показом документальных записей натурного эксперимента. Он совмещает технические возможности компьютерной и видеотехники в предоставлении учебного материала с живым общением лектора с аудиторией. Фактически — это новое и основное средство управления образовательным процессом в аудитории с достаточно большим числом учащихся.
Качественное улучшение лекции достигается за счет применения информационных технологий подготовки конспекта: сканирование научной и учебной графической информации, импорт из сети Интернет уникальных фотографий, киноклипов, подготовки “живых” графиков и анимационных моделей.
Основной единицей ЭКЛ является слайд или кадр визуального предоставления учебной информации.
При создании ЭКЛ необходимо учитывать эргономические требования визуального восприятия информации. Требования касаются: разборчивости шрифтов обозначений и надписей, отсутствия агрессивных полей и неприятных ощущений при динамическом воспроизводстве графических материалов, правильного расположения информации в поле восприятия, отсутствия цветового дискомфорта, оптимизации яркости графиков по отношению к фону, отсутствию засорения мелкими деталями поля главного объекта и т. д.
Количество слайдов в одной лекции варьируется между 35 и 60 слайдами. Иногда такое количество оказывается избыточным и часть неиспользованных слайдов можно переносить на следующую лекцию. На слайдах, как правило, представляется тема лекции, основные положения, краткий текстовый комментарий. Большая же часть электронного конспекта занята авторскими рисунками, схемами, фотографиями, импортированными из учебных пособий и другой доступной литературы (предварительно отсканированных и обработанных в Photoshop или Corel Drow), а так же — импортированными из сети Internet и с компакт-дисков.
Можно также использовать анимационные модели, разработанные для электронного учебного пособия на компакт-диске. Вообще, “все, что движется” на экране компьютера можно включать в базу данных ЭКЛ.
Обычно это сопровождается заметным эмоциональным оживлением, позволяет актуализировать излагаемый материал и показать информационное образовательное пространство в действии.
Следует отметить, что процесс совершенствования ЭКЛ оказывается перманентным и “Power Point” позволяет в течение 10 минут перед очередной лекцией внести “домашние заготовки” в уже имеющийся материал и (или) убрать устаревшие сведения. Если электронный конспект дисциплины создан, его легко адаптировать для создания видеослайд - лекции. И наоборот, материалы видеослайд - лекции легко встраиваются в ЭКЛ. В завершении рассмотрения положительных сторон электронного конспекта лекций отметим, что в условиях тенденции к сокращению объема часов аудиторных занятий, разработка и внедрение в учебный процесс ЭКЛ представляется своевременной и весьма актуальной. В сравнении с более “жестким” ЭУП на компакт-диске, ЭКЛ оказывается намного более гибким и адаптируемым к изменениям учебного процесса. Это дидактическая среда, открытая для модификации и совершенствования в процессе активного применения.
Применение средств мультимедиа в лекционной работе требует новых подходов к эстетике учебного процесса: необходим учет гуманитарной компоненты современной культуры. Оформление лекции-презентации, с показом видеофрагментов и компьютерной виртуальной реальности, не должно заметно отставать от уровня дизайна Web-страниц Интернета и телепрограмм.
Это условие предъявляет высокие профессиональные требования к организации совместной работы над электронным курсом лекций преподавателей-предметников и компьютерных дизайнеров. Очевидно, что себестоимость лекции при этом значительно повышается, особенно при использовании дорогостоящего видео проектора (и средств его сохранности!).
Приведена лекция-презентация вводного занятия по дисциплине “Информационные технологии в профессиональной деятельности” для специальности 080110 “Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Горная промышленность”. Приложение 1.