Цель урока: Обобщить и проверить
знания о законах наследования и их
цитологических основах, о закономерностях
изменчивости, ее формах; о методах изучения
наследственности человека.
Методы работы учителя: беседа, работа
со схемой.
Оборудование: таблицы по общей
биологии, распечатанные условия задач по теме
“Основы генетики”; фотографии, иллюстрирующие
различные наследственные заболевания человека и
виды мутаций.
Ход урока
Введение: Данный урок-игра рассчитан
на 2 часа, проходит в виде классической детской
игры “Морской бой”. В игре принимают участие две
команды по 7-8 человек.
Условия игры:
Для каждой команды и для ведущего имеются схемы
полей для “Морского боя”. Числа на полях
указывают степень сложности вопроса. Перед
началом игры командами оговаривается число
кораблей. Если команда произвела “выстрел”, а на
поле противника нет корабля, то ведущий задает
“стрелявшей” команде вопрос той степени
сложности, сумма которого указана в квадрате
“выстрела”.
За правильный ответ команда получает
количество баллов, равное стоимости вопроса. За
неправильный ответ то же количество баллов, но
только со знаком “минус”. Попадание в
противника гарантирует призовые очки и право на
следующий выстрел.
Игра заканчивается, в том случае, если у одной
из команд будут поражены все корабли.
Победителем является команда, набравшая на
момент окончания игры наибольшее количество
очков.
Основная часть.
Баллы |
Вопросы |
5 |
- Сформулируйте первый закон Менделя.
- В чем отличие хромосомного набора самца от
хромосомного набора самки?
- Сформулируйте второй закон Менделя.
- Что такое мутации?
- Что такое генетика?
- Сформулируйте третий закон Менделя.
- Что такое фенотип?
- Что такое генотип?
|
10 |
- В чем сущность закона чистоты гамет?
- В чем сущность наследования, сцепленного с
полом?
- Что такое анализирующее скрещивание?
- Сформулируйте закон Т. Моргана.
- Назовите виды скрещивания, дать определения.
- В чем суть неполного доминирования?
- Какие гены называются аллельными?
- Какие вам известны формы наследственной
изменчивости?
|
15 |
- Каковы причины генных мутаций? Приведите
примеры.
- Каковы причины хромосомных мутаций7
- В чем сущность закона гомологических рядов?
- В чем сходство модификационной и мутационной
изменчивости?
- Почему фенотипическая (модификационная)
изменчивость не передается по наследству?
- В чем отличие модификационной и мутационной
изменчивости?
- Почему нежелательны родственные браки?
- Что такое норма реакции и чем определяется ее
широта?
|
20 |
- Почему разнообразие качественных признаков в
меньшей степени зависит от условий среды, чем от
генотипа?
- Какие вам известны методы изучения
наследственности человека? В чем их сущность?
- Какие вам известны типы взаимодействия
неаллельных генов?
- В чем сущность закона гомологических рядов и
каково его практическое значение?
- Что позволяет изучить биохимический метод?
- В чем сущность полимерии?
- В результате, какого процесса происходит
нарушение сцепления генов?
- Какие правила и закономерности проявляются при
дигибридном скрещивании?
|
25 |
- Для чего необходимо проводить анализирующее
скрещивание?
- Задача: У матери 1 группы крови, у отца 4. Могут ли
дети унаследовать группу крови одного из
родителей?
- Каково значение изменчивости для эволюционного
процесса и для развития сельского хозяйства?
- Почему разнообразие качественных признаков в
меньшей степени зависит от условий среды, чем от
генотипа?
- Какие вам известны наследственные заболевания,
человека и каковы возможности их лечения?
- Задача: Гладкая окраска арбузов наследуется как
рецессивный признак. Какое потомство получится
от скрещивания двух гетерозиготных растений с
полосатыми плодами?
- Чем отличается доминантный признак от
рецессивного ?
- Какова связь между вторым и третьим законами
Менделя?
|
30 |
- Задача: Сколько типов гамет и какие образуют
особь с генотипом Аа Вв Сс?
- Задача: У дрозофилы серая окраска тела и наличие
щетинок – доминантные признаки, которые
наследуются независимо. Какое потомство следует
ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок
с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
- Задача: У мальчика 1 группа крови, у его сестры –
4. Что можно сказать о группах крови их родителей?
- В какой хромосоме находится рецессивный ген
дальтонизма?
- Как называется оплодотворенная яйцеклетка
по-другому?
- Привести примеры качественного признака.
- Какой метод изучает закономерности
наследования признаков в парах одно- и
разнояйцевых близнецов.
- Задача: Ген черной окраски тела крупного
рогатого скота доминирует над геном красной
окраски. Какое потомство можно ожидать от
скрещивания двух гетерозиготных особей?
|
35 |
- В чем особенность гибридологического метода?
- Почему у женщин, имеющих в генотипе ген
гемофилии, болезнь не проявляется, а у мужчин –
проявляется?
- Что такое новообразование? Приведите примеры.
- В каком случае у мужчины дальтоника может быть
внук дальтоник?
- Можно ли, улучшив условия кормления, превратить
овец грубошерстных в тонкорунные?
- Почему все люди не похожи друг на друга?
- Докажите, что науки генетика и медицина тесно
связаны между собой.
- Каковы цитологические основы дигибридного
скрещивания?
|
40 |
- Задача: Белый кролик (аа) скрещивается с черным
кроликом (АА). Гибридные кролики скрещиваются
между собой. Какое потомство у них получится?
- Какой парой представлены половые хромосомы в
кариотипе женщины?
- Какой генотип имеет дигетерозигота?
- Применимы ли законы наследственности к
человеку?
- Какие методы изучения наследственности
человека используются в медицинской генетике?
- В Японии по существующему законодательству
отец, выдавая дочь замуж, должен выделить молодой
семье участок земли. Чтобы не “распылять”
семейного землевладения, часто женихов и невест
подбирают среди родственников. Но природу
обмануть невозможно, и в таких семьях
наблюдается резкое повышение частоты
наследственных заболеваний. Объясните, с чем это
связано?
- Задача: Потемнение зубов – доминантный признак,
сцепленный с Х-хромосомой. У родителей, имеющих
темные зубы, родились дочь с темными зубами и сын
с белыми. Какова вероятность рождения детей с
белыми зубами в этой семье?
- Благодаря какому методу генетического анализа
были открыты основные закономерности
наследственности и изменчивости живых
организмов. Объектами для изучения стали
дрозофила, горох, некоторые бактерии, то есть те
организмы, которые легко скрещиваются в
искусственных условиях.
|
Поле игры “Морской бой” по теме
“Основы генетики”.
№ |
Г |
Е1 |
Н |
Е2 |
Т |
И |
К |
А |
1 |
5 |
25 |
10 |
40 |
15 |
35 |
20 |
30 |
2 |
40 |
15 |
20 |
5 |
30 |
10 |
25 |
35 |
3 |
10 |
30 |
25 |
20 |
5 |
35 |
15 |
40 |
4 |
35 |
5 |
15 |
10 |
25 |
40 |
30 |
20 |
5 |
15 |
40 |
30 |
25 |
10 |
5 |
20 |
35 |
6 |
25 |
35 |
5 |
30 |
40 |
15 |
10 |
20 |
7 |
30 |
10 |
40 |
35 |
20 |
25 |
5 |
15 |
8 |
25 |
30 |
10 |
15 |
35 |
20 |
40 |
5 |