Цели: закрепить полученные знания о букве б, звуках [б], [б'], отрабатывать навыки чтения с изученными буквами, работать с однокоренными словами, над развитием речи.
Оборудование: иллюстрации к сказке “Красная Шапочка”, таблица слогов, листочки со слогами, схема предложений, толковый словарь, карточки с названием текста.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Повторение изученного
3. Сообщение темы урока
4. Языковая и дыхательная разминка
5. Чтение слогов
6. Работа по развитию речи
7. Составление слов и предложений
8. Ребус
9. Физминутка
10. Работа в тетради по чтению
11. Работа по учебнику
а) чтение столбиков слов, их лексическое значение
б) чтение текста
12. Итоги урока
Ход урока
1. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
2. Повторение изученного.
- Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке (Б)
- Какие звуки она обозначает [б, б']
- Что вы знаете о букве Б (она обозн. согл., зв., те. или мяг., парн с п)
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжим работу над изучением этой буквы. Будем читать слова и предложения с изученными буквами. Поможет нам в этом хорошенькая девочка. А как её зовут, я подскажу. Девочка всегда носила шапочку, которую её подарила бабушка. (Красная Шапочка).
- Кто же написал эту сказку? (Шарль Перро)
(Иллюстрация)
4. Языковая и дыхательная разминка.
- Каждое утро, проснувшись, Красная Шапочка делала зарядку. Мы тоже сделаем зарядку но для язычка:
1) - Покажите как скачет лошадка
- маленькая лошадка
- большая лошадка
- быстро
- медленно
2) - Возле домика, где жила красная шапочка росли красивые цветы.
- Понюхаем как они пахнут (дети вдыхают и выдыхают).
3) - Мама сварила вкусное варенье. Оближем губки.
5. Чтение слогов.
ба бо бу бы би бе
- Прочитайте слоги, но по-разному. 1-ый слог - с радостью 2-ой слог с удивлением, 3-й слог -споём, 4-ый с грустью, 5-ый слог - с вопросом, 6-й с угрозой.
- Мама попросила дочку отнести пирожки бабушке. Пока Красная Шапочка собирается в дорогу, подумайте, что ещё могла испечь мама, но в этих названиях должна быть буква б.
(булочки, хлеб, батон)
6. Работа по развитию речи.
- Девочка отправилась в путь, а по дороге она всё время повторяла скороговорки.
- Какие скороговорки вы знаете? ( Дети называют скороговорки)
7. Составление слов и предложений.
- Вот девочка вышла на полянку, где были зайчики. Но они почему-то грустят. Осенью они собрали красивые листики, высушили их чтобы составить букеты. Эти листики волшебные, из них можно составить не только букеты, но и слова. Вдруг поднялся ветер и разбросал листики. Давайте поможем зайчикам.
СО БАН РЫ БА БА РА КА БАК
(Собака, барабан, рыбак, кабан, рыба)
- Составьте предложение по схеме со словом “собака”. - Сколько слов в предложении?
- Что показывает вертикальная палочка? (большую букву)
- Сколько слов с большой буквы? (2)
- Почему первое слово с большой буквы? (начало предложения)
- Почему лее второе слово будет с большой буквы? (кличка животных)
- Какое правило мы знаем?
- Составьте предложения (варианты детей)
8. Ребус.
- Пошла Красная Шапочка дальше. А кто ей встретился, вы узнаете, разгадав ребус.
- Прочитайте слово по первым буквам картинок (белка)
9. Физминутка.
- Белочка предлагает вам сделать зарядку.
Белка хлопает в ладоши.
Ежик топает ногою.
А вот Мишка косолапый
Только вертит головою.
Зайка скачет по дорожке
И качает головой
Повернулся, оглянулся
И уселся под сосною.
10. Работа в тетрадях по чтению.
- Идёт Красная Шапочка дальше, а навстречу ей Серый волк.
(иллюстрация)
- Испугалась Красная Шапочка. Ребята, посмотрите, разве он может съесть девочку?: Нет, он очень добрый.
- Вол сказал, что теперь он ходит в школу, и попросил Красную Шапочку помочь составить схемы к словам.
- Сделайте и вы это в тетрадях.
На доске:
БИЛЕТ БУБЛИК
2 человека работают на доске
Проверка
11. Работа по учебнику.
с. 114 учебника.
а) - Захотелось Красной Шапочке почитать волку. Сели они под большой дуб и стали читать.
- Прочитаем столбики слов хором
- Как можно назвать эти слова? (однокоренные) Почему?
- Когда мы скажем дубок, а когда дуб?
- Как образовалось слово дубок от слова дуб? (при помощи суффикса ок)
- Что может быть дубовым? (шкаф, доска, лист и др.)
- Что такое дубрава? (лес, где растут дубы)
- Что такое дубина? (тяжелая палка, в старину служила оружием)
- Чем отличается слово дубина от дубинка? (дубинка-маленькая)
- Какой суффикс в слове дубинушка? (-ушк-)
- Какой это суффикс? (уменьшительно-ласкательный)
б) чтение текста (1 раз читает учитель)
с. 114 чтение по предложению.
после 1-2 предложения:
- Что такое дубрава?
после 3-го предложения:
- Прочитайте, какие имена давались деревням и сёлам.
после 4-го предложения:
- Почему старики и старушки в этих деревнях имели такие фамилии?
после 5-го предложения:
- Чем мила дубрава русскому народу?
- Какие ласковые имена придумали люди дубраве?
- Посмотрите на доску и выберите название этому тексту.
На доске:
Лес Дубрава Русские дубки
- Объясните свой выбор
12. Итоги урока.
- Итак, Красная Шапочка и волк пришли к бабушке. Бабушка очень обрадовалась и пригласила их на чай. И они рассказывали, как шли к ней. Вспомните и вы чем мы сегодня занимались?
- С какой буквой мы сегодня работали?