Технология полного усвоения – это один из вариантов программированного обучения.
Суть: после определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка – текущий контроль, корректировка и повторная , измененная проработка. И так до полного усвоения заданных учебных элементов, тем, разделов, предмета в целом.
Успешность обучения зависит от многих факторов. Одним из главных является обучение с учетом способностей и возможностей ученика.
По технологии полного усвоения обучение происходит на основе индивидуальных особенностей учащихся. Данная технология позволяет в едином классном коллективе работать с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей.
Учебный процесс по модели полного усвоения состоит из следующих этапов:
- Мобилизующий этап
а) общая установка
б) детальное уточнение целей обучения - Изучение нового материала
- Диагностическое тестирование
- Коррекционная работа
- Итоговое тестирование
Что положительного в каждом этапе? Суть установки заключается в том, что учитель настраивает своих учеников: вы способны усвоить учебный материал. Детальное уточнение целей — это и есть определение эталона полного усвоения. Сформулировать эталон полного усвоения — значит ответить на вопрос, какие результаты должны быть получены в конце обучения. Этот этап является самым главным. При его разработке часть своих функций учитель должен передать учащимся, для этого учебный материал подбирается так, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цели урока. Это не только повышает уровень субъективизации учебного процесса, но и позволяет учащимся самостоятельно определить эталон усвоения, то, что они должны усвоить при изучении темы. С помощью такого подхода к формулированию цели урока у учащихся создается внутренняя установка на достижение цели.
Следующий этап технологии — изучение нового материала. Изложение и проработка учащимися происходит традиционно. Учитель должен работать со всем классом, но при этом видеть и понимать каждого. Возможно ли это? Во-первых, нужно отказаться от командного стиля обучения. Во-вторых, перевести обучение на деятельностный подход. Рекомендуется использовать частично-поисковый метод, который обеспечивает осознанную и активную деятельность учеников во время изучения нового материалa. Ученики осуществляют с предложенным лингвистическим материалом различные мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождение общего и различий и т.д.) и в результате приходят к нужному выводу.
После изучения нового материала и первичного закрепления следует переходить к следующему этапу — диагностическому тестированию.
Диагностический тест позволяет увидеть тех ребят, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала, выявляет пробелы в знаниях и умениях учащихся по изученной теме, устанавливает уровень усвоения учащимися изученного материала. Цель диагностического теста — выявить необходимость коррекционной работы. Результаты проверки диагностического теста не оцениваются. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их.
После выполнения диагностического тестирования ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения, т. е. класс разбивается на группу коррекции и группу углубления. Для учеников из группы углубления подбирается дополнительный материал повышенного или углубленного уровня. После самостоятельного выполнения заданий нужно проверить, обсудить результаты. На некоторых уроках ученики из группы достигших полного усвоения помогают отстающим одноклассникам достичь минимального уровня, т.к., объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше.
Основное внимание на этом этапе урока следует уделить тем ученикам, которые не усвоили материал. Для коррекционной работы нужно подобрать задания, направленные на устранение пробелов в знаниях, умениях. Для этого по результатам диагностического теста нужно выделить типичные ошибки. Изложение материала повторяется заново, причем способ его подачи изменяется. Для устранения частных пробелов и затруднений применяется индивидуальная форма работы: отстающим помогает или ученик из группы углубления, или учитель. Работа с группой коррекции происходит по следующему плану: объяснение, опрос, работа по образцу.
Для коррекционной работы необходимо составлять альтернативный материал, чтобы у учеников был выбор. Входе коррекционной работы не следует предъявлять более высоких требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки, т.к. важно, чтобы трудности в учебной работе были для таких учащихся посильными.
Цель итогового теста: проверка качества и уровня сформированных знаний, умений и навыков учащихся по теме или разделу. Заключительная проверка проводится в форме теста или разноуровневой контрольной работы. Структура итоговых работ: задания обязательного уровня и задания более высокого уровня, выполнение которых дает возможность сильным ученикам проявить себя.
В основу обучения может быть положена следующая формула: овладение = усвоение + применение знаний на практике, которая в полном объеме реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации знаний.
К концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
Так как у нас по программе на изучение многих тем отводится только по одному уроку и применить всю модель технологии невозможно, рационально использовать только элементы технологии, а именно диагностическое тестирование. В конце урока после изучения и закрепления материала выполняется диагностический тест, который позволяет увидеть уровень усвоения материала учащимися. Исходя из этого, разрабатывается дальнейшая система мероприятий по коррекции учебной работы учащихся (ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках) через систему индивидуальных домашних заданий. Используя результаты диагностического теста, выделяю типичные ошибки и подбираю необходимый дидактический материал для коррекционной работы на следующем уроке.
Приложение: Урок YOUTH HOLIDAYS.
Приложение: Материаля к уроку.
Литература:
- Селевко Г.В. “Современные образовательные технологии” - М.: Народное образование, 1998.
- М.В.Кларин “Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках” - М.: Арена,1994
- М.В.Кларин “Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999