Программное содержание:
- Продолжать расширять правовое сознание ребенка через дальнейшее знакомство в игровой форме с Конвенцией ООН о правах ребенка и с Декларацией о правах человека.
- Учить детей в атмосфере демократизма и творчества самостоятельно находить и реализовывать права ребенка в специально созданных проблемных ситуациях на основе рассказов Э.Н. Успенского “Трое в Простоквашино”.
- Закрепить знакомые детям права ребенка и познакомить с правом на личную собственность и неприкосновенность жилища; с правом на участие ребенка в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
- Воспитывать доброжелательные контакты, координацию взаимодействия всех участников занятия – игры, умение выслушивать, принимать и учитывать мнение других.
- Повышать сплоченность детей в группе, целенаправленно в течение всей игры проводить коррекцию асоциального поведения детей.
- Пополнить словарь детей за счет слов: гражданство, личная собственность, неприкосновенность, семейные связи, свидетельство о рождении, тайна корреспонденции.
Ход занятия
(Зал украшен рисунками родителей и детей видения Конвенции о правах ребенка. На центральной стене расположена эмблема “Конвенция о правах ребенка”. Стулья расставлены в виде паровозика, на котором написано “Краснотурьинск – Простоквашино”.
Левый угол зала оформлен в виде избы: стол, на столе самовар, на стенах фотографии дяди Федора, кота Матроскина, родителей дяди Федора.
В правом углу зала: ширма с кассами железнодорожного вокзала.
Кот Матроскин (взрослый) сидит на подоконнике и ест бутерброд с колбасой.
Музыкальный руководитель сидит у рояля. Дети с воспитателем заходят в зал и направляются к музыкальному руководителю.
Музыкальный руководитель.
Здравствуйте, дети! Сегодня на нашем музыкальном занятии мы с вами разучим новую песенку…
Матроскин (перебивает)
Мяу! Все занимаетесь, да занимаетесь. Не устали?
Воспитатель.
Да, мы каждый день занимаемся и хотим иметь большой запас знаний, чтобы потом нам было легче учиться в школе. Ведь каждый человек имеет право на что, ребята?
Дети.
Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.
Матроскин.
Я жил здесь по-соседству недавно вон в том доме, что из окна виден, на чердаке и часто приходил в ваш детский сад прогуляться, и видел, как вы занимаетесь. Даже на прогулке вас чему-нибудь учили и рассказывали так интересно, что я тоже слушал.
А вы меня видели, ребята? Нет? Я – кот, а фамилия моя – Матроскин. А вот я вас всех знаю.(называет детей по именам).
Воспитатель.
Да, у каждого ребенка есть имя и фамилия. Объясните коту Матроскину почему?
Дети.
Каждый ребенок с рождения имеет право на имя, фамилию и гражданство.
Матроскин.
А что такое гражданство?
Дети.
Это та страна, в которой ты родился.
Матроскин.
А где вы родились и живете?
Дети.
В России.
Воспитатель.
Да, мы все имеем российское гражданство. Мы – граждане России, Российской Федерации.
Матроскин.
Какие вы умные, так много знаете. Это, конечно, хорошо получать знания, чтобы потом стать полезным членом общества. Вот я раньше, когда жил на чердаке, тоже был необразованный котом. А когда я познакомился с дядей Федором, то он меня даже научил писать и читать. И теперь – я самый умный кот в округе. И живу я сейчас в деревне Простоквашино вместе с дядей Федором и Шариком в большом красивом доме. Мы его сами выбрали, он ничей был. Помыли, покрасили, у нас даже телевизор есть. А еще огород и корова с теленочком Гаврюшей. Дядя Федор сказал, что у нас есть право на …, ой, забыл!
Воспитатель.
Ребята, вы ведь тоже живете в своих квартирах, у вас тоже есть свои личные вещи (обращение к ребенку) Сережа, вот у тебя какие есть лично твои вещи?
Сережа.
Игрушки, книжки, моя кроватка, зубная щетка…
Воспитатель.
А может кто-то чужой зайти в вашу квартиру и забрать себе вашу игрушку?
Дети.
Нет, потому что мы имеем право на личную собственность и неприкосновенность жилища.
Матроскин.
Ой, сколько много нового я узнал, что немного даже устал. Отдохнуть даже захотелось.
Ой! Придумал!! А хотите поехать к нам в гости в Простоквашино? У нас там такой экологически чистый воздух и продукты свежие. А вы имеете право на отдых?
Дети.
Мы имеем право на отдых и досуг.
Матроскин.
Вот здорово! Тогда пойдемте скорее на вокзал покупать на поезд билеты.
(дети подходят к ширме “Кассы”, слышится голос из репродуктора:
“Внимание! Скорый поезд “Краснотурьинск – Простоквашино” отправляется с 4 перрона через 5 минут”. Дети и воспитатель рассаживаются на стульчики, звучит музыка, дети имитируют поездку в поезде. По окончании музыки дети встают, выходят).
Матроскин.
Приехали! А вот и наш дом. (стучит в дверь).
Грачонок (игрушка в окне).
Кто там?
Дети.
Это мы, ребята из детского сада, приехали с котом Матроскиным к вам в гости.
Матроскин.
Да, это мои друзья! Проходите, пожалуйста, в дом, располагайтесь поудобнее. Сейчас я вас парным молочком угощу от нашей коровы.
(угощает детей молоком, разливая его по чашкам. Дети пьют.)
Воспитатель.
Матроскин, а где же твои друзья?
Кот.
Шарик ушел в лес с ружьем на фотоохоту, а дядя Федор уехал в гости в город к своим родителям. Скучно без него. Вот я, лично, не хотел его отпускать, потому что мне скучно. В следующий раз он соберется, а я его не отпущу к его родителям.
Воспитатель.
Дети, правильно поступит кот Матроскин, если не отпустит дядю Федора?
Дети.
Нет, неправильно.
Воспитатель.
Конечно, неправильно. Ребенок не должен быть разлучен со своими мамой и папой, потому что он имеет право на семейные связи. Вы с кем живете, ребята?
(дети по очереди отвечают).
Воспитатель.
А с кем из родственников можете встречаться или ходить в гости?
Дети.
С дедушкой и бабушкой, с сестренками и братишками, с тетями и дядями.
Воспитатель.
Да, ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви. Ребята, а ваши папы и мамы вас любят? Как вы чувствуете любовь, как она проявляется по отношению к вам?
Дети.
Заботятся о нас, целуют нас на ночь, покупают одежду, игрушки и т.п.
Воспитатель.
Из ваших рассказов видно, что ваши родители очень любят вас и заботятся о вас.
Матроскин.
Меня тоже дядя Федор любит, он мне расчесывает шерсть, кормит рыбкой и колбаской.
Воспитатель.
У каждого человека, помимо прав, есть еще и обязанности перед родителями. Какие это обязанности? Кто может ответить?
Дети.
Слушаться и не огорчать плохим поведением родителей, не разговаривать с мамой и папой грубо, помогать маме по дому, хорошо учиться в школе, а когда будем уже взрослыми, то тоже о них заботиться, потому что они уже будут старенькими.
(стук в дверь)
Галчонок (игрушка из окна)
Кто там?
Печкин (взрослый).
Это я, почтальон Печкин, принес вам письмо от дяди Федора для кота Матроскина.
(входит, обращается к коту)
У вас документы есть?
Матроскин.
Вот мои документы- усы и хвост.
Печкин.
На документе печать должна быть. А где у тебя печать?
(обращается к детям)
Я извиняюсь, а вы кто такие будете? А документы у вас есть?
Дети.
(возможны ответы и “да” и “нет”)
Воспитатель.
Каждому человеку с момента рождения выдается документ (показывает свидетельство о рождении). А потом, когда ребенок подрастет, ему исполнится 14 лет, ему выдается вот такой документ (показывает свой паспорт) Дети, а вы знаете, как называется этот документ?
Дети.
Паспорт.
Воспитатель.
Это паспорт гражданина Российской Федерации, здесь есть фотография и печать
(показывает и детям и Печкину)
Печкин.
Да, печать есть, ну тогда получите письмо.
Воспитатель.
(берет письмо) Давайте поскорее распечатаем письмо и узнаем, что пишет дядя Федор.
Давайте откроем. Ну, что? Открываем? (возможные ответы детей: да, нет).
Матроскин.
Неправильно делаете, неправильно! Это письмо не вам адресовано, а мне. Каждый имеет право на тайну корреспонденции. И я – тоже.
Воспитатель.
А ведь правильно Матроскин говорит. Извини нас, пожалуйста, и возьми свое письмо.
Матроскин (распечатывает конверт и читает)
“Здравствуйте мои дорогие кот Матроскин и Шарик! Мне так грустно без вас, я сильно скучаю, но приехать не смогу. А почему вы сможете узнать, если правильно сложите эти пазлы”.
(Матроскин достает из конверта пазлы, сложив которые дети видят картинку, на которой дядя Федор изображен с градусником).
Дети.
Дядя Федор заболел, наверное, он простудился.
Матроскин.
А как же можно, дети, помочь ему побыстрее выздороветь?
Дети.
Выпить горячее молоко с медом, вызвать врача, сделать укол, выпить таблетку, поставить горчичники и т.п.
Воспитатель.
Да, дети, вы правильно говорите. Каждый имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
(Входит бабушка ребенка)
Бабушка.
Здравствуйте! Еле добралась из детского сада до Простаквашино. Надежда Николаевна, можно мне забрать мою внучку. У нее сегодня генеральная репетиция концерта группы “Солнечная карусель”.
Воспитатель.
Конечно, можете. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений. Ребенок имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
(ребенок прощается и уходит с бабушкой).
Матроскин.
Вот и наш Шарик осваивает искусство фотографировать красивые пейзажи и зверей. А у вас, ребята, какие развлечения проводятся в садике? (ответы детей). У меня тоже есть любимая игра, давайте поиграем?
Игра на внимание “Усы, хвост, лапы”.
Воспитатель.
Нам очень понравилось у тебя в гостях, но нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо за гостеприимство. До свидания!
Матроскин.
Погодите, ребята! А давайте дружить домами? (ответы детей).
Воспитатель.
А давайте теперь мы всех пригласим к нам в детский сад и дядю Федора, когда он выздоровеет, и Шарика, и кота Матроскина.
Матроскин.
С удовольствием! Я так люблю ходить в гости. Пригласите меня, когда у вас на обед рыба, а я для вас молочка свеженького прихвачу.
(Дети и воспитатель прощаются, садятся на стульчики поезда и под музыку возвращаются в детский сад, идут в свою группу.)