День 1.
Знакомство с историей языка.
Учитель: Сегодня мы собрались вместе в этом зале, ребята, чтобы открыть первую предметную неделю этого учебного года: Неделю Русского языка.
Стихи (дети):
1. Спросят меня: “Что похоже на море? — Русский язык!”, - поспешу я с ответом. Он, словно море, согреет зимою, Дарит прохладу засушливым летом.
2. Русский язык - безграничное море! В дали морской всё ищу я улова! Выловил ключ, открывающий радость: Этим ключом было (Красивое и звучное) русское слово!
3. Русский язык, словно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык - для детей и для взрослых!
Добрый язык! И для всех поколений!..
Учитель: В современном русском языке много разделов: Грамматика, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография... Сложные названия разделов! Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет!..
Дети:
4.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие.
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие!
5.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Должно стоять за словом!
6.
На доброе слово
Не надо скупится.
Сказать это слово –
Воды дать напиться!
7.
Со словом обидным
Нельзя торопится,
Чтоб завтра себя самого
Не стыдится!
Учитель: Но сегодня в первый день Недели, нам бы хотелось рассказать вам, ребята, немного об истории нашего родного языка! Древний язык наш назывался славянским, старославянским или древнерусским языком. Устный язык возник очень давно. А вот письменный сравнительно недавно. Его составили для нас греческие православные монахи Кирилл и Мефодий, которые приехали на Русь по просьбе нашего князя Владимира сразу после Крещения Руси для того, чтобы составить письменный язык для проведения церковных служб.
Для древне славянского языка Святые Кирилл и Мефодий брали слова из византийского, греческого и др.христианских языков. Это были лучшие слова! Так и возник славянорусский язык, который потом стал общеславянским.
В современных языках: русском, немецком, английском и др., буква обозначает какой-то звук. Например А- [а](в русском),
А - [эй](в английском).
В древнерусской азбуке было не так. Там буква обозначала целое слово! Расскажите нам об этом, ребята!..
Дети:
1. Аз Буки Веди - я буквы знаю (ведаю). Глаголи Добро - говори и делай добро.
Добро Есть Живете - добро сделал - это ведет к жизни, сделал зло дорога к смерти.
Рцы Слово Твёрдо - говори слово твёрдо, честно, не обманывай и т.д. При изучении славянской азбуки мы узнаём основы нравственности и духовности.
2. Многие буквы старославянского языка были взяты из греческого языка,
остальные придуманы специально для славянского письма. Но не все они есть в нашем современном алфавите, т.к. язык претерпел несколько изменений - реформ.
3. Первая реформа русского языка была при царе ПетреI. В результате этой реформы упрощена каллиграфия. Буквы перестали быть красивыми. Кроме этого появились цифры от 0 до 9. В старославянском же языке, если вы помните из Недели математики прошлого года, за буквами старославянской азбуки были закреплены определённые цифры: Например, Аз - 1, Буки - 2 и т.д.
4. Вторая реформа языка была в 1918 году. До неё в старославянском языке звук [йэ] обозначали две буквы (ер),е; а звук [и] - буквы 1 (ижица) и и. После реформы были оставлены только буквы е и и.
Кроме того, была исключена буква ъ в конце слова (показатель открытого слога). Появился закрытый слог. Была убрана буква О, осталась только Ф. Исключен смысл слов азбуки. Например: Аз стало просто буквой А.
Учитель: Если вы внимательно слушали наш сегодняшний рассказ, ребята, и если в следующие дни Недели Русского языка вы тоже будете внимательны, то вам легко будет выиграть состязание в КВНе, который состоится в четверг в этом зале так же в 13°°. К нему надо подготовится. Для этого нужно быть внимательными во вторник, когда учителем будут предложены некоторые задания и вопросы. А также нужно активно поработать в среду: собрать пословицы о языке и вывесить их в коридоре, придумать рисунчатое письмо команде соперника, название и девиз - своей команде. А в пятницу мы подведём итоги Недели. Итак, в бой!..
Дети:
1.
Молчат гробницы, мумии и кости –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучали Письма.
2.
От буквы греческой, с её красивой вязью,
Возникли очерки и нашего письма.
В нём, в день рождения букв, сплотились крепкой связью,
Заветы веры и печать ума!
3.
Такого не было нигде возникновения
Науки - в вере! Азбука взросла
У нас в дыхании церковного тепла,
В словах Евангелия, приняв свое рождение.
4.
И нет у нас другого достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,
Наш дар бессмертный - речь!
День 2. (Проводит учитель по классам).
1) Вручение и анализ заданий к КВНу:
а) создать команду на научную конференцию “Аз Буки Веди” из 6 человек; на конференцию иметь ножницы и фломастеры;
б) придумать рисунчатое письмо командам соперникам и уметь его прочесть самим (в письме рисунками и знаками зашифровать 3—4 слова), нарисовать его крупно на ватмане или альбомном листе;
в) придумать название девиз, эмблемы команде и командиру;
г) в течение оставшихся дней недели собрать, написать на больших листах и вывесить на стенд пословицы о языке и речи.
Задания даются классам в конвертах, которые выполняются в течение третьего и четвертого дней самостоятельно.
Приблизительное содержание заданий:
1. Создать команду (6 чел.), выбрать капитана, придумать название, девиз, эмблему;
2. На КВНе иметь ножницы, фломастеры;
3. придумать рисунчатое письмо (3-4 слова) команде соперников, нарисовать на альбомном листе, уметь его прочесть;
4. собрать в течение недели (до КВНа), написать и вывесить на первом этаже пословицы о языке и речи.
В первый день недели мы с вами узнали, что наш древний язык называется старославянским, древнерусским или церковнославянским. Письменный язык появился позже и составили его Св. монахи из Греции Кирилл и Мефодий. Учили язык в основном при церквях, учились на церковных книгах. Позже был написан первый учебник для детей - “Азбука”. Почему он так называется? Из первых слов-букв алфавита Аз+Буки+Веди. По-этой книге учились читать и писать. Св. монахи Кирилл и Мефодий создали наш язык, используя лучшие слова и буквы других христианских языков. В результате получилось, что в нашем языке некоторые слова похоже звучали, обозначали одно, но немного различались. Итак, поговорим немного о древних законах нашего языка.
1. полногласие - неполногласие:
Неполногласие
(Стихи, письменная речь)
-ра, -ла, -ле
(Вран, млеко)
ре-ле
(брег...)
Полногласие (Разговорная речь)
-оро-, -оло-(ворон, молоко)
-ере- ,-еле-(берег...)
2. -ж, -ш - были всегда мягкими (отсюда жи, ши); -ч, -щ - звучал по другому (отсюда -чу, -щу).
3. Закон открытого слога: Ъ - [о] короткий звук; Ь - [е] короткий звук; ль-еть бе - ре - ь (исчез закон в 1918г.).
4. Анализ слов с чередованием Волга —— ”• волъга —— *- волога Город —— *• гърадъ —— *• ограда ^^*- городить — ”. огород
Око
влага
около
окно
Околица
колесо
5. Древнерусские слова, которые не остались в языке, или которые изменили значение: око, персти, погреб.
глаз пальцы и т.д. тюрьма
3) Итог.
День 3 и 4. Выполнение заданий, подготовка к КВН.
День 5 “Научная конференция Аз Буки Веди”
(по типу КВН)
Вступление (Рассказывают дети) 1) Нам доверено с тобой Провести удачно бой, Чтобы знания проверить.... Как велик родной язык, В это надо твёрдо верить!
Учитель (вед.):
Итак, ребята, наступил долгожданный день! Мы собрались вместе в этом зале на официальную научную конференцию, которая пройдет под названием “Аз Буки Веди”! нам предстоит сегодня рассмотреть тяжелые языковые вопросы и задания, поспорить и посоревноваться. Итак, представим себе, что на конференции собрались ученые разных стран. Приглашаем на сцену ученых из стран: название команд и литер классов.
Устраивайтесь поудобнее дорогие гости. Начинаем!!! (“Представление команд”).
Дети:
Грамматика, грамматика, Наука очень сложная! Учебник по грамматике Всегда беру с тревогой я Она трудна, но без нее Плохое было бы житье Не отправить телеграмму И открытку не отправить! Даже собственную маму С Днём Рождения не поздравить.
Учитель: Проверим, какое домашнее задание приготовили друг другу представитель государств. Они написали телеграммы, но не на русском языке, а на языке рисунков и знаков, то есть так, как писали в древности. Сейчас они нам и командам покажут их, а команды попробуют прочесть (чтение телеграмм с проверкой), (подведение итогов жюри).
Учитель: К теперь мы проверим, как готовились к конференции страны в течение этой недели. Команды должны будут вспомнить задания по карточкам. Итак, внимание, карточка № 1 (анализ и выполнение задания). Пока команды работают, зал попробует сделать языковую разминку: отгадать загадки.
Загадки (чтение детьми)
1) 33 сестрички, Ростом невелички. Если знаешь их секреты, то на всё найдёшь ответы, (буквы)
2) Из-за леса, из-за гор Мимо нас во весь опор С громким цоканьем копыт Скачет русский алфавит.
3) Командиры во главе - Это буквы.... (а,б,в)
Вслед за ними... (г,д,ё) На конях (найдите где) А в тележке - ё, и точки Дребезжат на каждой сточке.
4) За тележкой - ... (ж, и з) На рассерженной козе... Вскачь несётся буква... (и) -^Ишь какая - посмотри! А за ней... (и) и краткое -Сверху что-то шаткое.
5) Копья, латы и шлему шлем -Это едут... (к, л, м), А за ними мчится... (н) С перекладиной меж стен.
6) Разогнав коней в карьер, Пролетает... (о, п, р), Вслед за свитой (8, т, у) Так, что топот на версту.
7) Чуть потише -... (ф, х, ц) Ц - с крючочком на конце. И чуть слышно три плаща. Шелестящих - ч*, (ч, ш, щ).
8) За плащами Ъ,
Развернув на мачте флаг; После знака - буква Ы “Полюбуйтесь, вот и мы!”
9) А поодаль - Ь, Тоже едет кое-как. Напоследок - (э, ю, я) Троечка последняя.
Жюри проводит итог конкурса № 2.
Учитель: Итак, разминка закончена, жюри подведёт итоги задания №2. А конференция работает дальше. Команды из разных стран будут обсуждать следующую проблему... (анализ карты № 3). А зал подведёт итоги ещё одного домашнего задания: мы с вами в течение недели собирали и вывешивали на стенде пословицы о русском языке. Прочитаем, что у нас совместно получилось, (чтение пословиц.)
(Подведение итогов карты № 3 + жюри) *
Учитель: И, в заключение, на карточках поработают руководители государств. (Карта № 4 -анализ и выполнение капитанами команд). А мы - все вместе - подумаем и ответим на вопросы (может быть и посмотрим)
Вопросы (учитель):
1) Каких слов больше в русском языке (и почему): начинающихся на согласные и на гласные? (согласные).
2) Как назывался древний русский язык (старославянский, древнерусский, церковнославянский).
3) Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (алфавит)
4) Почему азбука так называется? (аз+буки+веди)
5) Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (буква)
(Подведение итогов - жюри)
Заключение (чтение детьми)
Без азбуки, без азбуки,
Мне б было скучно жить.
Теперь я буквы разные
Могу в слова сложить.
Как здорово, что грамота
На белом свете есть!
И у меня есть грамота
Могу её прочесть!
Учитель: прежде, чем мы с вами прочтём и получим даже не грамоты, а дипломы, мы предоставим слово жюри, нашей независимой комиссии. Они расскажут нам, как работали страны в ходе нашей конференции. (Слово жюри, чтение вручение дипломов). Могу её прочесть!
Учитель: итоги конференции мы подвели. “Гости разъедутся по своим государствам.” А итог всей недели мы подведём позже и зачитаем его в 5-ый день недели в каждом классе отдельно. (Выход классов. Конец. ТСО “Чему учат в школе” - песня).