Цели:
- учить составлять числовое выражение на разностное сравнение
- совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление
- воспитывать коммуникабельность, умение работать в группе, в коллективе
Оборудование:
- учебник “Математика” Н. Б. Истомина
- таблица
На сколько больше
-
На сколько меньше
- конверты с предметными рисунками
2 бабочки, 6 жучков
3 барабана, 5 кубиков
3 самолета, 4 грузовика
6 яблок, 1 лимон
4 морковки, 2 огурца
- предметные рисунки
ягоды, морковь
машины, велосипеды
- числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
- знаки >, <, =
1. Минута чистописания
Запись числового луча
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9…
Каждое следующее число на 1 больше.
Каждое предыдущее число на 1 меньше.
2. Постановка проблемы:
Почему тема нашего урока называется “Разностное сравнение”?
3.Устный счет
Арифметический диктант на планшетах
- 8 минус 7 (1) - к 5 прибавь 4 (9) - уменьшаемое 8, вычитаемое 2, найти разность (6) - вычислить сумму чисел 2 и 3 (5) - 9 без 1 (8) - первое слагаемое 4, второе 3, найти сумму (7) - 7 уменьшить на 2 (5) - 7 увеличить на 2 (9) - 1 плюс 3 (4) - вычисли разность чисел 6 и 3 (3)
4. Работа над новым материалом “Разностное сравнение”
а) работа в тетрадях
- Что вы видите на полотне? (ягодки, морковки)
- Нарисуйте в тетрадях столько кружков, сколько ягод на полотне, столько квадратиков, сколько морковок
- Как можно на рисунке показать, каких предметов больше, каких меньше? (соединить парами)
- Чего больше? почему? (квадратов, остались лишние квадраты)
- Чего меньше? почему? (кругов, их не хватило для пары)
- А как узнать, на сколько квадратиков больше, чем кружков?
Из большего числа вычесть меньшее
В тетрадях и на доске
7 – 5 = 2
-Что это значит? (кругов на 2 меньше, квадратиков на 2 больше)
б) Работа по картинке
- Что вы видите на рисунке?
транспорт
грузовики
легковые машины
детские велосипеды
взрослые велосипеды
- Сколько грузовиков? 3
- Сколько легковых? 5
- Как узнать, на сколько грузовиков меньше, чем легковых машин?
Из большего числа вычесть меньшее.
5 – 3 = 2
- Сколько детских велосипедов? 4
- Сколько взрослых велосипедов? 2
- На сколько больше детских велосипедов, чем взрослых?
Правило: из большего числа вычесть меньшее
4 – 2 = 2
5. Физминутка
6.Закрепление знаний
а) Работа по учебнику
№263 (устное пояснение)
4 + 5 = 9 (роз) - всего
9 – 4 = 5 (роз) - белых
9 – 5 = 4 (розы) - желтых
5 – 4 = 1 (розу) -больше белых
- меньше желтых
Вывод: чтобы узнать, на сколько одних предметов больше (меньше), чем других, нужно из большего числа вычесть меньшее.
б) Самостоятельная работа в группах (стоя).
- Получите конверты, разложите, рассмотрите предметные картинки, узнайте, на сколько одних предметов больше или меньше, чем других.
1 группа 2 бабочки 6 жучков 2 группа 3 барабана 5 кубиков 3 группа 3 самолета 4 грузовика 4 группа 6 яблок 1 лимон 5 группа 4 морковки 2 огурца
в) Фронтальная проверка.
Комментирование
1 группа: чтобы узнать, на сколько бабочек меньше, чем жучков, нужно из 6 вычесть 2
6 – 2 = 4
Бабочек на 4 меньше, чем жучков.
И т.д. - 2, 3, 4, 5 группы
г) составление выражений на разностное сравнение без наглядности
Работа по учебнику № 270 (работа в тетрадях и на доске)
- Сравните числа, запишите.
9> 6
8> 2
1< 5
4 <7
2< 7
6 >3
- Как узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого?
Из большего числа вычесть меньшее
Запись рядом с первым столбиком.
9 – 6 = 3
8 – 2 = 6
5 – 1 = 4
7 – 4 = 3
7 – 2 = 5
6 – 3 = 3
Комментирование: 9 это 6 и 3, значит 9 – 6 = 3. Это значит, что 9 больше 6 на 3 и т. д.
7. Итог урока.
- Почему тема нашего урока называется “Разностное сравнение”?
-Чтобы сравнить два числа, мы находим разность этих чисел.
Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.