Цель: развитие в детях творческого начала, воспитание средствами музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности.
Задачи:
- обучающие: познакомить с песенным творчеством Игоря Талькова; овладеть навыками выразительного пения.
- развивающие: развивать музыкальный вкус и эмоциональное восприятие музыки.
- воспитывающие: воспитывать в детях любовь к Родине.
Оборудование: магнитофон с проигрывателем компакт-дисков, гитара, аудио и видеокассеты, телевизор и видеомагнитофон.
Учитель: Игорь Тальков – поэт, певец, композитор – прожил короткую жизнь. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Отношение к Талькову неоднозначное. Бесспорно одно: Тальков - неординарная личность, творческая натура, талантливый человек. Его творчество многопланово и разнообразно: кого-то покорила мелодичная лирика; кому-то ближе рок-бардовские баллады; кто-то получает энергетический заряд от прослушивания остросоциальных песен, политизированных, но не имеющих иной направленности, кроме любви к родной земле, тревоги за настоящее и будущее своего народа, России.
Тальков – патриот; всё, что он делал, делал искренне и не напрасно, поскольку все его песни актуальны, созвучны мыслям и нерву всего русского народа. Кем бы он ни был по убеждению, каких бы взглядов не придерживался, его творчество не может не заинтересовать умеющего и желающего думать человека.
Сила творчества Талькова – в его честности. Он не писал и не пел о том, чего не чувствовал; при этом его песни – не просто мысль, облачённая в стихотворно-музыкальную форму, но состояние души.
Стихи и музыка обычно рождались одновременно. Именно поэтому они так прекрасно сочетаются в песнях Игоря Талькова. Вроде простые слова, но нужная ключевая фраза всегда попадает на эмоциональный подъём мелодии, жёсткая рифма как влитая входит в сильную струю, и мы уже при всём желании не можем песню слушать как бы между прочим.
Звучит песня Игоря Талькова “Я вернусь”.
Учитель: Сегодня мы начнём знакомство с песнями Игоря Талькова. Вы только что прослушали песню “ Я вернусь”. Сбылась ли вера Талькова в своё возвращение? Как возвращаются поэты, композиторы?
Учащиеся:
…Да, он вернулся своими песнями.
… Мы поём и слушаем их
…Есть записи на кассетах.
Учитель: Настоящая песня получается тогда, когда у автора возникает желание высказать то, что волнует его душу. При этом говорят, что “душа поёт” или “душа стонет”. Что в связи с этим можно сказать о песне “Я вернусь”?
Учащиеся:
…Тальков переживал, что наша страна была нищей…
…Он не хотел войн в стране…
…Надеялся, что наступит хорошая жизнь.
Учитель: Так уточните, у него “душа пела” или “душа стонала”?
Учащиеся: Душа стонала.
Учитель: Согласна с вами. Душа поэта, певца стонала по любимой родине – России, ей он посвятил свои лучшие песни. Поэтому тема урока
“Россия Игоря Талькова”.
В конце урока я предложу вам ответить на вопрос: “О чём мы задумываемся после знакомства с песнями Игоря Талькова?”
У нас на стенде фотографии. Посмотрите на них и скажите, какие мысли у вас возникают когда вы смотрите на них?
Учащиеся:
…Это красота Астраханского Кремля – храм и колокольня.
…Самое знаменитое место в Астрахани.
…Кремль связан с историей, там был Пётр I и сказал: “Зело лепотен храм сей”, был там и Степан Разин.
…Это церковь, куда люди ходят молиться.
Учитель: Во время гастролей в Астрахани Игорь Тальков был восхищён красотой храма, он слышал колокольный звон, и под впечатлением увиденного у него возник музыкально-поэтический образ. Так появилась песня-композиция. Я назвала эту песню композицией, желая тем самым подчеркнуть, как объёмна эта песня и какое большое значение имеет здесь музыка. Слушаем инструментальное вступление, которое подготовит нас к пониманию всей песни.
Слушание (1 мин. 10 сек.).
Ваше впечатление? Чего можно ожидать в песне после такого инструментального вступления?
Учащиеся: …Колокольный звон подсказывает, что будет песня о России
…В музыке слышна грусть, жалоба, песня будет о печальных событиях.
Учитель: Слушаем песню Игоря Талькова “Россия”.
Слушание (8 мин.)
Что вы можете сказать о содержании песни и о музыке?
Учащиеся:
…Песня о трагической судьбе России, когда разрушалось всё, что было до революции, погибало много людей.
… Музыка в середине песни звучит громко, напряжённо.
…Надвигается опасность.
Учитель: Чем вызвана напряжённость в музыке, появление интонации тревоги, агрессии?
Учащиеся: Это связано с содержанием песни.
Учитель: Напомню вам:
Разверзлись с треском небеса
И с визгом ринулись оттуда
Срубая головы церквям
И славя нового царя
Новоявленные иуды.
Что услышали вы в заключении?
Учитель:
…В заключительной части повторилось вступление.
…Торжественно звучат колокола.
…Мелодия грустна, слышен плач.
Учитель: Вы правильно заметили, что в заключении две темы. Они связаны с музыкальными образами России. Величественный колокольный звон – это образ сильной России.
Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином.
Твой Петербург мирил врагов
Высокой доблестью полков
Век “золотой” Екатерины.
Вторая тема с интонациями грусти, печали, тоски олицетворяет образ слабой, растерзанной гражданской войной России.
Тебя связали кумачом
И опустили на колени.
Песня заканчивается постепенно удаляющейся мелодией. Это далёкое воспоминание о чём-то, что никогда не вернётся.
После паузы учитель исполняет песню Игоря Талькова “Памяти Виктора Цоя”.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты
Их жизнь окружена глубокой тайной
Хотя они открыты и просты.
Разучивание и исполнение песни учащимися.
Мы с вами прослушали песни Игоря Талькова.
О чём вас заставляют задуматься эти песни?
Учащиеся:
…Любить родину, Россию также верно и сильно как Игорь Тальков.
…Изучать историю своей страны, чтобы понимать какой должна быть наша жизнь.
Заключение. Фрагмент видеозаписи с концерта Игоря Талькова.