Цели:
1. Познакомить со сказкой; развивать умения работать с текстом, делить его на части; формировать умение анализировать поступки героев.
2. Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать логическое мышление.
3. Воспитывать трудолюбие.
Словарная работа:
Колокольчик, бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек - человек, рубящий дрова.
Барин – богатый человек, владелец лавки или магазина.
Крестьянин - живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден.
Оборудование: игрушка Дед Мороз, колпаки Морозов (синий и красный), ребус, пословицы на карточках, аудиозапись сказки “Два Мороза”.
Оформление доски: картинки к сказке, схема для анализа произведения.
Ход урока
I. Оргмомент. 1 мин.
Учитель: Прозвенел звонок на наш урок.
Доброе утро дети! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок.
II. Речевая разминка. 2 мин.
Сейчас мы с вами поиграем, разогреем наши голосовые связки.
Начнём с дыхательной гимнастики:
- задуйте свечу
- задуйте 4 свечи
- задуйте свечи на вашем праздничном торте.
- А теперь мы едем в лифте и объявляем этажи, чем выше этаж, тем выше голос.
Упражнение на развитие ритма.
- Ехал Грека через реку.
- Ехал Грека через (хлопок).
- Ехал Грека (хлопок) (хлопок).
- Ехал (хлопок) (хлопок) (хлопок).
- (хлопок) (хлопок) (хлопок) (хлопок).
III. Первичный синтез. 10 мин.
Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт.
Что за праздник?
Скажем дружно:
Это праздник - Новый год!
Учитель: А какой Новый год без сказки? Угадайте, как называется наша сказка?
|
|
2. Слушание записи сказки “Два Мороза”
3. Ответы на вопросы
- Понравилась ли сказка?
- Назовите героев.
- Какой момент сказки самый интересный?
- Кто из героев больше понравился? Почему?
- Почему сказка названа “Два Мороза”?
- Почему это сказка, а не рассказ?
4. Цифровой диктант.
- Два Мороза были родными братьями. 1
- Синий нос – это старший брат. 0
- Старший брат – Красный нос – погнался за барином 1
- Купец не замёрз, его спасла шуба. 0
- Дровосек бежал за санями, чтобы согреться. 1
- Красный нос заморозил дровосека. 0
IV. Анализ развития действия. 10 мин.
1. Работа над сюжетом и его элементами. По мере анализа заполняется таблица на доске <Приложение 1>.
- Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки.
- Что делали Морозы? (Гуляли (1)).
- Что решили (2)? (Позабавиться, людей поморозить).
Скучно им было, они выбрали себе забаву (3).
Игра “Два Мороза”.
Водящие — Морозы. Они обращаются к ребятам со словами:
— Мы два брата молодые. Два мороза удалые.
— Я — Мороз-красный нос.
— Я — Мороз - синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все отвечают:
— Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!
Дети перекидываются снежками.
- Прочитаем, что произошло дальше?
- Что они услышали (4)? (Звон колокольчика и бубенчика).
- О чём договорились (5)? (Багровый нос - за барином побежал, Синий нос – за дровосеком).
Два Мороза сделали выбор (6): старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.
Самомассаж
Белый дедушка Мороз
Что ни день-то рос, да рос.
И теперь старик жестокий
Щиплет уши, щиплет щёки,
И ворча, смеясь в усы,
Красит школьникам носы.
2. От поступка к характеру.
А теперь узнаем, кто и почему выиграл спор? Прочитаем в тексте.
- Как вёл себя Багровый нос (9) при встрече с Синим носом? (посмеивается (7).
- А как вёл себя Синий нос (12) при встрече? (Кряхтит (10), ёжится (11).
Словарная работа:
- Как понимаете слово “ёжится”?
ЁЖИТЬСЯ – сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.
- Заморозил (8) ли барина Багровый нос? Прочитаем в тексте.
- Почему он его заморозил, ведь у барина шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи? (Барин лежит (13), кутается (14).
- Заморозил ли дровосека Синий нос? Почему? Прочитаем в тексте. КАК ДРОВОСЕК СПАСАЛСЯ ОТ ХОЛОДА? (Бежит (16), рубит (17), машет (18), бьёт (19) колотит (20).
- Кто больше сделал, дровосек (21) или барин (15)? (сравнение глаголов-действий).
V. Вторичный синтез. 8 мин.
1. Обобщение существенных черт действующих лиц.
- Какой был барин, и какой был дровосек?
2. Выяснение идейной направленности.
- Прочитаем хором последнюю строку сказки.
- Как вы понимаете слова “Топор лучше шубы греет (22)”?
- Чему нас учит сказка?
3. Работа с пословицами.
Прочитать пословицу. Читать только русские буквы. Работа в парах. Соотнесите пословиц со сказкой.
МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.
ГДGЕ ТЕПFЛО, ТУLТ И ДОБWРО.
ХОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СИSДИ НА ПЕUЧИ.
У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ.
БЕРFЕГИ НОGС В БОЛЬRШОЙ МОWРОЗ.
4. Работа с иллюстрациями к сказке.
5. Отработка навыка чтения. “Жужжащее” чтение.
VI. Итог урока. Оценка ответов учащихся. Задание на дом. Читать сказку по ролям. 2 мин.
Литература.
Гостимская Е. С. , Михайлова М. И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. -М. : 5 за знания, 2005. -160с.