Кружковое занятие "Внешнее и внутреннее строение лосося"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • Образовательные: Показать особенности внешнего и внутреннего строения лосося, сходство и отличие в строении с другими рыбами. Формирование знаний о внутреннем и внешнем строении лосося, его отличие от других рыб.
  • Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом, микроскопом, навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор, логически мыслить. Формирования стойкого понимания, что лосось наше достояние и недопустимо браконьерство и хищническое истребление лосося.
  • Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении проблем сохранения биоразнообразия лосося на Камчатке, развитие экологической культуры, любви к родному краю, гражданской позиции, ценности творчества.

Оборудование: Кижуч, микроскоп, предметные стеклышки, скальпель, пинцет, медицинские перчатки, полиэтиленовая пленка, кристаллизатор, отолиты, готовый препарат с чешуей, для подсчета годичных колец.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности)

Занятие начинается стихотворением:

То, что Камчатка рыбой богата,
Взрослые знают, и знают ребята.
С космоса наша Камчатка видна,
Кажется рыбой огромной она

(Поповская Л.А.)

(На доске фрагмент карты Камчатки)

Преподаватель. Согласитесь! Мир удивителен и многообразен. Еще с древних времен люди пытались представить его в воображении, на основании фактов, полученных в результате наблюдений или опытов. Сегодня мы с вами вслед за учеными сделаем попытку заглянуть в него и мы будем изучать строение лосося, внешнее и внутреннее.

В переводе слово лосось означает крючконосый. И действительно, в брачный период у лосося образуется крючкообразный нос.

Почему же нам надо изучать лосося? Как вы думаете?

Ученик: Лосось является одной из главных рыб, добываемых на Камчатке и одним из основных продуктов питания.

Преподаватель: Правильно. Лососи с древних времен являлись основным продуктом питания коренного населения Камчатки. Они готовили из него различные блюда. Главным лакомством считалась толкуша. Ею угощали всех гостей. Лосось считался священным животным. Существовали различные обряды, соблюдавшиеся во время нереста. Так, например, через нерестовую реку нельзя было переправлять беременных женщин. Шуметь около нерестовой реки запрещалось. Жители складывали сказки о лососе, сочиняли стихи.

Мы познакомимся с внешним и внутренним строением лосося на примере кижуча, что в переводе означает серебряный. В морской период окраска тела ровная с мелкими темными пятнышками, плавники светлые. Проходной вид, легко образующий жилые формы (есть карликовые самцы). Достигает длины до 1 м. Обитает в северной части Тихого океана.

Давайте рассмотрим рисунки с кижучем. Как видите здесь представлены самка и самец в брачном наряде, а также океаническая (морская) фаза.

Почему же рыба меняет окраску?

Условия жизни реки существенно отличаются от морских и поэтому у рыб происходит изменения как внешние, так и внутренние.

Что же происходит? Появляется красная окраска, чешуя погружается в кожу, тело уплощается, разрастаются челюсти и зубы.

.Яркая окраска, удлинение зубов, появление у самцов горба – все это должно отпугивать противников – хищников и сородичей. Кроме того брачные изменения увеличивают турнирные способности самцов в схватках с собратьями.

Учитель демонстрирует кижуча, показывает его внешнее строение.

“Смотрите какой красавец” “Ой на нас как будто смотрит”

Преподаватель: Рассмотрим внешнее строение кижуча: Форма тела у него обтекаемая, что связано с жизнью в воде. Тело состоит из головы, туловища, хвоста. Оно покрыто слизью и чешуей. Чешуя растет вместе с рыбой и возраст рыбы можно определить по количеству годовых колец на чешуе. У рыбы имеются парные грудные и брюшные плавники. Непарные спинной и анальный плавники, хвостовой плавник, на спине, недалеко от хвоста, имеется жировой плавник (жировой плавник имеется только у лососевых рыб.) Головой считается часть тела от вершины рыла до конца жаберных крышек .На голове у рыбы есть глаза, ноздри. Туловище продолжается до анального отверстия, хвост разделяется на хвостовой стебель и хвостовой плавник. У рыбы имеется боковая линия, которая позволяет ей ориентироваться в мутной воде.

Далее идет индивидуальная работа с карточками

Учащиеся рассматривают карточки, перерисовывают схему строения в тетрадь и отмечают все детали строения рыбы.

Преподаватель: Давайте подумаем, какую роль играет каждый плавник?

Учащиеся высказывают свое мнение, говорят, что хвостовой плавник помогает рыбе поворачивать в воде, а брюшные и грудные плавники помогают рулить.

Преподаватель подводит итоги: Совершенно верно, хвостовой плавник выполняет роль руля, а грудные и брюшные плавники словно весла. (но в последствии грудные и брюшные плавники превратятся в передние и задние конечности), Спинной плавник служит для равновесия.

Затем учитель, в присутствии учеников, препарирует рыбу и показывает все внутренние органы: жабры (при помощи них рыба дышит), желудок, кишечник, печень и желчный пузырь(органы пищеварения), сердце и спинную аорту. Плавательный пузырь при его помощи рыба может регулировать подъем или опускание, а также удерживает рыбу на плаву.

Учащиеся, рассмотрев внутренне строение рыбы, работают с карточками, где отмечают все внутренние органы:

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБЫ

Закончив изучать внешнее и внутреннее строение лосося приступаем к рассмотрению чешуи и подсчету годовых колец

“У этой рыбы я насчитал 4 круга “Дай я тоже посмотрю”

(кольца) значит ей 4 года”

Тело рыбы снаружи покрыто чешуей, которая защищает тело рыбы. На чешуе имеются кольца. Каждое кольцо соответствует одному году жизни рыбы. Учащиеся рассматривают чешую под микроскопом и считают число колец. Они делают вывод, что этому кижучу было 4 года, т.к. они насчитали 4 кольца.

В конце занятия подводим итоги об особенностях строения лосося, говорим, что у лососей, в отличие от других рыб, имеется жировой плавник.

Четвертая группа сочиняет эссе или стихи о лососе.

Учащиеся с удовольствием рассматривают чешую под микроскопом, работают с карточками.

Преподаватель: Подведем итоги того, что узнали сегодня.

Рыба дышит?

ответ: Да. У рыбы есть жабры, и при помощи них она дышит.

Рыба спит?

ответ: Рыба отдыхает с открытыми глазами, т.к. у нее нет век.

Как узнать возраст рыбы?

ответ: По годовым кольцам.

Для чего нужно изучать лосося?

ответ: Лосось одна из основных промысловых рыб Камчатки. У нее ценное мясо и икра. Если не знать и не беречь лосося, то можно его полностью истребить.

Учащиеся зачитывают эссе о лососе: “О лососе можно говорить бесконечно долго. В народе лосося называют “красной рыбой”. О них складывают сказки местные народы, которые бережно относятся к лососю. Однако есть люди. Которые безжалостно его истребляют.”

Учащиеся сочинили гимн о лососе:

Гимн лососю

Три слова простых заучи:
Спаси. Сохрани. Помоги.
И бедным лососевым рыбам
Ты руку свою протяни.

Браконьеры, не губите, вид лосося сохраните!
Ведь они еще мальки –
Вот последние деньки.
После будут все чавычей, неркой и горбушей
Пощади нас браконьер, их пока не кушай!

Три слова простых заучи:
Спаси. Сохрани. Помоги.
И бедным лососевым рыбам
Ты руку свою протяни.

Сделаешь ты им добро
Жизнь все возвратит.
Если сделаешь ты зло
Знай, тебе влетит!
Ведь помимо браконьеров,
Есть рыбоохрана.
Они ложатся поздно спать,
А встают так рано!
Чтоб лосося защищать от преград их охранять.

Три слова простых заучи:
Спаси. Сохрани. Помоги.
И бедным лососевым рыбам
Ты руку свою протяни

Преподаватель: Давайте с вами ответим на следующие вопросы:

Что я знаю?

Ответы:

  • внешнее строение рыбы
  • внутреннее строение рыбы
  • для чего нужна средняя линия
  • какие бывают плавники
  • для чего нужен плавательный пузырь
  • у лосося есть жировой плавник?
  • у рыбы есть глаза и ноздри?

Что я умею?

Ответы:

  • определить возраст рыбы
  • отличить лосося от других рыб
  • узнать рыбу морскую и идущую на нерест
  • отличить кижуча от других лососей

Что я могу?

Ответы:

  • объяснить, для чего надо охранять лосося
  • рассказать строение рыбы
  • рассказать маме о внутреннем строении рыбы

Преподаватель: Молодцы, вы сегодня хорошо работали, спасибо за занятие.

Приложение