(Присутствуют: ученики 11”А” класса, их родители, учителя-предметники)
Последний классный час ведет классный руководитель.
Оформление:
- Колокольчики-звоночки с вопросами на доске,
- Плакат “Школьные годы чудесные!”
- На доске – “дерево”, где вместо листьев – записки уч-ся с пожеланиями.
На доске – эпиграф:
“А в классе строчки классиков заветные
Другим ученикам теперь досказывать,
Должны мы теорему жизни вечную
Судьбой своей самим себе доказывать.
Ждут впереди нас первые экзамены,
Все то, о чем с тобой мечтали, сбудется.
Лишь детства мы вернуть не сможем заново,
Как первый вальс оно не позабудется!”
Цель: оживить в памяти интересные моменты школьной жизни, с теплотой вспомнить всех учителей, сказать “спасибо” родителям и учителям, подвести уч-ся к мысли, что школьная дружба – это очень важно для человека.
Учитель: 25 мая… Каждый год в этот майский весенний день мы собираемся в нашей школе, прощаясь со своими старшими учениками, выпускниками школы. В этот раз выпускниками стали вы, дорогие мои ребята. Даже не верится, что прошло целых 10 лет с той поры, как вы впервые перешагнули порог школы и пришли на свой первый урок. А сегодня мы собрались на ваш последний урок – на ваш последний классный час, и сегодня для вас прозвонит последний звонок.
Директор вместе с завучем школы (стучат и входят в аудиторию)
Лариса Федоровна, Вы поторопились, сказав, что сегодня прозвенит последний звонок для учеников вашего класса, боюсь, что это невозможно. Пожалуй, придется перенести это мероприятие на более поздний срок.
Учитель: Галина Петровна, в чем дело? Что произошло, Валентина Григорьевна? Ничего не понимаю!
Завуч школы: Лариса Федоровна, вот Вы все время что-то репетируете, а вчера состоялось внеочередное заседание педсовета, на котором Вас почему-то не было, по обсуждению чрезвычайной ситуации, сложившейся в Вашем выпускном 11 “А” классе
Учитель: Какая чрезвычайная ситуация? Почему обсуждали именно 11 “А”?
Директор: Очень хорошо, что сейчас присутствуют и сами ребята, и их родители, и классный руководитель. Вот, послушайте протокол вчерашнего педсовета и судите сами.
В течение 10 лет вы, ребята, должны были получить знания в области математики, физики, литературы, химии и других наук, овладеть нормами приличного поведения, светскими манерами. А в это время в вашем классе происходило бог знает что: то пятерки получали, то двойки, то пели, то плакали, прогуливали уроки, играли на них в морской бой, опаздывали, все время что-то репетировали, то шутили, то молчали, изучили игры на компьютере, а здесь, в вашей классной комнате – постоянно танцевали, смеялись и распивали чаи!
Завуч школы: Лариса Федоровна, у нас вот все точно запротоколировано:
- учащиеся 11 “А” класса постоянно были голодны и думали над тем, чем заполнить желудок. К вашему сведению: за год они уничтожили:
- 1,43 тонны хлебобулочных изделий,
- выпили компота, чая, киселя – 2880 литров.
- На переменах и перед уроками устраивали длинные забеги в подъезды соседних домов и за угол школы (курили).
- Учениками 11 “А” класса не был открыт закон всемирного тяготения, законы Ньютона и Ома.
Поэтому педсовет поставил вопрос об увеличении срока пребывания в школе учеников вашего класса еще на один год.
Учитель: Валентина Григорьевна, Галина Петровна, но так разве может быть? Подобного не было ни разу за историю нашей школы!
Директор: Лариса Федоровна, вот мы и пришли к вам, чтобы послушать ребят, послушать Вас, и вынести окончательное решение по этой чрезвычайной ситуации: выпускать ребят или нет? Что Вы скажете в их защиту?
Учитель: Тогда проходите и садитесь, а я попробую доказать, что этих ребят можно выпускать во взрослую жизнь. Честно говоря, я впервые в такой ситуации.
Ребята, говорят, чистосердечное признание смягчает вину и наказание. Поэтому откровенно признайтесь, кто это?
(Ребята поднимают руки. Если нет, учитель сам называет их)
1-й:
Кто без лени и без скуки
Грыз гранит любой науки?
Кто с компьютером на “ты”,
Кто умеет печь блины?
2-й:
Кто любил вздремнуть немного
После “дальней” к нам дороги,
На уроке поболтать
И записку почитать?
3-й:
Кто любил стихи читать
И на сцене выступать?
У кого талант открылся
И нам в классе пригодился?
4-й:
Кто всегда нам рисовал,
И тем самым помогал?
На гитаре кто играл,
Кто сценарии писал?
5-й:
Кто к заветной цели тихо
Преодолел барьеры лихо?
И поближе стал знаком
С иностранным языком?
6-й:
Кто любил всегда шутить,
Балагурить и острить?
Кто который год подряд
Землю мне в мешках носил,
Чтоб наш класс зеленым был?
Учитель: Как видите, получены чистосердечные признания от учеников, что говорит об их раскаянии и вселяет уверенность, что сегодня ничего чрезвычайного не произойдет и все закончится успешно и традиционно, и для вас прозвенит последний звонок.
Итак, что же представляет из себя 11 “А” класс? Если говорить сухим протокольным языком, то установлено следующее:
- 1 сентября 1996 года в школе была сформирована группа детей в возрасте от 6 до 7 лет с целью получения всеобщего профессионального образования под кодовым названием 1 “А”, определены сроки его получения – 10 лет. В течение всех этих 10 лет сотрудники школы вели непрерывное наблюдение за вышеуказанной группой. На основании анализа многочисленных сведений, полученных из достоверных источников, установлены следующие факты:
а) в 5 классе в эту группу вошли такие учащиеся, как Бирюкова Катя, Галушко Юля, Коршунова Ирина, Турлибекова Дамеля.
б) в 8 классе среди учеников стали замечать Владимира Ленина ( не путать с вождем мирового пролетариата), с тех самых пор, данная группа учащихся каждый раз, проезжая мимо памятников Владимиру Ильичу, всякий раз скандировала – “Ленин, привет!”
в) в 10 классе к ученикам 10 “А” класса присоединились Александрова, Грива, Жигалов, Косолапов, Сазонов, Тыщенко, Штирц
г) на сегодняшний день группа состоит из 28 человек – 20 девушек и 8 юношей
д) данная группа учащихся неоднократно участвовала в весьма сомнительных мероприятиях: “Ученик года”, “Мисс школы”, “Экологический праздник”, школьные и городские олимпиады, конкурсы инсценированной песни и др., в которых занимала призовые места.
е) в группе есть ряд людей, способных на все: это Сидорова, Александрова, Штирц, Пиминова, Грива, Смирнова, Шеина, Коршунова и ряд др.
ж) есть лица с явными задатками руководителя среднего и даже высшего звена – это Галушко, Моторыкина, Шагалиева, Скачков, Тыщенко
з) следует обратить особое внимание на Бирюкову и Манаеву как воспитателей брата и сестры, на Святкину, Иванченко, Фомину, чьи большие дела еще впереди
и) особо можно выделить: Подопригору Надежду, говорят, она ходила в музыкальную школу, а Стрекалов Михаил был не раз замечен играющим на гитаре, Есин Артем все время пишет какие-то сценарии, а Турлибекова Дамеля и Якимец Сергей в любой момент готовы раскрыть свой художественный талант
к) Косолапов и Бусарева ввели поговорку: “В здоровом теле – здоровый смех!”
л) не совсем удалось разобраться с личностью Сазонова, Жигалова и Ленина, т.к. они часто молчат, а, следовательно, знают какую-то тайну 11 “А” класса.
И последнее. Данная группа учащихся давно учится вместе и все время пишет лозунги: “11 “А” - супер!”.
Это, если говорить про наш класс сухим протокольным языком.
- Если продолжить говорить официальным языком, то получим следующее:
А) установлено абсолютно точно: с целью получения образования 20 девушкам и 8 юношам из 11 “А” класса дано: 12632 урока, за которые получено 127250 оценок, из них:
“5” - 35%
“4” - 42%
“3” - 16%
“2” - 6, 998%
“1” - 0,002% или 7 штук
Б) было зафиксировано 2125 ответов “не знаю” по следующим причинам:
- не было расписания – 22%
- не было света – 5, 4%
- не было времени – 10%
- забыл – 15%
- не записано в дневник - 22%
- меня в прошлый раз вызывали – 5%
В) в течение 10 лет было израсходовано:
- слез – 2, 35 л
- смеха на уроках – 3265 килохаха
- смеха на школьных вечерах – 2800 килохаха
Чего только не было за эти годы! У нас даже сохранились некоторые предметы, которые напоминают о вашем детстве: корона, “поле чудес”, ребусы! А вы, ребята, помните, с какими событиями связаны эти предметы?
- Ответы учащихся (называют предметы, вспоминают события тех давних школьных лет).
Учитель: А в 10 классе 1 сентября вы смастерили кораблики и самолетики, где написали, кем вы хотите стать.
А давайте вспомним, как все это начиналось? Какими вы были 10 лет назад?
Итак, вспоминаем: 1 сентября 1994 года…
(говорят ребята: дополняют предложения)
Вот вы идете в школу…
- с огромными букетами цветов…
- с белыми бантами…
- некоторые в форме и в белом фартуке…
- за руку с мамами… и т.д.
Учитель: Вы такие радостные! (кто бы мог подумать, что когда-то вы ждали звонка на урок с нетерпение!)
- И вот первый урок, первая учительница! Первые открытия на этой планете вы совершили с человеком, который имеет самое прекрасное звание на земле – первый учитель! Своего первого учителя люди помнят всю жизнь. Слово предоставляется Оксане Александровне. (Выступление 1-го учителя)
- А потом вы перешли в пятый класс. У вас появились новые учителя и новые предметы.
(Слово предоставляется учителю математики – Бужиной Л. И.)
Классный руководитель: И хотя я с вами была уже знакома, но роль вашего классного руководителя тоже была новой для меня. Вы так хотели везде и во всем участвовать, были активными, всегда с горящими глазами. И когда в этом году у меня появился еще один класс – 5”А”, так сильно они напоминали вас в этом возрасте! И пятиклассники, с которыми вы делили классное руководство, не могли не прийти и не сказать вам несколько слов на прощание! Хотите вспомнить, какими вы были 5 лет назад? Вас приветствует 5 класс!
(учащиеся 5-го класса читают стихи)
1-ый ученик:
А солнышко смеется, спеша издалека:
Оно спешит на праздник Последнего звонка!
От юной вашей смены, кому 12 лет,
Выпускникам любимой школы
Все хором:
Наш пламенный привет!
2-й ученик:
Сегодня ваш праздник – “Последний звонок”,
Последний звонок на последний урок!
Как быстро настала прощальная дата,
Как быстро пришел расставания час…
И были малышами вы когда-то,
Теперь навсегда вы покинете нас!
3-й ученик:
На маленьких партах вы тоже сидели
И с мамой из школы ходили домой.
Журнал открыт, доска висит,
А сердце так стучит, стучит,
Конечно, у того, кто вовсе не зубрит.
4-й ученик:
Сколько в школе вы узнали,
Сколько книжек прочитали,
С дяди Степиного роста вы взирали на наш класс!
5-й ученик:
Вы немало разных знаний получили,
Только кажется порой учителям:
Вы нарочно кое-что не доучили,
Чтоб оставить кое-что и нам.
6-й ученик:
Сколько на свете дорожек!
Выбирай, по какой идти.
Мы завидуем вам немножко.
Эх, скорей бы и нам подрасти!
Все ученики хором: Вам желает 5 “А”: всегда ни пуха – ни пера!
- Ровно год назад, 1 сентября 2003 года, когда вы пришли в 11 класс, на первом классном часе я попросила вас написать друг другу вопросы, которые вас волновали в данную минуту. А отвечать на эти вопросы вам придется сейчас.
(Колокольчики с вопросами на доске. Выпускники по очереди подходят к доске, берут колокольчик, читают вопрос и отвечают на него).
Классный руководитель: За 10 лет учебы вы отвечали на разные вопросы. А недавно вы отвечали на вопросы последней школьной анкеты. Там было:
- Что такое “счастье”?
- За что ты любишь свой класс?
- Пожелания учителям
- О любимых родителях замолвите слово…
-А на прощанье я скажу…
(на доске “дерево”, на котором листья – это записи ребят)
И вот какое дерево у нас выросло. Дерево из ваших ответов, мыслей, рассуждений. Говорят, что каждый человек должен посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка. Что-то вам еще только предстоит сделать, но дерево любви и дружбы вы уже посадили, настолько много теплоты и любви в ваших ответах. А сейчас я предоставляю слово вашим родителям, тем, кто с самых первых дней вашей жизни любит вас и заботится о вас.
(Выступление родителей. Родители вручают каждому ученику красиво оформленные “Шуточные напутствия для выпускников”)
- Запомните: если повезет, и удовлетворительные знания можно сдать на “хорошо” и “отлично”.
- Никогда не шутите с преподавателем: это опасно. Он может не понять шутки и пошутить в ответ. А шутят они на экзаменах мрачно.
- Не старайся очень широко раскрывать тему билета. Преподаватели тоже не все знают.
- Не надо говорить экзаменатору, что он похож на вашего папу или дедушку. Он все равно не поверит, что вы родственники.
- Когда преподаватель заподозрит, что вы списываете, демонстративно делайте свое дело – экзаменатор глазам своим не поверит!
- То, что ваш профессор был студентом, еще не значит, что вы будете профессором.
- И, наконец, ни пуха вам, ни пера!
Классный руководитель: Помните, как-то на классном часе я прочитала слова Б. Окуджавы:
“Давайте говорить,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться!
Давайте говорить
Друг другу комплименты
Ведь это все любви
Счастливые моменты!
И в качестве комплимента друг другу я предлагаю спеть песню “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”. Ведь это действительно здорово, что вы проучились в этом классе, а все вместе вы называетесь 11 “А”!
(песня “Изгиб гитары желтый”, играет на гитаре Стрекалов Михаил).
Классный руководитель: А я, в свою очередь, хочу сделать комплимент вашим родителям и вам, ребята!
Уважаемые родители! Я говорю вам свое учительское “спасибо” за ваших детей. Они умеют себя вести, они воспитаны, а самое главное, они – добрые и открытые. В этом ваша заслуга. Я вам очень благодарна, что все годы учебы мы с вами были единомышленниками, что вы всегда откликались на мои просьбы. Наверное, поэтому и с вашими детьми не было проблем. Спасибо.
Дорогие ребята! Работа учителя складывается из успехов и неудач учеников, эта работа – всегда сотрудничество учителя и учеников. Если это сотрудничество получается, то не разочаровываешься в своей профессии. А когда перед тобой сидит сложившийся коллектив, такие умные, взрослые и красивые ребята – в этом, наверное, и заключается смысл нашей работы. Спасибо вам за то, что мне было с вами интересно, и я с радостью шла в класс. У нас было взаимопонимание!
Каждый выбирает для себя:
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает по себе:
Меч и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты –
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает для себя:
Выбираю я, и как умею,
Ни к кому претензий не имею –
Каждый выбирает для себя.
(обращается к директору школы):
Галина Петровна! Мы проанализировали вкратце годы учебы и вот он – наш результат – 28 прекрасных юношей и девушек. Каким же будет ваше окончательное решение – можем мы их выпускать или нет, давать для них последний звонок или не давать?
(Выступление директора)
Учитель: Итак, последний звонок все же для вас прозвучит. Я хочу подарить вам открыточки со своими пожеланиями.
Успехов вам, удачи, правильного выбора! И на прощание, в качестве напутствия, для вас следующие строки:
(читают ученики класса)
Под дождем или в зное,
Но в положенный срок
Каждой новой весною
Есть последний звонок.Он экзамена вроде.
Он как новый рассвет,
Он итоги подводит
Школьных прожитых лет.Сколько в нем обещаний!
В даль зовет этот звон,
В них и горечь прощаний,
И надежд миллион.Под дождем или в зное,
Но в положенный срок
Каждой новой весною
Есть последний звонок.
(Все ученики и родители идут на линейку, посвященную Последнему Звонку).