Характеристика проекта:
По содержанию: монопредметный.
По уровню усвоения учебного материала: итоговый.
По формам организации: групповой.
По срокам выполнения: краткосрочный.
Участники: дети, родители.
Гипотеза. При реализации проекта возможно повышение уровня знаний и мышления учащихся, а также развитие памяти и внимания.
Результаты выполнения проекта: коллекция симметричных фигур и предметов.
Цели:
- через организацию самостоятельной познавательной деятельности познакомить учащихся с симметричными фигурами, показать привлекательность симметричных фигур, как одну из сторон проявления эстетичности математики как науки;
- формировать умения работать с информацией и навыки самостоятельной и коллективной работы;
- развивать пространственные представления, как базовые для становления познавательных психических процессов; кругозор, творчество;
- воспитывать интерес к математике, чувство взаимовыручки, любознательность, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование:
- компьютер, проектор, слайды,
- 4 конверта с заданиями,
- зеркало
- изображение симметричных, несимметричных и имеющих несколько осей симметрии фигур и предметов,
- детская энциклопедия, электронная энциклопедия.
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечания |
1. Подготовка. Выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение формы выражения итогов проектной деятельности. |
Отвечают на вопросы, уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы. | - Здравствуйте, дети! Сядьте удобно.
Улыбнемся друг другу и начнем наш урок
математики. - Сегодня утором я получила удивительную посылку. Давайте посмотрим, что в ней находится. - Отгадайте ребус. - Как вы понимаете слово “симметрия”? - Обратимся к словарю. - Как вы думаете, как это свойство связано с предметами из посылки? - А нужно ли изучать симметрию и если нужно, то для чего? - Итак, нам сегодня предстоит выяснить более подробно, что такое симметрии, как ее найти и где она нам может пригодиться. - Работать будем в группах. Называться каждая группа будет по цвету шарика на ваших столах – “Красные”, “Синие”, “Зеленые”, “Желтые”. Каждая группа проведет свое мини – исследование, ответит на вопросы по своим заданиям и к концу урока у нас должен получиться проект “Симметрия, который будет представлять коллекцию симметричных фигур и предметов. |
Класс делится на 4 группы. У каждой
группы на столе - воздушный шарик. В посылке: ножницы, квадрат, матрешка, ребус На экране – слайд: Симметрия – это соразмерное, пропорциональное расположение частей чего-либо по отношению к центру, середине. Симметричны, например, крылья бабочки, глаза человека и большинства животных. |
2. Планирование. Сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. |
Вырабатывают план действий,
осуществляют постановку конкретных задач,
определяют средства реализации проекта,
уточняют источники информации, распределяют
роли в группе. Вырезают симметричные фигуры. |
- Прежде, чем приступить к работе,
выберем капитанов групп - команд. - Наметим план создания проекта. 1. Найдем интересную информацию о том, что такое “ось симметрии” на информационном столике. 2. Узнаем, что общего между геометрическими фигурами и окружающими нас предметами спросив взрослых. 3. Проведем эксперимент, используя подручные средства. 4. Вырежем симметричные фигуры из бумаги. 5. Найдем среди них фигуры, имеющие несколько осей симметрии. 6. Оформим проект в виде коллекции предметов. 7. Защитим свой проект. - У каждой группы на столе есть конверт с заданием. Откройте его. Определите, кто какое задание будет выполнять. 1 человек должен поработать с информацией, найти ответ на вопрос “Что такое ось симметрии?”. 1 человек отправиться учителям, присутствующим на нашем уроке и выяснит, что общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами. Остальные члены команды проведут математический эксперимент, пользуясь учебником, зеркалом и фигурами из конверта. |
Каждый пункт плана появляется на
экране. У каждой группы на парте конверт с карточками: 1). Информационный стол – 1 человек. Найдите ответ на вопрос: “Что такое ось симметрии?”. 2). Интервью со взрослыми – 1 человек. Выясните у учителей, присутствующих на нашем уроке, что общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами. Нарисуйте фигуры, найдите предметы. 3). Проведите математический эксперимент, пользуясь учебником, зеркалом и фигурами из конверта. В конвертах у каждой группы находятся картинки-предметы: бабочка, сердечко, цветок, домик. Все задания - на экране. |
3. Выполнение. Выполнение проекта. |
Работают над проектом и его
оформлением. 1 ребенок ищет на информационном столе ответ на вопрос “Что такое ось симметрии?” 1 ребенок выясняет, что общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами. Рисует фигуры на “волшебной доске, собирает коллекцию предметов, предложенных учителями. Остальные члены команды проводят математический эксперимент, пользуясь учебником, зеркалом и фигурами из конверта. Дети, по возвращении рассказывают другим членам группы о том, что узнали. |
Консультирует, координирует работу
учащихся, стимулирует их деятельность. - Пользуясь полученными знаниями, из конверта №2 возьмите заготовки и попробуйте вырезать симметричные фигуры. А кто хочет - может вырезать любую понравившуюся фигуру самостоятельно. Можно пользоваться образцами из учебника. |
У присутствующих на урок учителей на
карточках написана следующая информация: “Многие предметы обладают осевой симметрией. Это значит, что если поместить напротив одного предмета зеркало, то отражение в нем в точности повторит его другую половину. Другие объекты, такие, как морская звезда, обладают центральной симметрией (симметрией вращения). Они не меняются, если их повернуть вокруг центральной точки. Что общего между симметричными фигурами и окружающими нас предметами? Круг – тарелка, печенье, диск. Прямоугольник - книга, линейка. Эти фигуры имеют несколько осей симметрии. Треугольник – листик. Трапеция – бабочка. В конверте №2 находятся листы бумаги с нарисованными половинками фигур. Дети должны сложить листы пополам и вырезать фигуры. |
4. Оценка результатов. Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков. |
Обсуждают полученные результаты в
группах, исправляют возможные недочеты,
формулируют выводы. Готовятся к защите по плану. |
Наблюдает за деятельностью учащихся,
принимает участие в обсуждении. - Оцените результат своей деятельности пользуясь информацией на экране. Продолжите предложения. |
На экране: Ось симметрии – это… Фигуры и предметы, имеющие одну ось симметрии - … (покажите их). Фигуры и предметы, имеющие несколько осей симметрии - … (покажите их). Мы нашли дополнительную информацию о том, что … Мы научились … Нам еще надо научиться … |
5. Презентация. Защита проекта. |
Докладывают о результатах своей работы. | Организует работу жюри с помощью
оценочных листов. Награждает каждую группу дипломом. |
Оценочный лист имеет следующие пункты: 1. Соответствует ли результат теме проекта. 2. Использование дополнительной информации. 3. Сотрудничество. 4. Аккуратность выполнения. 5. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории). 6. Рефлексивные умения. Дипломы для каждой группы: “Самый дружный проект” “Самый красочный проект” “Самый познавательный проект” “Самый оригинальный проект”. |