Интегрированный урок "Принцип построения севооборотов с использованием текстового редактора Microsoft Word"

Разделы: Информатика, Технология


Тема урока: “Принцип построения севооборотов. Создание комбинированного документа. Создание и вставка таблицы”.

Тип урока: комбинированный, бинарный.

Вид урока: смешанный; урок теоретических и практических работ.

Цели:

  1. Обучения: формирование у обучающихся знаний о принципах построения севооборотов; классификация севооборотов. Причины и принципы чередования культур. Формирование знаний по текстовому редактору MS. Word.
  2. Развития: развивать у обучающихся умения работать самостоятельно с компьютером и конспектом; давать полные ответы на поставленные вопросы; анализировать информацию и делать выводы. Развивать логическое мышление, творчество обучающихся. Абстрагирование мышления по дизайну таблицы. Свободное владение компьютерной программой MS. Word. Формирование у обучающихся умений и навыков работы с программами; анализировать и систематизировать; внимательность и сообразительность.
  3. Воспитания: воспитывать аккуратность, стремление к глубокому усвоению знаний; бережное отношение к окружающей среде и оборудованию кабинета; уважение к труду и своей профессии.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

  1. Формирование самостоятельной и творческой работы учащихся на уроке.
  2. Проведение интегрированного урока с использованием программы текстового редактора MS. Word.

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ:

  1. метод преподавания: словесно-наглядный;
  2. метод обучения: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный;
  3. метод учения: формирование знаний, умений и навыков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

  1. Литература:
    • Третьяков Н.Н. “Основы агрономии” стр. 197-212.
    • Устименко Г.В. “Основы агротехники полевых и овощных культур” стр. 90-97.
    • Ляхович В.Ф. “Основы информатики”, стр. 191-192
  2. Перспективно-тематический план по предмету “Основы агрономии” и “Информатика”.
  3. Рабочие программы по предметам “Основы агрономии” и “Информатика”.
  4. Электронная презентация по теме предмета “Основы агрономии”
  5. Компьютеры.
  6. Карточки-задания.
  7. Памятки.

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Обучающийся должен знать: уровень усвоения:
1. Классификацию севооборотов II
2. Научное обоснование чередования культур II
3. Агротехническую оценку предшественников II
4. Возможности различных программ для создания комбинированного документа III

Обучающийся должен уметь:

1. Самостоятельно работать с компьютером III
2. Анализировать информацию и делать выводы II
3. Составлять ротационные схемы севооборотов в соответствии с данными структурами посевных площадей III
4. Вести конспект I
5. Вставить таблицу в документ III
6. Устанавливать размер таблицы III
7. Задавать обрамление и автоформат таблицы III
8. Оформлять документ согласно принятым стандартам III

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

  1. Русский язык – правописание слов.
  2. Черчение – графика.
  3. Дизайн – оформление.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Основы агрономии – обработка почвы и ее задачи; свойства почв.

Урок № 6-8.

ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА.

I. Организационный момент - 3 мин.

  1. Прием рапорта дежурного по группе – дежурный сдает рапорт и отчитывается по отсутствующим обучающимся.
  2. Отметка в журнале и рапорте отсутствующих.
  3. Проверка готовности группы к уроку.

II. Целевая установка - 2 мин.

1. Краткое изложение хода урока – преподаватель предмета “Основы агрономии” объясняет цели проведения урока и работы на уроке. Что должны узнать и чему научиться на уроке. На доске написано:

Должны узнать –

1) принципы составления ротационной таблицы севооборота.

Должны уметь:

1) Составлять ротационную таблицу севооборота;
2 ) Составлять схему севооборота.

3) Создавать таблицу по программе текстового редактора MS. Word.

2. Методы, используемые на уроке – преподаватель конкретно рассказывает о методах ведения урока.

3. Главные вопросы темы урока – запись на доске и в конспектах.

III. Актуализация опорных знаний - 10 мин.

Преподаватель предмета “Основы агрономии”:

Повторение ранее изученного материала по предмету “Основы агрономии” - обучающиеся получают карточки задания и письменно отвечают на вопросы. В это же время идет проверка домашнего задания на компьютере, обучающиеся парами отвечают, работая с “мышкой”, по принципу сильный – слабый.

Карточка № 1.

Дайте определение севооборота.

Севооборот – это..

Карточка № 2.

Что называют ротационной таблицей?

Карточка № 3.

Найди ошибку:

Зернотравяной севооборот, зернопаровой, зернопропашной, полевой, травопольный, зернотравянопропашной, пропашной.

Карточка № 4.

Назовите причины чередования сельскохозяйственных культур.

Карточка № 5.

Найди ошибку в схеме севооборота:

1) ячмень;
2) чистый пар;
3) кормовой севооборот;
4) озимая рожь;
5) картофель;
6) горох.

IV. Обобщение по ответам обучающихся и переход к восприятию новой темы - 10 мин.

  1. Объявление оценок по ответам обучающихся.
  2. Запись номера и темы урока в конспект.
  3. Постановка учебной цели – научиться составлять ротационные схемы севооборотов.

V. Объяснение новой темы - 55 мин.

1. Преподаватель предмета “Основы агрономии” - Построение ротационной таблицы севооборота.

Запись принципов построения севооборота в конспект.

Текст конспекта: Каждый севооборот имеет определенное число полей и установленный порядок чередования сельскохозяйственных культур. При разработке схем чередования культур необходимо учитывать биологические особенности, технологию возделывания и требования к предшественникам отдельных культур. По указанным признакам возделываемые сельскохозяйственные культуры объединяют в отдельные группы. Мы с вами уже знаем эти группы культур – это 1. пары и парозанимающие /чистый пар, однолетние травы, ранний картофель, горох/.

2. озимые /озимая рожь и пшеница/

3. пропашные культуры /кукуруза, подсолнечник, картофель, сахарная свекла, корнеплоды/.

4. яровые культуры сплошного посева /пшеница, ячмень, овес, просо, гречиха, лен/.

5. многолетние травы /клевер, люцерна, травосмеси/.

Чтобы разработать схему севооборота, нужно определить средний размер поля и количество полей. Для этого посевные площади культур, относящиеся к одной и той же группе, складывают и получают общую площадь культур каждой группы. Затем вычисляют процент, занимаемый данной группой культур в общей площади севооборота. Таким образом, определяют тип и вид севооборота.

Средний размер поля севооборота определяют исходя из соотношений площадей всех групп культур так, чтобы каждая культура по возможности занимала одно или несколько целых полей.

После этого разрабатывают наиболее правильное чередование культур, т.е. составляют схему севооборота.

2. Преподаватель предмета “Информатика” -

Объяснение новой темы “Создание комбинированного документа. Вставка таблицы”

  • Создание таблиц - Таблица – создать – таблицу – проставить нумерацию столбцов и строк – ОК.
  • Обрамления таблиц - Выделить объект – Границы и заливки – формат – обрамление – выбор обрамления – применить.
  • Украшение таблицы - Выделить объект – таблица – автоформат – выбор стиля таблицы – применить.
  • Заполнение таблицы текстом по предмету “Основы агрономии”

Беседа по вопросам:

  1. Как создать таблицу в текстовом редакторе MS. Word?
  2. Как создать новую недостающую строку в таблице?
  3. Как создать обрамление таблицы?
  4. Как украсить таблицу одним из стилей автоформата?

Самостоятельная работа обучающихся. Работа в программе MS. Word: создание таблиц, создание обрамления таблиц, украшение таблицы одним из видов автоформата. Для более полной и самостоятельной работы учащиеся получают памятки по оформлению и вставки таблицы.

Преподаватель по предмету “Основы агрономии” объясняет выполнение заданий и как пользоваться памяткой.

Дежурный раздает памятки “Размещение культур в севообороте” и задания. /приложение № 1/

Памятка “Размещение культур в севообороте”:

  1. Озимые лучше размещать после пара или культур освобождающих поле за 2-3 недели до посева.
  2. Для яровых злаков лучшие предшественники – пропашные культуры, зернобобовые, многолетние травы. Озимые.
  3. Гречиху и просо лучше размещать после пропашных и озимых.
  4. Зернобобовые культуры в севообороте размещают после пропашных и зерновых культур. Нельзя сеять повторно.
  5. Лен и коноплю размещают после пласта многолетних трав, после картофеля и зернобобовых.
  6. Для пропашных культур (кукуруза, свекла, картофель) – лучшие предшественники – озимые, зернобобовые, многолетние травы.

1. Дежурный раздает задания, по которым обучающиеся должны будут работать /приложение № 2/.

  • Обучающиеся переходят к компьютерам (за каждый стол по двое) и начинают работать по заданию. В конце выполнения задания обучающиеся получают готовые выполненные задания, по которым проверяют правильность выполнения. /приложение № 3/.

VI. Домашнее задание - 10 мин.

1. Литература:

  • Устименко Г.В. “Основы агротехники полевых и овощных культур”, стр. 90-93.
  • Ляхович В.Ф. “Основы информатики”, стр 191-192

2. Проработать конспект.

Окончание урока:

1. Выводы по уроку. Обобщение результатов работы обучающихся.

Положительные и отрицательные моменты в течении урока

  • Цель достигнута
  • Таблицы созданы
  • Ротационные таблицы севооборотов созданы

2. Объявление оценок и комментарии к ним

3. Вопросы обучающихся и ответы на них.