Цели:
- сформировать представления детей о царствах живой природы
- расширить знания о царстве грибов
- развивать логическое мышление, умение выделять и запоминать главное
- формировать интерес к предмету
Оборудование: компьютер, презентация, проектор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
– В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…<страница 1>. Нет-нет, не царь с царицей… Речь идёт не об одном царстве, а о четырёх и каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас… Это четыре царства живой природы <страница 2>.
– Назовите представителей царства растений.
– …
– Назовите представителей царства животных.
– …
3. Изучение нового материала
– А на уроке мы будем более подробно говорить о царстве грибов. Учёные включают в него не только грибы, но и плесень, и дрожжи <страница 3>.
– Дрожжи. <страница 4>. Эти микроскопические грибы имеют клетки в форме шариков. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сна-чала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку. Дрожи разлагают сахар на углекислый газ и спирт. Пузырьки углекисло-го газа, образующиеся в тесте, делают его лёгким и пористым. Человеку удалось приручить дрож-жи. Более того, с дрожжами связаны многие надежды человечества на будущее: использование спирта, как горючего вместо бензина. Например, в Бразилии уже заправляют машины смесью бен-зина и спирта, полученного с помощью дрожжей. Некоторые виды дрожжей вредны для человека, так как они вызывают различные заболевания.
– К грибам также относятся и различные виды плесени <страница 5>. Немало пользы при-носит аспергиллы человечеству. Во многих странах существуют фабрики, на которых выращива-ют эти грибы. Из них получают пищевую лимонную кислоту <страница 6>. Очень важную роль в жизни человека играет ещё одна плесень – пеницилл. Она образует вещество, способное даже в малых количествах быстро убивать многие болезнетворные бактерии. Это открытие сделал в 1929 г. английский микробиолог Александр Флеминг. Он обратил внимание, что на чашке с питатель-ной средой колонии бактерий стафилококков перестали развиваться, когда рядом с ними случайно выросла колония пеницилла. Именно пенициллин стал первым в истории человечества антибиоти-ком. Но некоторые пенициллы доставляют человеку неприятности. Одни из них растут на плодах цитрусовых и приносят много бед на плантациях.
Некоторые плесени используются в производстве сыров. Самые известные рокфор и ка-мамбер. Согласно легенде, крестьянский мальчик из французской деревни Рокфор забыл свой зав-трак – кусочек обычного свежего сыра – в одной пещере, а, вернувшись, через несколько недель, нашёл на его месте острый, ароматно пахнущий, с голубовато-зелеными пятнами и прожилками кусочек сыра. Эти пятнышки и есть выросший в сыре гриб – пеницилл.
Давайте рассмотрим строение шляпочных грибов <страница 7>. У них есть грибница, пло-довое тело, пластинки, в которых созревают споры.
Шляпочные грибы, плесень, дрожжи не способны сами создавать себе пищу <страница 8>. Перерабатывая останки животных и растений, они выделяют в атмосферу углекислый газ, а ми-неральные вещества возвращаются в почву. Они выполняют роль чистильщиков природы и под-держивают круговорот веществ в природе.
Давайте рассмотрим взаимовыгодное сосуществование шляпочных грибов и деревьев <страница 9>. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, грибница отдаёт дереву воду и минеральные вещества, а от дерева получает органические вещест-ва, необходимые ей для питания и образования плодовых тел.
Со шляпочными грибами знакомы, наверное, почти все, многие даже их собирали в лесу.
Давайте вспомним некоторые из них, разгадывая загадки <страница 10>.
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка,
Вся в белых крапинках. (Мухомор)Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик с пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка. (Подосиновик)Золотистые…–
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)Для поисков этих грибов тренируют собак и свиней. (Трюфель)
Что за гриб в волнистой шляпе? (Волнушка)
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (Опята)
Среди грибов немало паразитов. Они вызывают различные болезни растений, животных и человека. Особенно большой урон они наносят сельскому и лесному хозяйству <страница 11>.
4. Закрепление <страницы 12 – 19>
Закрепление можно организовать фронтально, а можно письменно с проверкой в классе, дав возможность каждому оценить свою работу за урок.
Вопросы к кроссворду.
а) Микроскопические грибы, образующие колонии. (Плесень)
б) Как называются все четыре группы живой
природы? (Царства)
в) Переплетение нитей из которых вырастает
плодовое тело шляпочного гриба. (Грибница)
г) Грибы, которые не образуют грибницу и
размножаются почкованием. (Дрожжи)
д) Этим размножаются шляпочные грибы и плесень. (Споры)
е) Отгадайте название шляпочного гриба:
Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить – жалко,
Съесть – сыро. (Груздь)
ж) Как называется место, где у шляпочных грибов созревают споры? (Пластинки)
5. Подведение итога урока <страница 20>.