Тема: «Решение текстовых задач»
Цели урока:
- продолжить работы по формированию у учащихся умения решать задачи основных типов;
- развитие интереса и уважения к предмету: расширение кругозора учащихся;
- привитие интереса к историческим памятникам культуры нашей Родины.
Оборудование:
- магнитофон,
- компьютер (показ фотографий),
- книги,
- фотографии села,
- плакаты с надписями,
- календарики с изображением Свято-Димитриевского Иларионовского монастыря с. Троекурово.
ХОД УРОКА
Мой друг. Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая…
Н.М. Языков
1. Организационный момент
Учитель сообщает тему и содержание материала, который будет рассмотрен на уроке.
– Это задачи на составление пропорций , и на составление уравнений; задачи на движение. Урок проходит в форме путешествия – мы побываем в селе Троекурово Лебедянского района Липецкой области в Свято-Димитриевском Иларионовском монастыре.
2. Устный счёт
– Задачи решаем устно, ответы записываем в тетради. (Слайд2-3)
Задача 1. Измерьте по карте линейкой расстояние от Москвы до Троекурово; используя масштаб, определите это расстояние в километрах. (Один ученик работает у доски, остальные измеряют в своих атласах.)
– Что называется масштабом карты? (Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.)
– Расстояние на карте равно 0,8 см. Масштаб 1 : 50000000. Таким образом, расстояние от Москвы до Троекурово равно 400 км.
Задача 2. За сколько часов может проехать расстояние 400 км поезд, двигаясь со средней скоростью 50 км/ч? (8 ч)
Задача 3. В 2005 году нашему селу Троекурово исполнилось 365 лет. В каком году было основано село? (1640 год)
Задача 4. В 1658 году село Дмитревское было переименовано в село Троекурово. Сколько лет наше село находится под названием Троекурово? (348 лет)
Задача 5. В селе Троекурово в 1811 году проживало душ мужского пола 1165, а женского 1132 . Сколько всего насчитывалось душ? (2297 человек)
Задача 6. Протяжённость реки Дон на территории Липецкой области 315 км, а вся её дина в 6 раз больше. Чему равна длина реки Дон ? (1890 км)
Задача 7. Протяжённость реки Красивая Мяча на территории Липецкой области 44 км, её длина в с.Троекурово в 4 раза меньше. Чему равна длина реки Красивая Меча в с.Троекурово? (11 км)
– Проверьте решение устных задач (Слайд 4)
- 400 км – И,
- 8 ч – Л,
- 1640 год – А,
- 48 лет – Р,
- 2297 ч. – И,
- 1890 км – О,
- 11 км – Н.
– Расшифруйте, кто явился основателем Свято-Димитриевский Иларионовского монастыря с.Троекурово. Получилось слово ИЛАРИОН.
3. Решение задач
– Отправимся в маленькое путешествие в монастырь. Начнём с его истории возникновения. На территории села с 1771 года стали собираться верующие люди. А с 1823 года поселился старец Иларион, посвятивший всю свою жизнь служению Господу. Он исцелял людей. Его мечтой было открытие в селе монастыря. Но этой мечте суждено было осуществиться только спустя четыре года после его смерти.
«Будет на этом месте обитель, как лавра цветущая – молитвенный дух мой пребудет вечно в этом благословенном месте».
Иларион
Задача 8. 5 ноября 1853 года на девяносто пятом году жизни Батюшка отец Иларион закончил свою многотрудную жизнь .Спустя 4 года после смерти был открыт монастырь. Когда родился отец Иларион? И когда был открыт монастырь? (Слайд 5)
(У каждого на парте листок с задачами.)
Ответ: 1758 г., 1857 г.
Троекуровский монастырь был основан по благословению Епископа Тамбовского Николая усердием Александры Николаевны Голдобиной, душеприказчицы старца Илариона, погребённого под собором в честь Владимирской иконы Божьей Матери. (Слайды 6)
Димитриевский собор – самый старый
храм Троекуровского монастыря ,он был построен,
местной помещицей П.М.Раевской в 1811 – 1814 гг. Он
выстроен в стиле барокко по проекту великого
зодчего Растрелли. Храм был мирской церковью:
сюда приходили на богослужение жители села
Троекурово и близлежащих сёл. Он был богат
утварью: два серебряных креста, три
серебряных с позолотой сосуда, серебреный с
позолотой ковчег. Была также богатая библиотека.
Димитриевский собор необычный по архитектуре –
он двухколокольный. Западный вход храма украшен
лоджией с двумя колоннами. В лоджии расположены
входы на колокольню. (Слайд 7)
На одной из колоколен местными помещиками были
устроены часы с боем. На другой – располагались
колокола. Решим задачу.
Раздаются карточки.
МЕРЫ ВЕСА Ласт = 72 пудам = 1,2
т |
Задача 9. На одной из колоколен Дмитриевской церкви располагались 4 колокола. Вес первого 21 пуд 14 фунтов, второго – 4 пуда 35 фунтов, третьего и четвёртого – 3 пуда 10 фунтов. Сколько весят колокола? (Слайд 8)
Ответ: 535 кг 266 г.
Храм во имя прока Илии. Этот храм был построен в 1880 году. Храм был двусветный, внутри стены его были отделаны под серый мрамор. Крыша была покрашена в зелёный цвет. (Слайд 9)
Соборный храм во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Женский монастырь продолжался строиться. В 1893 году был построен ещё один храм – это Владимирский собор. В нём три престола: в честь Владимирской иконы Божьей Матери, во имя преподобного Илариона, во имя Всех святых. Внизу собора при гробнице затворника Иллариона, усердием благотворителей была устроена ещё небольшая пещерная церковь. Во время устройства пещерной церкви гробница затворника сверху была покрыта серебряной доской с чеканным изображением старца во весь рост. Тело отца Илариона оказалось по правую сторону от алтаря. Как он и предсказывал. Храм был светлый, просторный, с дорогим великолепным приалтарным иконостасом и с хорошей церковной утварью. (Слайд 10)
Задача 10. В конце XIX века в обители насчитывалось 240 человек. Рясофорных послушниц в раз больше ,чем монахинь, а послушниц определённых указами на 4 меньше, чем монахинь и 140 послушниц, проживающих по свидетельствам от местных начальств. Сколько было монахинь, рясофорных послушниц? (Слайд 11)
Ответ: 40 монахинь, 24 рясофорных послушниц.
Храм в честь Михаила Архангела, который был построен в 1913 году. Рядом с ним воздвигли и колокольню с 14-метровым шпилем с крестом. Вес самого большого колокола равнялся 41 пуду. Звон его разносился далеко по округе. Это была зимняя церковь монастыря, где богослужения проходила зимой, так как она отапливалась. Монастырь имел площадь около шести десятин. Кроме построек храмов, дома игумен, трапезной, кухни, хлебопекарни, амбаров, подвалов, приюта для девочек сирот и деревянных келий монастырь имел фруктовый сад и огород. Он был обнесён каменной, большой оградой с башнями четырёх сторон. (Слайд 12-4)
Задача 11. Высота «прямоугольного» основания колокольни составляет общей высоты. Высота шпиля с крестом составляет 25% общей высоты, а высота звонницы – 9,6 метров. Чему равна высота колокольни?(Слайд 15)
Вопросы классу.
- Как найти дробь от числа?
- Что такое процент?
(Ученик решает задачу у доски.)
Ответ: 64 метра
Вывод. Чтобы найти число по данному значению его дроби (части),надо это значение разделить на дробь ( часть).
Раздаются карточки.
МЕРЫ ДЛИНЫ Миля =1600 м; |
Задача 12. К западу от монастыря в 2,5 верстах находилась приписная к нему каменная часовня на особо почитаемом святом источнике, построенная в 1841 г. помещиком И.И.Раевским. Сколько километров от монастыря до святого источника? (Слайд 16). Округлите 2,675 до целых.
Ответ: 2,675 ~ 3 км.
Задача 13. Расстояние от монастыря до святого источника автобус, двигаясь со скоростью 60 км /ч преодолевает за 3 мин.Сколько времени понадобится, чтобы пройти это расстояние пешком ,если идти со скоростью 5 км/ч?
(Два ученика решают задачу на дополнительной доске разными способами, предварительно разобрав её.)
Ответ: 36 мин.
Закрытие монастыря. После революции монастырь проработал до 1927 года и был закрыт советской властью. Церкви разорены, монахини разогнаны. Монастырь, по воспоминаниям сторожил грабился варварски. Сжигались книги, иконы. Монастырь закрыли, но на его территории протекала совсем другая жизнь. Ильинский собор был оборудован под школу механизаторов, а после ВОВ в нём разместилась пекарня. Димитриевский собор в начале использовался под склад ,а затем в нём был открыт цех консервного завода. Во Владимирском соборе в1940 году открыли цех по переработке плодов и ягод. Михайловский собор переоборудовали под клуб, а с 1976 года в нём открыли цех для розлива сока и вина. Территория монастыря сильно изменилась. Исчезли сад, огород. Монастырская стена постепенно разрушилась ,сильно пострадал центральный вход в монастырь. В конце 80-х годов в селе был построен консервный завод и территорию монастыря освободили и передали православной церкви.
Возрождение Троекуровской обители. 70
лет монастырь не работал. Но вера была жива в
народе, она требовала перемен. И вот в конце 90-х
годов начались реставрационные работы. Тогда на
средства «Агрофирмы им.15 лет Октября» был
восстановлен Михайло-Архангельский храм.13
июля 1999 г состоялось обретение честных мощей
Илариона Троекуровского. Останки старца
перенесены в Михайло-Архангельский храм, где
они сегодня покоятся в специально устроенной для
этого раке и вновь являют чудесную помощь
страждущим, по их горячим молитвам к угоднику
Божиему.6 октября 2003 года был открыт
Свято-Димитриевский Иларионовский монастырь.
Духовником обители был назначен архимандрит
Иосиф. (Слайды 17 -19)
Но главную лепту в восстановление былого величия
обители вносит её основной попечитель
Н.Д.Еремеев На средства Николая Дмитриевича и его
семьи в 2003 году приобретены и установлены новые
колокола на монастырской звоннице. Долголетние
непрестанные труды его во славу Православной
церкви отмечены высокой наградой: указом
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси
Алексея II Н.Д.Еремеев удостоен ордена
Преподобного Сергия Радонежского II степени.
(Слайд 20)
Мало-помалу обитель обретает всё более
благолепный вид. Уже на подъезде к монастырю душа
ликует при виде его красоты, прославляющей
Господа. Несказанную духовную радость
испытывают прихожане и многочисленные
паломники, посещая Троекуровскую обитель
Самостоятельно решим следующую задачу
любым способом.
Задача 14. За один месяц 1995 г. Свято-Димитриевский Иларионовский монастырь посетило 3 тыс. человек, а 2006 году посещаемость храма увеличилась на 55%? Сколько человек посетили храм за 4 месяца 2006 г.?
Ответ: 18,6 тыс. человек
– Проверим решение по экрану. (Слайд 21)
4. Итоги урока
– Наше путешествие подошло к концу. Мы не
только познакомились со Свято-Димитриевским
Иларионовским монастырём с его прошлым и
настоящим, но и решили много задач. Это задачи
на составление пропорций , и на составление
уравнений; вспомнили ,как найти дробь от числа и
число по значению дроби : решали задачи на
движение ,вспомнили старинные меры веса и
длины, находили расстояние ,пользуясь масштабом.
Все очень хорошо поработали, получили оценки.
На память о нашем путешествии всем маленькие
сувениры – календарики с изображением
Свято-Димитриевского Иларионовского монастыря.
(Слайд 22).
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили,
Храни огонь родного очага