Русский язык. 1-й класс. Тема "Написание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: Написание сочетаний жи-ши, ча-ча, чу-щу. Праздник Святой Пасхи.

Цели:

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению данной темы;
  • формировать умение анализировать и синтезировать, умение логически мыслить и обобщать;
  • развивать письменную и устную речь;
  • воспитывать уважение к традициям русского народа;
  • воспитывать доброе отношение к окружающим людям;
  • мотивацию учения, аккуратность, дисциплинированность.

ХОД УРОКА.

1. Организация начала урока

Приветствие гостей, пожелание друг другу удачи, посадка.
Гимнастика для пальцев.
Мудра «Знания» (указательный и большой пальцы образуют кольцо, остальные вверх).

2. Постановка познавательной задачи

– Хотите узнать тему урока? Её вы определите, выполнив задание. На столах карточки-рассыпушки с пословицами. Соберите и прочитайте пословицы.

Работа в парах и у доски.

Пословицы:

  • Своё береги, чужого не бери.
  • Жизнь без ошибки не прожить.
  • Паши не лениво, проживёшь счастливо.
  • Сам не отставай и товарищу помогай.

– На какое правило встретились слова?

– Сегодня мы закрепляем правило написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

На доске пословица, которая будет девизом нашего урока.

Жизнь дана на добрые дела.

– Чему она учит?

3. Каллиграфическая минутка

– В слове жизнь назовите букву, которой обозначаем согласный звонкий всегда твёрдый звук.
– На доске найдите верный вариант написания, докажите. При записи обращаем внимание на расстояние между полуовалами и их высоту.
– Прописать столько раз, сколько звуков в слове жизнь. Дети объясняют и доказывают.

4. Грамматическая сказка. Инсценировка

– Сказка поможет ответить на вопрос, с какими буквами не употребляются согласные ж и ш, ч и щ.

Учитель. Собрались согласные Ж и Ш, Ч и Щ с гласными в лес по грибы. Долго ходили, бродили. Вышли на полянку, и оказалось, что у согласных меньше всего собрано грибов. Все гласные решили поделиться. Но вдруг:
Ы: Ы-Ы-Ы – замахало клюкой.
Ю: Ю-Ю-Ю – свою находку никому не даю.
Я: Я-Я-Я – я, хромая, шла, корзинка моя.
Учитель: С тех пор Ж и Ш твёрдо стоят на своих позициях: с жадинами не дружить. А Ч и Щ не смягчают даже слёзы раскаяния Ю и Я.

– Сделайте вывод, с какими гласными не употребляются ж и ш, ч и щ.

– Запишите слияния, где используется верхнее соединение.

жа       жо       жы       жи       шы

– Сколько слияний записали, почему?

– Всё ли правильно записал Коля Ошибалкин, докажите. Обозначьте орфограмму.

горошынка
тащу
свищю
хочю

5. Физминутка

– Как живёшь?
– Как идёшь?
– Как плывёшь?
– Как бежишь?
– Как глядишь?
– А как слушаешь?
– Как сидишь?
– Как молчишь?
– Вот так!
– Вот так!
– Вот так!
– Вот так!
– Вот так!
– Вот так!
– Вот так!
– Вот так!

6. Продолжение урока

– Отгадайте загадку К. И. Чуковского.

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём,
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотое.

– По каким признакам догадались, то это яйцо и цыплёнок.

Яйцо – атрибут Светлого Праздника Пасхи – Воскрешение Иисуса Христа потому, что Яйцо – символ добра и победы добра над злом.

Упр.99 с. 67.по заданию, выписать слова с сочетаниями. Те ребята, которые верно справятся и обозначат орфограмму, помогут превратить крашеное яйцо в «писанку» (аппликация на магнитной доске).
Проверка с доски. Знакомство детей с символами росписи яиц: cолнце, поле, хляби земные, символ бесконечности.

– Хотите узнать, какие яйца назывались яйчатами?

Учитель стучит по столу деревянным яйцом, и дети объясняют сами.

Физминутка для глаз

7. Развитие речи

Моделирование на доске.

– Я расскажу вам историю, которая произошла на самом деле.

Попугайчик

Целый день слонялся Петя по дому, все игрушки ему надоели.
– Сходи, Петя, в магазин – попросила мама. А ещё подсказала, что соседка тётя Маша сломала ногу, ей некому купить хлеба, еле пот комнате передвигается.
Очень обрадовалась тётя Маша, когда Петя принёс целую сумку продуктов, А потом показала на пустую клетку, в которой её друг попугай. Не оком заботиться ей теперь, не с кем дружить.
Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, и ему в голову пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он копил деньги на игрушку.
– Что решил Петя? (Устные ответы.)

Задача. Будем учиться строить и записывать предложение на данный вопрос.

Доска.

Петя купил для тёти Маши попугайчика.

– Кого Петя купил для тёти Маши?
– Какие слова есть в вопросе?
– Какие слова добавим?
– Какое 1 слово, 2, 3, 4, 5, 6?
– Какие правила записи предложения выполним?
– Какие орфограммы?

– Прочитайте про себя, проговорите вслух, самостоятельно запишите (запись закрыта).

Проверка.

Вывод. Как вы оцениваете поступок мальчика? Какими качествами он обладает?

8. Рефлексия

– Сейчас вы сможете оценить свои знания по теме. Возьмите кроссворды и внесите слова отгадки.

Вопросы:

1. Дождевое облако.
2. Загородный дом с участком.
3. То же, что и еда.
4. Пеппи Длинныйчулок.
5. Длинношеее животное.

– Прочитайте слово по вертикали. Просигнальте учителю.

– Вам улыбнулась удача.

9. Домашнее задание

–  Упр.101, 1 – найти слова с сочетаниями, 2 – творческое.

– Урок окончен.