Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

Разделы: Биология


Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.

Информационные технологии – это инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям. Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.

Так, на современном этапе развития образовательного процесса все большую актуальность приобретает использование информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности. Компьютеры и информационные технологии – инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям. Компьютер должен стать неотъемлемой частью образовательного процесса, использование которого позволяет реализовать следующие задачи:

1. Развитие личности обучаемого, предполагающее:

  • конструктивное, алгоритмическое мышление
  • творческое мышление
  • коммуникативные способности
  • умение принимать оптимальные решения
  • навыки исследовательской деятельности
  • информационная культура, умение обрабатывать информацию

2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса, включающая:

  • повышение эффективности и качества обучения
  • активизацию познавательной деятельности с учетом типа личности обучаемого
  • углубление межпредметных связей.

В связи с этим преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Подтверждением вышеизложенного служат практики активного применения компьютерных технологий на уроках биологии в МОУ лицее № 2 г. Саратова.

В своей деятельности я активно использую интерактивные компьютерные технологии, среди которых:

  • электронные энциклопедии, словари и определители;
  • интерактивные репетиторы, тренажёры производства «Кирилла и Мефодия» и «1С: Просвещение»;
  • интерактивные компьютерные лабораторные, экскурсии;
  • набор электронных тестов, кроссвордов;
  • проектная деятельность учащихся на основе современных информационных компьютерных технологий;
  • интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки.

Так, для учащихся 11 классов (с углубленным изучением предмета) мною разработана и применяется творческая игра, по теме: «Клетка, метаболизм, размножение организмов». Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

1. Сформировать и углубить знания об особенностях строения клеток живых организмов, особенностях процессов метаболизма и размножения.
2. Развить навыки индивидуальной и коллективной работы.
3. Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения.
4. Совершенствовать навыки работы с терминами, биологическими понятиями, определениями.

Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диски, карточки, жетоны с очками.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент – 3 мин.

2. Пояснение правил игры – 2 мин.

3. Блиц-турнир – 3 мин

4. 1 раунд. Клетка, метаболизм, размножение – 10 мин.

5. 2 раунд. Вирусы, бактерии, грибы, растения – 10 мин.

6. 3 раунд. Ученые-биологи, определения, законы – 5 мин.

7. 4 раунд. Термины – 5 мин.

8. Подведение итогов урока – 2 мин.

Правила игры

Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра».

1 этап – отбор игроков. Классу предлагается блиц-турнир (20 вопросов, на которые они должны ответить в течение 5 минут). Блиц-турнир может проводиться в виде тестового задания или в виде фронтального опроса. За каждый правильный ответ дети получают очки, 3 учащихся набравших набольшее количество баллов становятся участниками игры. Полную версию блиц-турнира см. Приложение 1.

1 и 2 раунды. На табло появляется таблица, содержащая вопросы и очки.

Рисунок № 1.  Таблица 1 раунда

Рисунок № 1Таблица 1 раунда

Рисунок № 2. Таблица 2 раунда

Рисунок № 2. Таблица 2 раунда

Учащиеся выбирают тему и определенные очки, по гиперссылке открывается вопрос, право ответа имеет ученик первым поднявший руку. В течение игры предлагается вопрос аукцион, вопрос «кот в мешке», подразумевающий передачу права ответа одному из соперников, сюрприз-подсказка, когда игроки могут получить подсказку одноклассника.

Для того, чтоб в течение всей игры были заняты все учащиеся, а не только игроки, каждый последний вопрос раунда предлагается классу, если игроки ошибаются, право ответа так же переходит учащимся не занятым в игре, а игроки теряют баллы.

Рисунок № 3. Вопрос-аукцион

Рисунок № 3. Вопрос-аукцион

Рисунок № 4. Сюрприз-подсказка

Рисунок № 4. Сюрприз-подсказка

Рисунок № 5. Кот в мешке

Рисунок № 5. Кот в мешке

В 3 раунде игрокам предлагается вспомнить определения, биологические законы, поучаствовать в эксперименте. Правила игры сохраняются.

Рисунок № 6. Таблица 3 раунда

Рисунок № 6. Таблица 3 раунда

В заключительном раунде учащимся предлагается работа с терминами. Одновременно с игроками эту работу выполняют все ученики. Детям предлагается исправить ошибки в терминах.

Рисунок № 7. Задание 4 раунда

Рисунок № 7. Задание 4 раунда

По окончании игры подводятся итоги: подсчитываются набранные очки и выставляются оценки. В качестве закрепления материала в конце занятия дается кроссворд на тему: «Бесполое размножение организмов». Полную версию игры см. в Приложении 2.

На своем опыте я убедилась, что информационные компьютерные технологии необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми необходимый опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые знания, навыки, меняется в положительную сторо¬ну климат на уроке, формируется стойкий интерес к предмету, повышается качество обучения учащихся, расширяется их кругозор, способность применять полученные знания в повседневной деятельности.

Литература:

1. Аленичева Е.В., Монастырев В.П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образования в России. – 2001. – №1.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. – М.: Издательство Новь, 1999. – 538с.
3. Городинский И.В., Скибицкий И.Г. Формы организации занятий с использованием учебных компьютерных технологий // Информационные технологии в образовании. Вып.12/Под общей редакцией И. М. Бобко. –Новосибирск, 1995.–91с.– С.12–24.
4. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. Астрахань: Изд-во “ЦНТЭП”, 1999. – 364с.
5. Новое педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С. Полат.–М.: “Академия”, 2000. – 272с.
6. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191с.
7. Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий /ГНУ “Республиканский мультимедиа центр” – М., 2001.