В стратегический план оздоровления детей в ДОУ включен комплекс оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников.
Все мероприятия по оздоровлению детей включены в режимы дня. Но без организации здоровьесберегающей учебной деятельности в ДОУ, сохранение и укрепление психофизического здоровья затруднительно. Стратегический план оздоровления детей дополнен подходами к построению занятий с детьми в здоровьесберегающем образовательном пространстве.
Задачи ДОУ: сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников через оптимизацию режима дня, организацию оптимального двигательного режима, охрану психического здоровья детей, лечебно- профилактическую работу, закаливание ребенка, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
№ п/п | Содержание |
Группа |
Периодичность выполнения |
Ответственность |
Время |
1. |
Оптимизация режима |
||||
|
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима |
все группы |
ежедневно |
воспитатели, психолог, врач |
в течение года |
|
Определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей |
все группы |
|
психолог, врач |
в течение года |
2. |
Организация двигательного режима |
||||
|
Физкультурные занятия |
все группы |
2 раза в неделю |
инструктор по физвоспитанию |
в течение года |
|
Гимнастика после дневного сна (пробудка) |
все группы |
ежедневно |
воспитатели, контроль медработника |
в течение года |
|
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений |
все группы |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
|
Музыкально-ритмические занятия |
все группы |
2 раза в неделю |
воспитатели, музыкальный руководитель |
в течение года |
|
Спортивный досуг, развлечение |
все группы |
1 раз в месяц |
инструктор по физвоспитанию |
в течение года |
|
Гимнастика глаз |
все группы |
Во время занятий на физминутках |
воспитатели, медработник |
в течение года |
|
Пальчиковая гимнастика |
все группы |
2–3 раза в день |
воспитатели, логопед |
в течение года |
|
Занятия плаванием в бассейне |
все группы |
2 раза в неделю для каждой возрастной группы |
инструктор по плаванию, медработник |
в течение года |
|
Оздоровительный бег Пешие походы |
Средняя, старшая, подготовит. |
ежедневно во время прогулок 1 раз в месяц |
воспитатели |
с апреля по ноябрь на улице. с декабря по март в помещение |
|
Фитнес-тренировка: 1. хопп-болл |
|
дополнительное время |
инструктор по физвоспитанию, воспитатели |
в течение года |
3. |
Охрана психического здоровья |
||||
|
Специальные оздоровительные мероприятия психогимнастика, музыкотерапия, смехотерапия, сказкотерапия |
все группы |
ежедневно (в чередовании) |
Воспитатели специалисты |
в течение года |
|
Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы |
все группы |
ежедневно несколько раз в день |
Воспитатели, специалисты |
в течение года |
4. |
Профилактика заболеваемости |
||||
|
Массаж «9 волшебных точек» и «аурика» по методике А.А.Уманской |
все группы |
ежедневно |
Воспитатели, контроль медработника |
с октября по апрель |
|
Дыхательная гимнастика в игровой форме |
все группы |
3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна |
Воспитатели, контроль медработника |
в течение года |
|
Профилактика гриппа интерфероном |
все группы с согласия родителей |
ежедневно через 2 часа после завтрака, 1 месяц |
медработник |
ноябрь – декабрь |
|
Оксалиновая мазь, аскорбиновая кислота, глюконат кальция | все группы |
ежедневно, 2 раза в день перед прогулкой |
медработник, воспитатели |
ноябрь – декабрь, |
5. |
Оздоровление фитонцидами |
||||
|
Чесночно-луковая закуска, чесноч |
все группы |
перед прогулкой, перед обедом |
мл. воспитатели |
с октября по апрель |
|
Ароматизация помещений (чесночные букетики) |
все группы |
в течение дня, ежедневно |
мл. воспитатели, контроль медработника |
|
6. |
Закаливание с учётом состояния здоровья ребёнка |
||||
|
Воздушные ванны (облегчённая одежда, одежда соответствует сезону года) |
все группы |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
|
Прогулки на воздухе |
все группы |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
Хождение босиком по траве |
все группы |
ежедневно |
воспитатели |
июнь – август |
|
Хождение босиком по дорожке здоровья |
все группы |
ежедневно после дневного сна |
воспитатели |
в течение года |
|
Обширное умывание |
все группы |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
|
Контрастное облива-ние ног |
все группы |
после 1 прогулки |
воспитатели, мл. воспитатели |
июнь – август |
|
Игра с водой |
все группы |
на прогулке, на занятии |
воспитатели |
июнь – август |
|
Полоскание зева ки-пячёной охлаждённой водой |
все группы |
после каждого приёма пищи |
воспитатели, мл. воспитатели |
в течение года |
|
7. |
Лечебно-оздоровительная работа |
||||
Лечебное полоскание горла |
|||||
Фурацилином |
ЧБД, дети, состоящие на учёте у лора |
после дневного сна по две недели с 2 недельным перерывом |
медработник, воспитатели |
ноябрь – апрель |
|
Противоспалительными травами (шалфей, эвкалипт, ромашка) |
все группы |
после сна |
мл. воспитатели, медработника |
с октября по апрель |
|
витаминотерапия |
|||||
«Ревит» |
все группы |
по 1 разу в течение 10 дней |
медработник |
декабрь – февраль |
|
Настойка шиповника |
все группы |
по одному разу в день в 10.00 3 раза в неделю |
медработник |
октябрь, ноябрь, январь, март |
|
Витаминизация третьего блюда |
все группы |
ежедневно |
в течение года |
||
физиотерапия |
|||||
Тепловые прогревания лампой «соллюкс» УВЧ – кварц |
ЧБД |
по назначению врача 1раз в день, перед обедом |
медработник |
в течение года |
|
Ингаляция УЗ-аппаратом «Муссон» |
ЧБД |
по назначению врача 1раз в день, перед обедом |
медработник |
в течение года |
|
Природные адаптогены |
|||||
Элеутероккок |
все группы |
ежедневно после завтрака |
медработник |
октябрь – апрель |
|
8. |
Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки |
||||
Корригирующая гимнастика |
старшая, подготовит. |
2 раза в неделю по 30 минут после дневного сна |
медсестра ЛФК |
в течение года |
|
Группа «Дельфинёнок» (коррегирующие занятия в бассейне) |
старшая, подготовит |
1 раз в неделю по расписанию бассейна |
инструктор по плаванию, медработник, воспитатель |
в течение года |
|
Фитотерапия.Кислородный фитококтель. | все группы |
до обеда за 20 минут 1 месяц |
медработник |
3–4 раза в год |
|
«Оздоровительный сон» ароматизация спален травами (душица, пустырник) | все группы |
во время дневного сна |
медработник |
в течение года |
РЕЖИМ ДНЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа «Здоровье» МДОУ №112 г.Ангарск
РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ |
С 1,5 – 2 г. |
С 2 – 3 г. |
1. Прием детей. Индивидуальная работа с детьми. Игры. Оздоровительная работа: осмотр детей, гимнастика, промывание носа, дыхательные упражнения. |
7.00 – 8.00 |
7.00 – 8.10 утренняя гимнастика 8.00 – 8.10 |
2. Подготовка к завтраку. Завтрак. Оздоровительная работа: закаливание носоглотки полосканием травяным или солевым раствором, музыкотерапия, привитие культурно-гигиенических навыков. |
8.00 – 8.45 |
8.10 – 8.45 |
3. Занятия. Игровая деятельность с
подключением обучающих приемов по развитию речи, сенсорики, продуктивной деятельности. Оздоровительная работа: оздоровительные игры, дыхательная гимнастика, фитотерапия. |
8.45 – 9.45 |
8.45 – 10.00 |
4. Сборы на прогулку. Прогулка. Оздоровительная работа: чистка носа, подвижные игры, воздушное закаливание, дыхательные упражнения, полоскание рта чесночным раствором. |
9.45 – 11.00 |
10.00 – 11.20 |
5. Возвращение с прогулки. Игры. Оздоровительная работа: кварцевание, физиолечение |
11.00 – 11.30 |
11.20 – 11.50 |
6. Подготовка к обеду. Обед. Оздоровительная работа: полоскание носоглотки, музыкотерапия, привитие культурно-гигиенических навыков, физиолечение. |
11.30 – 12.10 |
11.50 – 12.30 |
7. Подготовка ко сну. Сон. Оздоровительная работа: чистка носа, музыкотерапия, сон при открытых фрамугах, привитие культурно-гигиенических навыков. |
12.10 – 15.00 |
12.30 – 15.00 |
8. 2-я половина дня Постепенный подъем. Оздоровительная работа: закаливание, водные процедуры, физкультурное занятие, воздушные ванны, коррекция осанки, кварцевание, босохождение |
15.00 – 15.30 |
15.00 – 15.30 |
9. Полдник. | 15.30 – 15.45 |
15.30 – 15.45 |
10. Самостоятельные игры, занятия,
развлечения. Оздоровительная работа: смехотерапия (лечение радостью). |
15.45 – 17.00 |
15.45 – 17.10 |
11. Подготовка к ужину. Ужин. Оздоровительная работа: привитие культурно-гигиенических навыков, полоскание носоглотки кипяченой прохладной водой, музыкотерапия. |
17.00 – 17.30 |
17.10 –17.30 |
12. Подготовка к прогулке. Прогулка. Оздоровительная работа: получение краны, подвижные оздоровительные игры. |
17.30 – 18.30 |
17.30 – 18.30 |
13. Возвращение с прогулки. Игры, уход детей домой. |
18.30 – 19.00 |
18.30 – 19.00 |
РЕЖИМ ДНЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа «Здоровье» МДОУ №112 г.Ангарск
РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ |
3 – 4 г. |
4 – 5 л. |
1. Утренние встречи. Игры. Индивидуальная работа с детьми. Беседы с родителями о здоровье детей. |
7.00 – 8.00 |
7.00 – 8.00 |
2. Оздоровительная работа: осмотр детей, гимнастика, дыхательные упражнения, оздоровительный бег. | 8.00 – 8.10 |
8.10 – 8.20 |
3. Подготовка к завтраку. Завтрак. Оздоровительная работа: полоскание носоглотки прохладной водой, музыкотерапия. Привитие культурно-гигиенических навыков. |
8.10 – 8.40 |
8.20 – 8.50 |
4. Игровой час. Психогимнастика, музыкотерапия, фитотерапия, кислородный коктейль. |
8.40 – 9.30 |
8.50 – 9.30 |
5. Занятия (фронтальные или групповые). Оздоровительная работа: физминутки, самомассаж, дыхательная гимнастика, аромотерапия. |
9.30 – 10.20 |
9.30 – 10.20 |
6. Подготовка к прогулке. Прогулка. Оздоровительная работа: чистка носа, полоскание носоглотки чесночным раствором, физкультурные занятия, оздоровительные игры, дыхательные упражнения. |
10.20 – 11.40 |
10.20 – 11.50 |
7. Подготовка к обеду. Обед. Оздоровительная работа: полоскание носоглотки травяным и соляным растворами, музыкотерапия. Привитие культурно-гигиенических навыков. |
11.40 – 12.20 |
11.50 – 12.30 |
8. Подготовка ко сну. Сон. Оздоровительная работа: гигиеническая работа перед сном (чистка носа, умывание), сон при открытых фрамугах, сказкотерапия, физиолечение. |
12.40 – 15.00 |
12.40 – 15.00 |
9. Постепенный подъем. Пробудка – гимнастика в постели, босохождение, дорожка для профилактики плоскостопия, воздушные ванны. Полдник. |
15.00 – 15.30 |
15.00 – 15.30 |
10. Занятия. Игровая деятельность.
Дополнительные услуги. Оздоровительная работа: смехотерапия (лечение радостью), бассейн, корригирующая гимнастика, аутотренинг, физминутки, физиолечение. |
15.30 – 17.10 |
15.30 – 17.00 |
11. Подготовка к ужину. Ужин. Привитие культурно-гигиенических навыков, полоскание носоглотки прохладной водой. Музыкотерапия. |
17.10 – 17.30 |
17.10 – 17.30 |
12. Подготовка к прогулке. Прогулка. Оздоровительная работа: подвижные оздоровительные игры, полоскание носоглотки чесночным раствором. |
17.30 – 18.30 |
17.30 – 18.30 |
13. Уход детей домой. | 18.30 – 19.00 |
18.30 – 19.00 |
РЕЖИМ ДНЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа «Здоровье» МДОУ №112 г.Ангарск
РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ |
5 – 6 лет |
6 – 7 лет |
1. Прием детей. Утренние встречи. Игры. Индивидуальная работа с детьми. Оздоровительная работа: гимнастика, дыхательные упражнения, оздоровительный бег, самомассаж. |
7.00 – 8.00 8.00 – 8.10 |
7.00 – 8.00 8.10 – 8.20 |
2. Подготовка к завтраку. Завтрак. Оздоровительная работа: полоскание носоглотки прохладной водой, музыкотерапия. Привитие культурно-гигиенических навыков. |
8.10 – 8.35 |
8.20 – 8.45 |
3. Игровой час. Оздоровительная работа: коррегирующая гимнастика, бассейн, фитотерапия, кислородный коктейль, психогимнастика. |
8.35 – 9.30 |
8.45 – 9.30 |
4. Занятия фронтальные (по подгруппам). Оздоровительная работа: физминутки, аромотерапия, оздоровительные игры. |
9.30 – 11.00 |
9.30 – 11.00 |
5. Подготовка к прогулке. Прогулка. Оздоровительная работа: полоскание носоглотки чесночным раствором, оздоровительный бег, физкультурные занятия, оздоровительные игры, получение праны, дыхательные упражнения. |
11.00 – 12.30 |
11.00 – 12.30 |
6. Возвращение с прогулки. Подготовка к
обеду. Обед. Оздоровительная работа: полоскание носоглотки травяным раствором, физиопроцедуры, музыкотерапия. Привитие культурно-гигиенических навыков. |
12.30 – 13.15 |
12.30 – 13.15 |
7. Подготовка ко сну. Сон. Сон при открытых фрамугах, сказкотерапия, музыкотерапия. |
13.15 – 15.00 |
13.15 – 15.00 |
8. Подъем. Полдник. Оздоровительная работа: музыкотерапия, пробудка, гимнастика в постели, щеточный массаж, дыхательная гимнастика, коррекция осанки и плоскостопия, умывание прохладной водой (шея, лицо, руки), босохождение, оздоровительные игры, физиолечение, воздушные ванны. |
15.00 – 15.30 |
15.00 – 15.30 |
9. Занятия, дополнительные услуги,
развлечения, спортивные досуги. Оздоровительная работа: физкультминутки, аутотренинг, смехотерапия, бассейн (по плану), корригирующая гимнастика для детей с нарушениями осанки. |
15.30 – 17.00 |
15.30 – 17.05 |
10. Подготовка к ужину. Ужин. Оздоровительная
работа: музыкотерапия, полоскание носоглотки
прохладной водой. |
17.00 – 17.30 |
17.05 – 17.30 |
11. Подготовка к прогулке. Прогулка. Оздоровительная работа: полоскание носоглотки чесночным раствором, физкультурные занятия, получение праны, подвижные оздоровительные игры, |
17.30 – 19.00 |
17.30 – 19.00 |
При организации занятий рекомендуем учитывать основные принципы здоровьесберегающего пространства:
- Мультисенсорность.
- Двуполушарность (работа на развитие правого и левого полушария)
- Учет стадий процесса познания: чувство – образ – логика – мыслеобразность.
- Свобода выбора способов получения информации, разных способов действий, темпа, восприятия, обработки информации.
- Высокая учебная мотивация
- Развитие поисковой активности, творчества
Использование на занятиях собственно здоровьесберегающих технологий:
- Включение в образовательный процесс методов, предоставляющих для ребенка свободу выбора способа работы с информацией;
- Использование методов, направленных на стимулирование активности ребенка (цвет, музыка, нетрадиционные вопросы)
- Обучение на занятиях способам действий;
- Обеспечение мотивации: внешняя – одобрение, внутренняя – интерес;
- Система отношений »воспитатель – ребенок» не авторитарного типа.
Реализация эколого-гигиенических требований к учебной деятельности:
- Обеспечение смены видов учебной деятельности;
- Комфортность учебного помещения (температура, светорешение, влажность, эстетичность и др.)
- Место в расписании и учет воспитателем биологического времени активности детей для определения нагрузок и видов деятельности.
Включение в образовательный процесс собственнооздоровительных моментов:
- Разные формы организации занятий: фронтальные, по подгруппам (сидя за столами, лежа на коврике, стоя за конторками)
- На столах держалки, чтобы поставить маленький цветок в горшочке, положить ракушку, поделку из бересты – кусочек живой природы – он греет душу ребенка;
- Перед сложным занятием слушать музыку Моцарта (активизирует мыслительные процессы);
- Для самоорганизации использовать тихую музыку, музыкальную игрушку, цветовые эффекты.
- Использовать на занятиях потолочный офтальмотренажер;
- На занятиях по обучению грамоте, математике, логике, развитию речи использовать сенсорные решетки, угловые тренажеры, экологического панно.
- Включение элементов релаксации и физминуток;
- Использование упражнение, игр для снятия напряжения;
- Эмоциональные качели для смены настроения (шутка, забавный случай, музыка, творческие задания и т.д.);
- Разные виды поисковых заданий