Форма урока: урок игра
Цель урока: создание условий для применения знаний учащихся в новой - игровой ситуации.
Задачи урока:
- образовательная: закрепление и совершенствование, проверка знаний в интересной для учащихся форме,
- развивающая: развитие познавательного интереса, самостоятельности в ходе решения нетрадиционных заданий,
- воспитательная: развитие интереса учащихся к физике, умение работать в коллективе, научить рассчитывать свои силы и возможности.
Оборудование: нарисованные, ярко раскрашенные, вырезанные рисунки Скруджа Магдака, Магики, банка, деревянные палочки, деревянная линейка, деревянный брусок, набор грузов, пружина, штатив, начерченные на альбомных листах сетки кроссвордов, динамометр, песочные часы.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
– Ребята! Вам адресовано заказное письмо (читает).
«Уважаемые умы 7…. класса! Уходя в проблемы бизнеса, я окончательно распустил свою сокровищницу. Прошу вас срочно прийти в банк и помочь мне навести там порядок, а также произвести там необходимые измерения и оценить сокровища.
Скрудж Магдак»
– Ребята! Мы завершили изучение сил в природе. Я
надеюсь, что полученные знания помогут вам
выполнить просьбу знаменитой утки- бизнесмена
Скруджа.
На уроке работаем по трем группам (представляет).
Вот он, банк Скруджа! (Показывает). Итак, в
путь! (Играет музыка из соответствующего
мультсериала).
Учитель: Ребята! Замок на двери банка электронный, он закодирован. Для дешифровки кода надо правильно решить кроссворд. (Вручает группам кроссворд) – 6 баллов.
По горизонтали:
- Прибор для измерения сил.
- Сила, действие которой испытывает горизонтальная опора или вертикальный подвес.
- Изменение формы или объема тела.
- Название итальянского города, где находится знаменитая наклонная башня.
По вертикали:
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
- Причина изменения скорости тела.
Учитель: Ребята! Вы правильно разгадали явление, очень важное в жизни человека – инерция. (Слово обводит цветным мелом).
Учитель: Ребята! Злая черная утка – колдунья Магика (показывает) вновь напустила свои чары – зашифровала замок. Чтобы замок открылся вам нужно назвать фамилию ученого из 6 букв, открывшего притяжение всех тел Вселенной. (Ньютон) – 2 балла.
Учитель: Теперь мы попали в банк, переходим непосредственно к выполнению поручений Скруджа. К доске приглашаю по одному представителю из каждой группы для выполнения расчетных заданий (задания на карточках) – 5 баллов
Карточка №1.
Один из золотых слитков Скруджа имеет массу 0,5 кг. Рассчитайте и покажите на чертеже силу тяжести, действующую на этот слиток, а также вес слитка и силу упругости дна футляра, в котором он хранится.
Карточка №2.
На необитаемом острове Скрудж выкопал клад – 2000 золотых. Вилли, Билли, Дилли и Поночка все добро перенесли в сундук. Если масса каждой монеты 5 грамм, то с какой силой весь клад будет действовать на дно сундука? Действует ли сундук на клад? Оформите, рассчитайте силы, покажите их на чертеже.
Карточка №3.
По разработанному плану ограбления банка, три брата и их мамаша Гаффс перекинули трос через купол банка. Сколько коробок золота массой по 10 кг может привязать к одному концу троса мамаша Гаффс, весом 200 Н, если три брата весом 150 Н, 250 Н и 300 Н соответственно вместе тянут за другой конец троса вниз?
Учитель: Пока расчетчики выполняют задание, за первые парты приглашаются по одному экспериментатору из каждой группы для выполнения практических заданий. (Задания на карточках) – 5 баллов
Карточка №1.
Сундук с сокровищами невозможно передвинуть, а
его надо поставить на свое место. Придумайте,
объясните, продемонстрируйте способ
передвижения тяжелого сундука.
(Оборудование: стеклянная посуда,
заполненная песком в форме параллелепипеда,
деревянные палочки длиной 20 см, кусок веревки).
Карточка №2.
Измерить силу трения покоя и скольжения бруска
драгоценного металла по деревянной линейке.
(Оборудование: деревянная линейка и брусок,
динамометр).
Карточка №3.
Определить силу упругости пружины,
используемой в пружинных весах для взвешивания
куска серебра массой 2000 грамм. Объяснить
результат.
(Оборудование: штатив с держателем, пружина,
набор грузов по 100 грамм.)
Учитель: Ребята! Пока расчетчики и экспериментаторы выполняют задания, ответим на вопросы Скруджа – 1 балл.
- Скрудж любит купаться в своих деньгах и с парапета ныряет в свое богатство. Действие каких сил при этом он испытывает?
- Вили, Билли, Дилли и Поночка каждый день тренируются на батуте. Действие каких сил испытывает при этом батут?
- Согласно заклинанию, Скруджу в бизнесе приносит удачу слово «сила».
– Назовите пословицы и поговорки, в которых присутствует слово «сила».
- Сила есть – ума не надо.
- Через силу и конь не скачет.
- Без уменья и сила не причем.
- Палец слаб, а кулак силен.
- Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей и т.д.
Учитель: Расчетчики и экспериментаторы пусть нас познакомят со своими заданиями и с тем, как они их выполнили. (Учащиеся по-очереди знакомят с заданиями и с результатами.)
Учитель: Ребята! Ваши знания помогли справиться со всеми заданиями Скруджа. (Итоги: группы получают баллы.) А в завершение урока – проверка знаний по изученному материалу. На листочках в два варианта пишем физический диктант. (По очереди диктует.)
Вариант 1
- Что такое взаимодействие?
- Что называется силой?
- Какая сила называется равнодействующей?
- Какая сила называется силой тяжести?
- Какая сила называется силой трения?
- Что такое деформация тела?
Вариант 2
- Какое явление называется инерцией?
- Какова единица измерения силы?
- Назовите все характеристики силы.
- Какая сила называется силой упругости?
- Как называется прибор для измерения сил?
- Что называется всемирным тяготением?
Сбор работ.
Итоги урока
Учитель: Результаты диктанта будут известны к следующему уроку. Всех благодарю за хорошую работу.