Урок черчения в 9-м классе "Построение видов"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • выработка практических навыков по построению видов;
  • закрепление знаний по темам «Проецирование», «Виды»;
  • развитие познавательного интереса к предмету, статических и динамических пространственных представлений;
  • формирование творческого потенциала личности.

Оборудование урока: кроссворды, плакаты, фотографии, карточки-задания, кассеты
с записью классической музыки, магнитофон, рисунки, чертежи.

На урок учащиеся приходят с подготовленной дома информацией об интересных фактах из истории развития науки черчения.
Перед началом урока дети рассаживаются учителем по партам согласно схеме:

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку)

2. Дидактическая игра

Учитель: «Чтобы понять настоящее, изучайте прошлое». Эти слова принадлежат историку Полибею. Сегодня мы начнём путешествовать по странам, в которых зарождалась наука черчение. У нас есть три экипажа (экипажи сидят за столами № 1, 2, 3)
Путь наш по странам будут прокладывать штурмана (стол № 4), которые определят, в какую страну мы поедем в первую очередь. В путешествии, для настройки машин и контроля за работой механизмов нам нужны инженеры (стол № 6). Для отслеживания хода игры, разрешения спорных вопросов в путешествие с нами отправится группа экспертов (стол № 5), которая будет оценивать выполнение каждого задания, подводить итоги работы и выберет лучший экипаж в конце игры. . Кроме того, эксперты имеют право по своему усмотрению выдать жетон лучшим, с их точки зрения, игрокам любого экипажа.
Каждую группу возглавляет капитан. После выполнения каждого задания он сдаёт выполненную своим экипажем работу экспертам для проведения экспертизы. Капитан анализирует участие членов экипажа в выполнении заданий и выдаёт жетоны тем учащимся , кто лучше и активнее принимал участие в выполнении задания.
По итогам урока будут выставлены оценки в зависимости от количества полученных за работу на уроке жетонов.
Конфуций сказал: «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно». Это и будет эпиграфом к нашему уроку. Штурмана сейчас определят в какую страну мы с вами поедем в первую очередь, а мы проверим как мы готовы к путешествию.

Задание штурманам: построить 3 вида детали и прочитать название страны.

Задание для экипажей, инженеров:

  1. На дворе, у дома, лежали бочки и ящики. Пошёл дождь. После дождя хозяин решил убрать их в сарай. После бочек и ящиков на земле остались следы. Сколько было бочек и сколько ящиков?

  1. Ученик по ошибке порвал чертёж, на котором изображены три проекции модели. Попробуйте восстановить взаимное расположение проекций [1 ].

Итак, в какую страну мы едем? Слово штурманам. (Штурманы демонстрируют полученный чертёж и называют ответ)

ЕГИПЕТ. Учащиеся, у которых есть информация о Египте, как стране, где зарождалась наука черчение, зачитывают краткую информацию. Учитель показывает презентацию с видами этой страны или вывешивает на доске фотографии, репродукции.

Задание для экипажей, инженеров: Из предложенных видов трёх изделий выбрать главный вид, вид слева, вид сверху. [2 стр.23].

Задание штурманам: разгадать кроссворд и прочитать название страны, в которую мы едем.

1. С чего всегда необходимо начинать построение чертежа детали? (Аанализ)
2. Обозначение на чертеже горизонтальной плоскости проекций. (н)
3. Название вида на чертеже, содержащего наибольшую информацию о предмете. (Главный)
4. Простейший чертёжный инструмент. (Линейка)
5. Инструмент для измерения. (Измеритель)
6. Родина оригами – искусства создания форм из бумаги. (Япония)

АНГЛИЯ. Информация об Англии. Показывается презентация с видами этой страны или вывешиваются на доске фотографии, репродукции.

Задание для экипажей , инженеров: Дано пять моделей и четыре проекции. Определить, какая модель не представлена чертежом. [2 стр.13].

Задание штурманам: Определить какому рисунку, обозначенному цифрой , соответствует чертёж, обозначенный буквой.

Учитель: Чтобы наше путешествие проходило более комфортно, сейчас я включу кассету с записью классической музыки. Если среди штурманов есть знатоки музыки, то, зная, где жил тот или иной композитор, можно будет угадать страны, по которым мы будем путешествовать. Звучит музыка Людвика ван Бетховена. На доске – его портрет и дата рождения (1770–1875 гг.)

ГЕРМАНИЯ. Информация о Германии. Показывается презентация с видами этой страны или вывешиваются на доске фотографии, репродукции.

Задание для всех: Даны проекции четырёх вазочек, каждая из которых представляет тело вращения. Необходимо убрать лишние линии на проекции, учитывая взаимное расположение вазочек. [1].

Звучит музыка Жоржа Бизе. На доске – его портрет и дата рождения (1838–1827 гг.)

Задание для всех. Кроссворд.

1. Название одной из плоскостей проекций. (Фронтальная)
2. Число, характеризующее величину отрезка прямой или угла. (Размер)
3. Мысленное расчленение предмета детали на составляющие его геометрические тела. (Анализ)
4. Инструмент в виде циркуля с отогнутыми наружу кончиками ножек для измерения внутренних размеров детали. (Нутрометр)
5. Простое геометрическое тело, полученное при вращении прямоугольника вокруг своей стороны как оси (Цилиндр)
6.Сведения, передаваемые людьми устным, графическим или другим способом. (Информация)
7. … графики составляет мощный пласт современной культуры, пришедшей в неё из глубины древности. (Язык)

ФРАНЦИЯ. Информация о Франции. Показывается презентация с видами этой страны или вывешиваются на доске фотографии, репродукции.

Учитель: Ой, я слышу какие-то непонятные шумы. В работе наших машин появились сбои. Инженеры должны устранить неполадки в работе механизмов.

Задание для инженеров: Найти недостающие линии на чертеже и нанести на чертёж точки, обозначенные на наглядном изображении детали.

Задание для всех: построить чертеж в необходимом количестве видов

Учитель: А в каких ещё странах брало своё начало черчение как наука, кто нашёл что-то интересное из истории его развития?

Заслушиваются небольшие сообщения учащихся. Звучит музыка П.И.Чайковского. На доске – его портрет и дата рождения (1840–1893 гг.)

«Часто, уносясь мечтами вдаль, не замечаешь, что масса своеобразного и любопытного находится, как говорится, прямо под боком, в двух шагах от тебя» А.М.Лаптев.

А теперь мы возвращаемся обратно, в РОССИЮ. Информация о России. Показывается презентация с видами этой страны или вывешиваются на доске фотографии, репродукции.

Задание для всех:

1. Выполнение чертежа детали по описанию. Деталь (втулка) состоит из цилиндра, основание которого поставлено на куб. Вдоль оси детали просверлено сквозное цилиндрическое отверстие диаметром 10 мм. Размеры цилиндра: основание диаметром 35 мм, высота 70 мм, сторона куба 20 мм.
2. Представьте куб и мысленно покрасьте его переднюю грань в красный цвет, левую в оранжевый, заднюю – в жёлтый, правую – в зелёный, верхнюю – в розовый, нижнюю – в синий. Мысленно поставьте куб на зелёную грань. Запишите название той грани, которая окажется спереди.

Учитель: Итак, мы с вами совершили путешествие в историю науки «Черчение».
К.Н.Боуви говорил: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления». Надеюсь, сегодня на уроке этого не произошло ни с кем.

3. Подведение итогов урока

Слово предоставляется экспертам. Они анализируют работу групп и выставляют отметки с учётом полученных жетонов. Учитель подводит итог работы на уроке и оценивает работу экспертов, общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции.

4. Домашнее задание

Повторить параграфы 18,19. Подготовить презентацию по итогам путешествия.

Литература, используемая на уроке:

  1. Л.М.Эйдельс «Занимательные проекции», М., «Просвещение», 1982 г.
  2. А.А.Павлова, Е.И. Корзинова «Графика и черчение» (рабочая тетрадь № 2). М., «Владос», 2000 г.

Приложение 1 Презентация, которую можно использовать на уроке