Сценарий детского утренника "Земля на зернышке стоит"

Разделы: Работа с дошкольниками


На центральной стене музыкального зала  голубое панно – цветная аппликация, отражающая каравай, колосья пшеницы, солнце, полевые цветы. На полу стоят вазы – снопы, между ними машинки, наполненные мешочками с  «зерном». Под музыку
дети входят в зал  и  садятся на заранее  приготовленные места.

Ведущий. Дорогие ребята! Мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о  том, что всегда заботило и радовало человека,  чему он отдавал свой труд и талант. О том, что для каждого  из нас обычно, как солнечный свет или дыхание. И так же необходимо. О том, без чего  не представишь  ни степные дали, ни рассветного утра, ни родного дома, –              о хлебе.

Дети подготовительной группы исполняют  песню «Хлебный колосок» (слова В.Орлова, муз. С.Бодренкова).

1  ребенок.

У народа есть слова:
«Хлеб – всему голова»
Славится он первым на земле,
Становится он первым на столе.

(А. Баянов)

2 ребенок.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб.

(Я.Тубин)

3 ребенок.

Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори
Их за хлеб благодари.

(Ю.Яковлев)

Все дети становятся в круг. Проводится хоровод «Хлеборобы»

Ведущий. Как вы думаете, почему все так ладится в вашей жизни? Почему, радуясь сегодняшнему дню, вы верите: завтрашний день будет лучше. Потому что летней порой хлебопашец чуть свет вышел в поле посмотреть, как наливаются колосья, тянутся к солнцу. Потому что осенью катят по степным дорогам машины с зерном. Для каждого из нас  это также обычно, как солнечный свет  или дыхание. И так же необходимо. Есть хлеб – светло в доме, нет – беда, несчастье. Как же надо беречь хлеб – каждый ломоть, каждую корочку, крошку!  Кажется, что она стоит?! Попробуй, оцени солнечный свет, красоту земли, тепло родного дома.
Истинная ценность хлеба не исчисляется рублями. Что бы ты ни задумал, о чем бы ни мечтал – мера всему хлеб. В нем основа нашего благополучия, он – залог всех наших радостей и надежд. Как говорили в старину: «Земля на зернышке стоит»

Дети старшей группы исполняют танец колосков.

Ведущий. На Руси был обычай – сгрести  в ладонь хлебные крошки со стола и съесть.
Когда старые люди учат этому обычаю, молодые улыбаются: « Крошку хлеба к обеду желудок просто не заметит». Верно, не заметит. Человек не воробей. Да не в том дело. Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу свое почтение. Пренебрежение к нему – когда большие и маленькие куски кидаем в  мусорное ведро. Народный обычай подобен крепкой веревочке, он свит из многих волокон. Вот и обычай  собирать крошки рожден не только уважением к хлебу, но и  тщательным сбережением его. Он, хлебушек, никогда так  вольно, как теперь, не лежал на столе. Ежедневная сытость не должна отводить наши глаза от неурожаев.

С детьми проводятся игры:

1) «Кто быстрей найдет свой калачик»
2) «Кто быстрей отвезет зерно на элеватор»

После игр раздается стук в дверь, в зал входит Осень с караваем на полотенце, здоровается и говорит:

Осень.

Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом,
На каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу  стали зерна
Хлебом тем, что на  столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Ведущий. Дети! А теперь проведем маленькую викторину о том, что вы знаете о хлебе, о труде хлеборобов, а Осень вас послушает.

1. Что нужно, чтобы урожай зерна был хороший?
2. Что мешает хорошему урожаю зерновых?
3. Когда начинают закладывать урожай зерна?
4. Назовите профессии людей, которые выращивают хлеб на полях, пекут хлеб.
5. Отгадайте загадки:

Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуг волочит.  (Трактор)

Стоит Андрюха, набито брюхо. (Амбар с зерном)

На току, на току,
Толстый дядя на боку. (Мешок с пшеницей)

Весь мир кормит, сама не ест. (Мельница)

Тысяча братьев одним поясом подвязаны. (Сноп)

На железном на мосту
Распухаю и расту. (Оладьи)

Ведущий вместе с Осенью  оценивает ответы детей.  Далее Осень  угощает всех присутствующих караваем.

Ведущий.

Слава хлебу на столе!
Слава миру на земле!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас.
До свиданья!
В добрый час!

Дети  под мелодию песни «Золотое зернышко» (муз. Ю.Чичкова,  сл. П.Синявского) уходят из зала.

Литература:

1. Владимиров А. Земля на зернышке стоит М., «Детская литература», 1984 г.
2. «Играем и танцуем», М., «Советский композитор»,1992 г.
3. Митяев А. Ржаной хлебушко – калачу дедушка, Издательство «Детская литература»
4. «О чем звенит колокольчик» М., «Советский композитор», 1992 г.