Цели и задачи:
- Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия.
- Сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.
- Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию.
- Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой.
- Продолжить формировать умение ребят работать в группах.
Необходимые ресурсы, материалы:
1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.
2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран, магнитофон.
3. Материалы: мультимедийные презентации учителя и учеников.
Структура урока:
Этапы |
Формы и методы |
Время |
Подготовительный. | Подготовка учащимися сообщений и мултимедийных презентаций по теме: «Мировые религии». | Дополнительно дома. |
Введение. | Постановка целей и задач урока. Вводное слово учителя. |
1–2 мин. 3 мин. |
Основная часть: 1 этап. Повторение изученного материала |
Работа учащихся по вопросам с показом слайдов. | 5 мин. |
2 этап. Изучение материалов урока. | Выступление учащихся с выбранными сообщениями с показом презентаций. Работа класса над заполнением таблицы. | 15 мин. |
3 этап. Групповая работа с документами. | Работа с документами в группах сопровождаемая ответами на поставленные вопросы. | 7–10 мин. |
4 этап. Обобщение и закрепление. | Ответы на обобщающие вопросы. | 3 мин. |
Заключение. | Подведение итогов. Выводы. | 2 мин. |
Вопросы урока:
1. Что такое религия?
2. Какую роль и функции она выполняет?
3. Какие виды религий известны человечеству?
4. Что такое МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ?
5. Какие права и свободы, в области религиозных
мировоззрений гарантированы гражданам
демократических государств?
Основные понятия: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, свобода совести.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, Библия, Коран, иконы, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.
ХОД УРОКА
I. Введение
1. Учитель поясняет цели, задачи урока, ставит основные вопросы урока.
Слайды №1, 2 Презентации.
2. Вводное слово учителя.
РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня,
предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а
также соответствующее поведение и специфические
действия (культ), основана на вере в
существование бога или богов,
сверхъестественного. Исторические формы
развития религии: племенные,
национально-государственные (этнические),
мировые (буддизм, христианство, ислам).
Происхождение этого слова связывают с латинским
глаголом «относиться с уважением», а по другой
версии «связывать» (небо и землю, божество и
человека… Рассказ о роли религии.
Слайды № 3, 4.
II. Основная часть
1. Этап. Повторение изученного.
Вопросы для учащихся сопровождаются картинками на слайдах.
- Какие основные функции имеет религия?
- На какие виды подразделяются религии?
- Глядя на слайды определите о каких религиях идёт речь?
Слайды № 5. 6, 7.
Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)
Слайды № 8, 9.
(от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)
Слайд № 10, 11.
(от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. ( АНИМИЗМ)
- Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?
- Что вам известно о религиях в современном мире?
2 этап. Изучение материалов урока.
Слово предоставляется группам экспертов
учащихся, подготовивших сообщения о мировых
религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую
презентацию.
См. варианты презентаций учащихся Буддизм,
Христианство, Ислам.
По ходу сообщений класс заносит необходимую
информацию в информационную таблицу, которая
остаётся у учеников и вклеивается в рабочую
тетрадь.
(см. Приложение 1, таблица
1, распечатывается заранее и раздаётся уч-ся).
3 этап. Работа с документами
Класс делится на группы для изучения
отрывков из источников мировых религий: Корана,
Библии, наставлений Будды.
(См. Приложение 2, Приложение 3, Приложение
4.) Далее предлагается обобщить только что
полученнуюинформацию по вопросам, предложенным
к документам.
Изучение документов проходит под духовную
музыку русских композиторов.
Пояснения к отрывку из Библии:
Слово – ЛОГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом : логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме — эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.
4 этап: Закрепление и обобщение:
После изучения документов класс отвечает на вопросы:
1. Почему данные религии названы мировыми?
2. К какому виду и типу можно отнести каждую из
мировых религий?
3. Какие общие черты можно выделить у
рассмотренных религий?
4. Каковы между ними различия?
5. Что такое « свобода совести», что она означает
для граждан демократических государств?
III. Заключение
Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу повопросам:
– Что нового о религии Вы сегодня узнали на
уроке?
– Какие выводы о роли религии в жизни человека
можно сделать?
Домашнее задание: параграф 20, вопросы и задания.
Приложения:
1. Таблица №1(заполняется учащимися в ходе
изучения материала).
2. Евангелие от Иоанна. Евангелие от Матфея
(отрывки).
3. Коран (отрывки).
4.«Дхаммапада» (Ранний буддистский источник) –
Vв.до н.э (отрывок).
5. Дополнительные материалы для учащихся (Приложение 5)
Список использованной литературы:
1. Энциклопедия для детей. Том
6.Религии мира. Часть 1–2. М. «Аванта +»,1996 г.
2. Большая энциклопедия Кирилла и
Мефодия. www.KM.ru
3. А. Мень. История религии
4. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.
Обществознание. 9 класс. М., 2004 г.
Адреса в Интернет:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. www.KM.ru
- www.glossary.ru
- www.religion.h16.ru
- www.cale.ru
- ru.wikipedia.org.
- shool.iot.ru