Утренник-викторина по теме "Охранять природу — значит охранять Родину!"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Воспитание любви к природе, бережливого отношения к ней.
  • Воспитание гражданина России.

Оборудование: плакат на сцене. В центре Солнце, рядом с которым слова М Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину!» Плакаты на стенах «Береги природу». Рисунки учащихся по теме: «Люби и охраняй природу».

Исполнение песни «С чего начинается Родина».

Ведущая: Дорогие друзья! Константин Паустовский, замечательный наш писатель,
сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, нельзя жить без сердца».

1 чтец:

Возле речки в тумане чуть звенят тополя.
Может ими и манит человека земля?
Иль березкой кудрявой, нескупой на слова?
Или явором? Явор - всем лесам голова!
Иль плясуньей - калиной, что сережкой трясет?
Или первой травинкой, пробивающей лед?
Что ж. Земля привлекает иль этим иль тем,
В суть вопроса вникая, я так думаю - всем!

2 чтец:

И рябины кустами, и лужком заливным.
И грибными дождями, и дождем не грибным
Первой звонкой капелью и росой на устах,
Соловьиною трелью в соловьиных кустах.
И родными местами, где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами - чуть о них не забыл!
Манят волею реки и раздольем поля.         
Не обманет вовеки человека Земля!

Ведущая: Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Послушайте о чем пишет поэт Сергей Викулов.

3 чтец:

Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,
О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна
По имени – Природа!

4 чтец:

У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.

5 чтец:

Три колдуна у природы есть:
Вода, земля и воздух - три ее
Какая бы не тянула беда –
Все возродится снова.

6 чтец:

Но если... Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,
Что это «если» значит? О человек!
Природа – мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет.
Ни рослых трав, ни голубых озер...
Цени ее доверие. Природы!
Не обмани его! И в темный лес входи как в храм,
Под мраморные своды.

7 чтец:

Есть просто храм
Есть храм науки
А есть еще природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Ведущая: Не все из нас, к большому сожаленью, по-настоящему любят и берегут природные сокровища - леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей.

8 чтец:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты.
Оставляет нам каждое лето
Откровенье цветов луговых.
Нам понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их.
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало бездумное «стой».
Нам казалось все: все мало, все мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.

9 чтец:

Послушайте! Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая... но мы любили, дети,
Ее – она ведь первою была для нас и значит,
Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам.
И ржавь, и слизь зеленая, и хвощ болотный вылез
Как будто люди целью задались убить ее и своего добились.

10 чтец: Поэт Глеб Горбовский назвал свое стихотворение «Мертвый лес».

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел...
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила, безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила, что ни лиственница - крест!
Я уходил из этой жути с большой тревогой, за людей...
Не люди лес сожгли, не люди! Не человек... злодей, злодей!

Ведущая: Ведь лесу человек обязан многим! Чем же дорог нам лес? Лес – наше богатство! Лес – воздух для легких. Лес – влага и тень. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – наш друг, он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, грибы... Лес – зеленый наряд нашей планеты.

Входит Лесная Фея.

Лесная Фея: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я – Лесная Фея. Я пришла к  вам рассказать о том, что наши братья меньшие нуждаются в защите и охране. Беречь и сохранять нужно и животных, и растения, и реки, и озера, и моря. Все, что создала природа, нуждается в нашей с вами защите. Но я пришла не одна, со мной – мои лесные друзья.

Ромашка:

Много трав полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма:

Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок,
(протягивает ядовитые цветы)

Ромашка:

Ох, эта ведьма!
То корешок ядовитый
Подсунет, то траву
Несъедобную. Так и норовит
Сделать гадость.

Травяная ведьма:

Я одумалась, ребята!
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем
Дома их поставим в воду.

Ромашка:

Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем!
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.

Лесник: Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что?

– Одна сова за один год уничтожила 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь съедает в год 1 килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год одну тонну хлеба!
– У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появятся много насекомых вредителей, она расправляется с ними за несколько дней.
– Летучие мыши уничтожают вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час может поймать и съесть 100-170 комаров. Птицы – лесные доктора.

Исполнение песни «Это называется природы» (Сл. М. Пляцковского, музыка Ю.Чичкова)

Лесная Фея: А теперь послушайте небольшую историю. Жил-был маленький шмель, радовался солнышку, теплу, а больше всего любил цветы. Но, однажды, когда шмель отдыхал на своем любимом цветке, на поляну прибежали ребятишки, которые стали кричать, бегать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был сорван. Полетел шмель искать свой цветок и нашел его в букете в одном дворе. Цветок был непохож сам на себя. Он склонил свою желтую головку, не было прежнего запаха. Цветок просто умирал. И шмель решил обратиться к людям, предупредить, что все цветы могут исчезнуть, если люди не будут беречь природу. Вот этот шмель и прилетел сегодня к вам.

Шмель: Здравствуйте, ребята. Все знают и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо. Правила вежливости нужны для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним, приходишь. Отправляясь на прогулку в поле, лес, на луг, помните, что ты - гость. Ты в гостях у природы. Здесь нельзя вести себя, как взбредет. Здесь надо соблюдать правила поведения на природе.

Дети исполняют песню «Не дразните собак».

Ромашка: Шмель, а может быть ты прочитаешь эти правила.

Шмель: С удовольствием.

Правило первое.

Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте, не убивайте зверей, которые вам встретятся. Помните: они здесь хозяева, а вы - гости. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

Правило второе.

Не старайтесь спасать птенцов. Иногда вам кажется: птичка в беде. Вот она убегает от вас. Летать не умеет, зато спрятаться умеет, чтобы не нашел ее хищник. А родители обязательно найдут своего птенца.

Правило третье.

Не оставляйте после себя мусор на лужайке или у речки. Не оставляйте непогашенных костров. Все это грозит большой бедой для природы.

Фея: Помните, ребята! Мы очень верим в то, что вы – наши друзья.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Травяная ведьма: Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить это.

Лесник: Больших проблем нам пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить деревья, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, полянку.

Ромашка: Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдет даром, вы станете настоящими защитниками природы. Нор звериных, птичьего гнезда. Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом.

Исполнение песни «Наш край» (муз. Д.Кабалевского, ел. А.Пришельца)

Ведущая: Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Все вместе: Нас много, ребята!

.Дети:

Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведем.

Ведущая: И все это сделаем от чистого сердца во имя нашей Родины.

Викторина

I. Отгадайте загадки.

  • У матери тысяча сыновей, каждому она мисочку дала, а себе не взяла. (Дуб, желуди)
  • Летел пан, на воду попал, не плывет, не тонет. (Лист)
  • Не жар, не огонь, а возьмешь в руки – опалит. (Крапива)
  • Платье потерялось, а пуговки остались. (Ягоды рябины зимой)
  • Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел. (Одуванчик)
  • Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)
  • Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
  • Посреди двора золотая голова. (Подсолнух)
  • Много рук, а нога одна. (Дерево)
  • Тысяча братьев одним поясом опоясаны. (Снопы)

II. Веселый рыболов.

  • Какая рыба носит имя человека? (Налим)
  • Какой город носит имя рыбы? (Судак)
  • Когда не клюет лещ? (Когда цветет рожь)
  • Когда лучшее время ловли раков? (Летние месяцы)
  • Когда рыба лучше всего ловится? (Перед нерестом и несколько дней после него)
  • Где бывает хороший клёв? (В устьях рек и речушек)

III. В мир прекрасного:

  • Где ухо у кузнечика? (На ноге)
  • Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)
  • Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук)
  • Какие грибы появляются первые после зимы? (Сморчки)
  • Назовите самого прожорливого хищника? (Стрекоза, так как она съедает в несколько раз больше пищи, чем весит сама)
  • Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость)
  • Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
  • Какие птицы выводят своих птенцов в феврале? (Клесты)
  • Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке, песке? (Чайки, кулики, живущие на песчаных берегах)
  • На какую охоту не требуется специального разрешения и разрешается- эта охота в любое время года? (Фотоохота)
  • Глаза какого животного смотрят в разные стороны? (Хамелеон)
  • Умеют ли слоны плавать? (Да, и даже под водой)
  • Какая птица кричит как кошка? (Иволга)
  • Какая птица выше всех летает? (Орел)
  • По каким растениям можно в походе определить время? (По цветам цветочные часы)