Оборудование:
- плакаты: «Луг», «Луг, засоренный бытовыми отходами»;
- фигурка старика-луговика;
- макет паровозика из Ромашково;
- набор открыток «Луговые цветы», «Бабочки»;
- конверты с кусочками бабочек из бумаги
ТСО: магнитофон, кассета «Голоса птиц», «Голубой вагон», «Чебурашка».
Цель урока:
- Дать представление о луге, научить детей различать луг.
- Познакомить детей с видами бабочек, с луговыми цветами.
- Воспитывать любовь к природе; бережное отношение к ней, культуру поведения в лесу
Девиз урока: «Человек! Береги природу – твою мать, твою Родину»
ХОД УРОКА
Учитель: (проверяет осанку у детей) Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в природу, а точнее на ... А вот куда? Сейчас вы мне дадите ответ, послушав фрагмент моей кассеты.
(Звучит фрагмент кассеты «Голоса птиц»)
Учитель: Итак, ребята, ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, куда мы с вами отправимся сейчас?
Дети: На луг!
Учитель: Я думаю, вы правы, ребята, но
все же стоит проверить так ли это. Откройте свои
карты (учебники) и посмотрите, правильно ли мы
выбрали маршрут. Все путешественники,
отправляясь в путешествие берут с собой карты и
бортовые журналы, чтобы знать правильно ли
они следуют по заданному маршруту и чтобы в
бортовых журналах делать заметки, записи, свои
наблюдения о путешествии. Ребята! Посмотрите на
верхний рисунок. Ответьте, что же вы видите?
Дети: Мы видим прекрасный, цветущий луг.
Учитель: А как вы догадались, дети, что это луг?
Дети: Здесь много травы, цветов, бабочек, а деревьев нет. На лугу весело играют дети.
Учитель: Все правильно. Просто замечательно. Тогда едем. Но прежде давайте вспомним правила поведения на природе. Ведь природа – это наш дом, наша Родина, а Родину надо любить беречь и охранять. Итак, дети чего нельзя делать, находясь на природе.
Дети:
- Нельзя шуметь и включать музыку на природе, так как шумом можно распугать всех обитателей – насекомых, животных, птиц.
- Нельзя рвать цветы, топтать цветы, траву; уничтожать насекомых, ловить бабочек, птиц, насекомых, животных.
- Нельзя брать из дикой природы ни яиц птиц, ни детенышей животных так, как в дальнейшем они все равно погибнут в неволе.
- Нельзя разводить костры так, как на месте кострищ очень долго, а точнее много лет не вырастет трава. И если все же вы разводили костер то, уходя, надо его затушить песком, или водой.
- Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг, лесная полянка превратятся в свалку.
Учитель: Молодцы ребята! Правила поведения на природе мы с вами повторили и поэтому можем отправляться в путешествие. А путешествовать мы будем на сказочном паровозике из Ромашково, который двигается за счет экологически чистого топлива – воды, то есть этот паровозик абсолютно ничего вредного не выбрасывает в окружающую среду. Значит, он не приносит вреда природе. Итак отправляемся.
Звучит мелодия «Голубой вагон». Дети, двигая руками, изображают паровозик и произносят:
Паровоз кричит: «Ду-ду»
Я иду, иду, иду
А колеса говорят:
«Так так так так так так так!»
Учитель: Приехали, ребята! Дальше мы будем путешествовать пешком – по лугу на паровозике не проедешь. Посмотрите, нас встречает старичок-луговичок, а в руках у него волшебный цветок. Каждый лепесток этого цветка – задание, которое нам надо выполнить. Давайте поспешим к нашему цветущему лугу. Ой, ребята! Что же это?
Взору ребят предстает картина луга, захломленного бытовым мусором – банками, бутылками, пакетами.
– Кто же это сделал?
Дети: Это какая-то свалка и сделали это люди, которые отдыхали на этом лугу.
Учитель: Что же нам делать, ребята? Я поняла надо поскорей оторвать 1 лепесток и мы узнаем, что нам делать.
Учитель читает задание, написанное на 1 лепестке.
– Ребята! Посмотрите, во что превратили злые люди луг. Он умирает, но его еще можно спасти. Помогите ему. Срочно уберите весь бытовой мусор и луг будет спасен.
1-й ученик: Я уберу стеклянные бутылки, банки, а то животные и люди могут пораниться об осколки. А стекло на солнце превращается в увеличительное стекло, которое способно поджечь сухую траву и бумагу, а от этого возникает пожар.
2-й ученик: А я уберу пластиковые пакеты, банки, бутылки и унесу домой, а дома выброшу на мусорку потому, что пластик не гниет в земле и не разлагается, и не стоит его закапывать, а вреда животным и насекомым приносит много. Сквозь пластик не может пробиться растение, мелкие животные и насекомые, заползая в бутылку или банку обратно выползти не могут, задыхаясь, они погибают.
Учитель: Молодцы, ребята! Мусор-то мы убрали, луг расчистили. Но что-то он красивым и цветущим не становится. Чего-то здесь не хватает, ребята?
Дети: Цветов здесь не хватает.
Учитель: Давайте побыстрее оторвем 2 лепесток и узнаем, что нам надо делать. (Учитель читает задание 2 лепестка).
– Ребята! Вам надо посадить цветы. Но сделать это не просто. Каждый ученик для того, чтобы посадить цветы должен загадать загадку о своем цветке. Дети поскорей загадайте нам свои загадки и посадите цветы.
1-й ученик:
Посреди двора
Золотая голова
(Подсолнух)
2-й ученик:
Голова на ножке
В голове горошки(Мак)
3-й ученик:
То фиолетовый, то голубой
Он на опушке встречался с тобой
Названье ему очень звонкое дали
Но только звенеть он сумеет едва ли
(Колокольчик)
4-й ученик:
Солнце жжет мою макушку
Хочет сделать погремушку
(Мак)
5-й ученик:
Эх, звоночки синий цвет
С язычком, а звону нет
(Колокольчик)
6-й ученик:
Цвет цветочек в сыру землю вошел
Синю шапочку нашел
(Лен)
7-й ученик:
Белые горошки
на зеленой ножке
(Ландыш)
8-й ученик:
Стоит в поле кудряшка
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое?
(Ромашка)
9-й ученик:
На тычинке городок
В нем семьсот воевод
(Мак)
10-й ученик:
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок Белые реснички
(Ромашка)
11-й ученик:
Шел я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке
Но совсем не горячи
Солнца этого лучи
(Ромашка)
12-й ученик: Бежала, бежала красная девица и обронила башмачок красивый, золотой с красновато-коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. Во многих странах мира – это растение так и называют дамской туфелькой, девичьим башмачком. Венериным он назван в честь древнеримской красивой богини любви Венеры.
Учитель: Все правильно вы сделали и рассказали, я лишь добавлю, что растения ландыш и венерин башмачок занесены в Красную книгу и охраняются так, как этих растений осталось на земле совсем немного. Ландыш пострадал из-за своих целебных свойств – он является лекарственным растением потому, что из него делают сердечные и успокоительные лекарства. А вот венерин башмачок пострадал из-за своей красоты, дамы любили украшать свои прически этим красивым цветком, другие же просто рвали его, ради красивого букета в неограниченных количествах. Луг, ребята, стал очень красивым, но почему-то он кажется неживым. Мне кажется, кого-то здесь не хватает.
Дети: Бабочек.
Учитель: Сейчас проверим, так ли это. Отгадайте загадку.
Расту я червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю
Себя обмотаю
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу,
Но снова весной
Я вдруг оживаю
Свой дом Покидаю.
(Бабочка)
Дети: Бабочка
Учитель: Правильно, дети. Но все равно бабочки почему-то не прилетают. Видно сильно их люди обидели. Давайте попробуем загадать загадки о бабочках.
13-й ученик:
С цветка легко вспорхнет она
Лишь только расцветет весна
Два крылышка – два лепестка
Сама – подобие цветка.
(Бабочка)
14-й ученик:
На большой цветной ковер
Села эскадрилья
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочка)
Учитель: Ну, вот только две бабочки и прилетели. Давайте выполним следующее задание, чтобы наши бабочки прилетели к нам на луг. Итак, рвем 4 лепесток.
Учитель читает задание: «Дети вы много работали и пора вам отдохнуть, сделайте физкультминутку, порадуйте старика».
Всем нам надо постараться
Физкультурой заниматься
Крылья выше подними
А потом их опусти
Крылья шире разведи
А потом сведи вперед
А потом поскорей
Хлопай крыльями веселей
А потом поскорей
Топай, топай веселей
Дети выполняют физкультминутку с движениями.
Учитель: Хорошо вы сделали, ребята. Видите, еще прилетели бабочки. Давайте оторвем 5 лепесток и выполним следующее задание, чтобы все бабочки вернулись.
Учитель открывает 5 лепесток и читает задание.
– Сложите бабочку из мозаики, то есть из кусочков бумаги.
Дети на парте выкладывают бабочку мозаику.
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо и красиво вы сложили из мозаики бабочек. Ответьте на вопрос, а почему все же вернулись на этот луг бабочки.
Ученик: Я думаю, бабочки вернулись из-за того, что появились цветы. Ведь бабочки питаются соком цветов – нектаром. А когда не было цветов, точнее, когда они исчезли, исчез корм для бабочек, вот они и улетели на другой луг.
Ученик: А я хочу добавить, что не только бабочкам нужны цветы, но и цветам нужны бабочки. Бабочки перелетают с цветка на цветок, опыляют их. Цветы становятся от этого красивее, лучше и они могут после опыления иметь семена, то есть цветы могут размножаться.
Учитель: Дети! Вы умники и умницы! Я вижу, что вы устали, а у нас есть еще 1 лепесток, то есть еще одно задание, поэтому я предлагаю перед следующим заданием сделать еще одну физкультминутку.
Физкультминутка
У оленя дом большой
Он глядит в свое окно
Заяц по лугу бежит
И в окошечко стучит
Стук, стук дверь открой
Там в лесу охотник злой
Заяц, заяц заходи
Лапу мне пожми.
Физкультминутка выполняется с движениями.
Учитель: А теперь давайте оторвем последний 6 лепесток и выполним последнее задание.
Учитель читает задание.
– Откройте свои бортовые журналы (тетради для рисования) и раскрасьте двух бабочек. Узор можете придумать свой или вспомнить известных бабочек, а почему бы вам, не смотреть на бабочек, которые лежат перед вами изображенные на открытках.
Дети раскрашивают. По окончании работы учитель показывает работы и хвалит детей.
Учитель: А теперь нам пора возвращаться обратно, все мы задания выполнили. Итак, едем.
Дети:
Паровоз кричит: «Ду, ду»
Я иду, иду, иду,
А колеса говорят:
«Так, так, так, так, так, так, так»
Учитель: Ну, вот и приехали. Ответьте мне на вопрос: Что нового сегодня вы узнали?
Дети: Природу надо беречь, любить и охранять.
Учитель: Молодцы! Дети, я вижу, что урок пошел вам на пользу и достиг цели. Урок я хочу закончить стихотворением Бориса Заходера.
Про всех на свете
Все-все,
Все на свете
На свете нужны!
И Мошки
Не меньше нужны
Чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы все-таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все, Все на свете,
На свете нужны
И это все дети
Запомнить должны!