Для современных детей и подростков просмотр телевизора – неотъемлемый и один из самых любимых способов проведения досуга. Природа этой любви понятна – телевизор для детей не просто развлечение – это один из основных способов получения информации и способ общения. Но только что же они там смотрят? И как? И когда?
Проблемы
В процессе общения, наблюдения и анкетирования учащихся были выявлены следующие проблемы:
- Потребность общения со сверстниками (аффилиация);
- Развитие познавательной активности, интеллектуальной потребности;
- Не достаточное знание английского языка, в связи с расширением сферы общения учащихся;
- Нравственное воспитание.
Направления для решения выделенных проблем
В этой ситуации телепередача “Teenagers’ World” о
родном крае, России, Европы на английском языке
оказывается фактически в бесконкурентной среде.
С одной стороны, это означает, что любое её
продвижение в рамках указанной тематики, должно
восприниматься как нечто однозначно позитивное.
С другой стороны, телепередача для детей
получает уникальную возможность “задать
планку” для последующих телепроектов в школе.
Условия, в которых создаётся телепередача
“Teenagers’ world” носят двойственных характер. С
одной стороны, Калининградская область, в
соответствии со своим географическим
положением, является объектом особого интереса
различных зарубежных стран. Английский язык
является международным средством общения.
Познание его столь интересным методом активно
вовлечет подростков в участие в школьную жизнь и
международную жизнь Калининградской области и
Европы. С другой стороны, телепередача
“приживается” на почве уже имеющихся проектов
по сближению Калининградской области и России
(поездки детей по городам Золотого кольца России,
столице Москве и городу Санкт-Петербургу).
Телепередача берёт на себя задачу трансляции детям и подросткам ценностей взаимовлияний культур, идей толерантности, идентичности, как смыслообразующих в жизни калининградцев и жителей области.
При этом
В центре передачи стоит личность ребёнка, его
замыслы, общение со сверстниками. И воспитание
личности в детях и подростках являться стержнем
передачи.
При ознакомлении с краеведческим материалом
целесообразно рассказывать не только о тех или
иных странах, городах, а также о людях, которые их
открыли, и о социально-экономических примерах
(достаточно одного компактного яркого примера).
Также краткие рассказы (это могут быть
анимационные сюжеты, драматизации детей) ни в
коем случае не должны строиться в жанре
адаптированных энциклопедических статей.
Выстраивать содержание передач надо с учётом
особенностей ведущих типов деятельности
подросткового возраста (игра, общение,
драматизация, учения, телемосты). При этом детей
нужно ввести в “творческую студию” этих
деятельностей.
Прямая задача телепередачи – создание в школе
детской передачи, не только в плане тематики, но и
участие детей и подростков в качестве ведущих и
репортёров.
Целесообразно, чтобы телепередача “Teenagers’ World”
восполнила дефицит ознакомления российских
детей с культурой, языками, искусством России,
стран Европы и собственного региона.
В целом при разработке новых тем передачи
следует учитывать особенность региона в первую и
главную очередь его геополитическое
положение – оторванность от остальной
территории России и фактическим положением
внутри ЕС. В основном это русскоязычный регион,
но во внешнем проявлении многонациональный и
многоликий. Это разнообразие и многоликость
должно находить своё отражение в телепередаче.
Так постоянное этническое разнообразие
участников передачи помогает подросткам быть
терпимыми к демонстрации “непохожести” других
людей, приближает к образцам политкорректности.
В передаче “Teenagers’ World” предлагаю чередовать
следующие странички “Новости”,
“Знакомство с Россией”, “Знакомство с
Европой”, “Знакомство с Калининградской
области”, “Интересный английский”.
“Новости” – могут быть как школьными, так и
международными, но обязательно подобранными
детьми и передаваемыми ими.
Знакомство с культурой, языком, традициями
народов Европы и России можно построить в виде
увлекательного путешествия героев передачи на
поезде, следующий по городам России и столицам
Европы, по воображаемому железнодорожному пути.
Знакомство происходит на каждой станции, где
делает остановку поезд, в форме радостных встреч
с детьми представителями той или иной
национальности.
Изучение английскому языку даётся в виде
драматизаций детей реальных ситуаций. Так при
воображаемой поездке на поезде в этой части
программы разыгрывается диалог покупки билета в
кассах и прохождение границы. Вежливые фразы,
устойчивые выражение и просто знакомство с
лексикой мест нахождения героев позволяет детям
нашего региона чувствовать себя более
уверенными в реальных жизненных ситуациях. Зная,
что наши дети путешествуют больше по Европе и,
учитывая, что универсальным средством
международной коммуникации стал английский
язык, телепередача дает шанс детям выучить язык и
стать более востребованными в будущем.
Результат
Преимущество телевидения для изучающих язык
заключается в том, что вы имеете возможность
видеть говорящего, его мимику, выражение лица и
жесты, что в большинстве случаев помогает понять
смысл сказанного.
В заключение позволю себе сказать, что в плане
более отдалённых перспектив – разработка
целостного развивающего проекта телепередача
“Teenagers’ World”. Такой подход позволит обеспечить
ощутимую поддержку развития творческих,
познавательных способностей детей
Калининградской области и восполнит дефицит
общения между сверстниками.
Презентация проекта в Приложении 1.
Cхема работы над телепроектом представлена в Приложении 2.