Программа спецкурса по экологическому образованию на основе изучения краеведческого материала "Малая Родина" для 3–4-х классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Обучение и воспитание детей, которые будут жить и заниматься профессиональной деятельностью в ХХI веке, невозможно без учета современных знаний в области экологии, взаимоотношений цивилизации с экосистемой планеты. В этих условиях особенно актуальна программа экологического образования, которая соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью. Она возбуждает их любознательность. Но, к сожалению, учащиеся поверхностно знакомы с богатством и особенностью окружающей природы, что затрудняет им глубже узнать этот мир, почувствовать его красоту, без чего невозможно развивать внутреннюю потребность, не нарушив природный баланс своим присутствием и убеждением, жизнедеятельностью.

Убеждение человека формируется с детства. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы. Поэтому программа ориентирована именно на этот возраст. Не менее важно значение программы в построении коррекционно-развивающего пространства.

Обращение к природе развивает у детей умственные особенности, логическое мышление, речь. А переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащихся средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали – от родного «гнезда», родного края к Отечеству.

Такую логику построение эколого-краеведческой работы подтверждают принципы педагогики: природосообразности, системности, доступности, мотивации учения.

В процессе эколого-краеведческой работы происходит духовное общение с природой, раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир.

Для детей-сирот особенно важно ведение работы по краеведению. Изучая природу родного края, ее быт, традиции, праздники, произведения УНТ в детях воспитывается любовь к родному Отечеству.

В процессе работы возможно использование разнообразных методов и приемов:

  • чтение стихов, рассказов русских писателей и поэтов; чтение легенд, мифов, библейских притч и их анализ;
  • чтение загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, сказок, былин;
  • рассматривание физической карты мира, энтомологических коллекций, репродукций картин Пензенских художников, знакомство с глобусом;
  • беседа, объяснение;
  • групповая работа;
  • исследования, опыты, мониторинги;
  • методы арттерапии;
  • малая психологическая игра;
  • метод проектов;
  • игровые упражнения;
  • викторины на знание народных примет;
  • прослушивание природных шумов, песен о Сурском крае, голосов птиц;
  • составление гербария, икебаны, Красной книги Лопуховского леса, фотоальбома «Дарю людям радость»;
  • написание сочинений – миниатюр, придумывание сказок, историй;
  • рисование, оригами, лепка, папье-маше;
  • разучивание лирических песен о Сурском крае.

Рекомендуется проводить по программе спецкурса интегрированные уроки, привлекая учителей музыки, физкультуры логопедов, а также экскурсии, путешествие по экологической тропе. Необходимо с первого урока начать составление Красной книги региона, куда заносятся экокомпоненты, подлежащие особой защите и охране.
Программа спецкурса может быть использована в системе непрерывного образования начальной школы интегрировано в курсе «Окружающий мир» в 3-4 классах.

Основная цель: формирование нового экологического мышления, основанного на понимании красоты родной природы, взаимосвязи человека и природы.

Задачи:

  • формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе родного края;
  • овладение новыми нормами и правилами поведения в окружающей среде;
  • формирование разумного отношения к экосистеме;
  • формирование новой системы духовных ценностей учащихся, базирующихся на эстетических компонентах программы;
  • увеличение познавательного интереса школьников;
  • формирование творческой деятельности учащихся.

Учебно-тематический план:

3 класс (34 часа)

Живая и неживая природа

Название темы

Количество часов

лекционные

практические

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Мы – жители Земли

Неживая природа. Воздух и его охрана в Пензенской области.

Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Пензенской области.

Неживая природа. Почва и ее охрана. Рельеф Пензенской области.

Живая природа. Растения, произрастающие в Пензенской области.

Живая природа. Животные, обитающие в Пензенской области

Создание проекта по спасению Земного шара.

Заключение.

3

2

2

4

4

5

2

2

2

3

2

1

2

Общее количество

20

14

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • что такое природа, живая и неживая;
  • взаимосвязи природы;
  • название частей растений;
  • особенности деревьев, кустарников, трав, лиственных и хвойных растений, произрастающих в Пензенской области;
  • классификацию животных, названия 3-4 видов каждого типа животных, обитающих в Пензенской области;
  • свойства воздуха, воды, почвы;
  • особенности охраны природы в Пензенской области.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные в данной местности растения;
  • охранять растения и животных, правильно вести себя в природе;
  • пользоваться оборудованием для проведения опытов и практических работ, предусмотренных программой;
  • определять уровень загрязнения воздуха и воды в микрорайоне школы;
  • принимать участие в озеленении и противоэрозийных мероприятиях ближайшего природного окружения.

4 класс (34 часа)

Природа и мы

Название темы

Количество часов

лекционные

практические

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Экологические профессии

Знакомство с «Красной книгой Пензенской области»

Путешествие по экологической тропе Лопуховского детского дома. Сбор экземпляров для экологической книги. Проведение исследований.

Составление «Красной книги Лопуховского леса»

Экология и Пензенский фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни родного края о природе)

Знаменитые художники-пейзажисты Н. Савицкий и Горюшкин-Сорокопудов – наши земляки

Экологическая сказка «Сказ про то, как Иванушка Лопуховское царство спасал» – творческий отчет.

Заключение

3

3

3

2

2

2

1

8

2

5

2

Общее количество

16

18

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • название экологических профессий;
  • значение и структуру Красной книги;
  • пословицы, поговорки, загадки, лирические песни, созданные жителями Пензенской области;
  • знаменитых художников – земляков.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

  • уметь проводить исследования и опыты, предусмотренные программой;
  • применять знания экологических правил;
  • уметь собирать материал о растениях и животных, требующих охраны;
  • исполнять несколько лирических песен о родном крае;
  • уметь анализировать репродукции картин Пензенских художников;
  • охранять растения и животных, правильно вести себя в природе.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимы:

  • физическая карта мира;
  • глобус;
  • Красная книга РФ, Красная книга Пензенской области;
  • сборники пословиц, поговорок, загадок;
  • сборники стихов и рассказов русских писателей и поэтов;
  • легенды и мифы древних народов;
  • репродукции картин художников;
  • аудиозаписи для прослушивания, магнитофон;
  • материалы для проведения опытов и наблюдений, предусмотренных программой, материалы для моделирования и рисования;
  • энтомологические коллекции;
  • гербарий;
  • образцы драгоценных камней;
  • лекарственные травы для приготовления фиточая;
  • костюмы для проведения творческого отчета.

Литература:

  1. Агесс П. Ключ к экологии. – Л.; 1982.
  2. Акимушкин И. Мир животных. – М.: Молодая гвардия, 1971.
  3. Берюкова Е.Л.., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. – М., 1972.
  4. Вент Ф. В мире растений. – М., 1972.
  5. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. – Начальная школа – 2003 - № 2 – с. 110.
  6. Кошмина И. Межпредметные связи в начальной школе. – М., 2001.
  7. Лаптев И.Д. Надежды зеленого дома. – М.: Дет. лит., 1980.
  8. Охранять природу – значит охранять Родину/ под редакцией Баканиной Ф. – Горький, 1983.
  9. Степанова Н.А. Работа по экологии и краеведению. – Начальная школа – 2003 - № 2 – с. 107.
  10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль, 1997.
  11. Экологическое воспитание младшие школьники. – Йошкар-Ола, 2002.
  12. Экологическое воспитание в семье. – Н. Новгород, 1991.

Приложение