Обучение и воспитание детей, которые будут жить и заниматься профессиональной деятельностью в ХХI веке, невозможно без учета современных знаний в области экологии, взаимоотношений цивилизации с экосистемой планеты. В этих условиях особенно актуальна программа экологического образования, которая соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью. Она возбуждает их любознательность. Но, к сожалению, учащиеся поверхностно знакомы с богатством и особенностью окружающей природы, что затрудняет им глубже узнать этот мир, почувствовать его красоту, без чего невозможно развивать внутреннюю потребность, не нарушив природный баланс своим присутствием и убеждением, жизнедеятельностью.
Убеждение человека формируется с детства. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы. Поэтому программа ориентирована именно на этот возраст. Не менее важно значение программы в построении коррекционно-развивающего пространства.
Обращение к природе развивает у детей умственные особенности, логическое мышление, речь. А переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащихся средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали – от родного «гнезда», родного края к Отечеству.
Такую логику построение эколого-краеведческой работы подтверждают принципы педагогики: природосообразности, системности, доступности, мотивации учения.
В процессе эколого-краеведческой работы происходит духовное общение с природой, раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир.
Для детей-сирот особенно важно ведение работы по краеведению. Изучая природу родного края, ее быт, традиции, праздники, произведения УНТ в детях воспитывается любовь к родному Отечеству.
В процессе работы возможно использование разнообразных методов и приемов:
- чтение стихов, рассказов русских писателей и поэтов; чтение легенд, мифов, библейских притч и их анализ;
- чтение загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, сказок, былин;
- рассматривание физической карты мира, энтомологических коллекций, репродукций картин Пензенских художников, знакомство с глобусом;
- беседа, объяснение;
- групповая работа;
- исследования, опыты, мониторинги;
- методы арттерапии;
- малая психологическая игра;
- метод проектов;
- игровые упражнения;
- викторины на знание народных примет;
- прослушивание природных шумов, песен о Сурском крае, голосов птиц;
- составление гербария, икебаны, Красной книги Лопуховского леса, фотоальбома «Дарю людям радость»;
- написание сочинений – миниатюр, придумывание сказок, историй;
- рисование, оригами, лепка, папье-маше;
- разучивание лирических песен о Сурском крае.
Рекомендуется проводить по программе
спецкурса интегрированные уроки, привлекая
учителей музыки, физкультуры логопедов, а также
экскурсии, путешествие по экологической тропе.
Необходимо с первого урока начать составление
Красной книги региона, куда заносятся
экокомпоненты, подлежащие особой защите и
охране.
Программа спецкурса может быть использована в
системе непрерывного образования начальной
школы интегрировано в курсе «Окружающий мир» в 3-4
классах.
Основная цель: формирование нового экологического мышления, основанного на понимании красоты родной природы, взаимосвязи человека и природы.
Задачи:
- формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе родного края;
- овладение новыми нормами и правилами поведения в окружающей среде;
- формирование разумного отношения к экосистеме;
- формирование новой системы духовных ценностей учащихся, базирующихся на эстетических компонентах программы;
- увеличение познавательного интереса школьников;
- формирование творческой деятельности учащихся.
Учебно-тематический план:
3 класс (34 часа)
Живая и неживая природа
№ |
Название темы |
Количество часов |
|
лекционные |
практические |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Мы – жители Земли Неживая природа. Воздух и его охрана в Пензенской области. Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Пензенской области. Неживая природа. Почва и ее охрана. Рельеф Пензенской области. Живая природа. Растения, произрастающие в Пензенской области. Живая природа. Животные, обитающие в Пензенской области Создание проекта по спасению Земного шара. Заключение. |
3 2 2 4 4 5 – – |
2 2 2 – 3 2 1 2 |
Общее количество |
20 |
14 |
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- что такое природа, живая и неживая;
- взаимосвязи природы;
- название частей растений;
- особенности деревьев, кустарников, трав, лиственных и хвойных растений, произрастающих в Пензенской области;
- классификацию животных, названия 3-4 видов каждого типа животных, обитающих в Пензенской области;
- свойства воздуха, воды, почвы;
- особенности охраны природы в Пензенской области.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
- различать наиболее распространенные в данной местности растения;
- охранять растения и животных, правильно вести себя в природе;
- пользоваться оборудованием для проведения опытов и практических работ, предусмотренных программой;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды в микрорайоне школы;
- принимать участие в озеленении и противоэрозийных мероприятиях ближайшего природного окружения.
4 класс (34 часа)
Природа и мы
№ |
Название темы |
Количество часов |
|
лекционные |
практические |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Экологические профессии Знакомство с «Красной книгой Пензенской области» Путешествие по экологической тропе Лопуховского детского дома. Сбор экземпляров для экологической книги. Проведение исследований. Составление «Красной книги Лопуховского леса» Экология и Пензенский фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни родного края о природе) Знаменитые художники-пейзажисты Н. Савицкий и Горюшкин-Сорокопудов – наши земляки Экологическая сказка «Сказ про то, как Иванушка Лопуховское царство спасал» – творческий отчет. Заключение |
3 3 – 3 2 2 2 |
1 – 8 2 5 2 |
Общее количество | 16 |
18 |
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- название экологических профессий;
- значение и структуру Красной книги;
- пословицы, поговорки, загадки, лирические песни, созданные жителями Пензенской области;
- знаменитых художников – земляков.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- уметь проводить исследования и опыты, предусмотренные программой;
- применять знания экологических правил;
- уметь собирать материал о растениях и животных, требующих охраны;
- исполнять несколько лирических песен о родном крае;
- уметь анализировать репродукции картин Пензенских художников;
- охранять растения и животных, правильно вести себя в природе.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы:
- физическая карта мира;
- глобус;
- Красная книга РФ, Красная книга Пензенской области;
- сборники пословиц, поговорок, загадок;
- сборники стихов и рассказов русских писателей и поэтов;
- легенды и мифы древних народов;
- репродукции картин художников;
- аудиозаписи для прослушивания, магнитофон;
- материалы для проведения опытов и наблюдений, предусмотренных программой, материалы для моделирования и рисования;
- энтомологические коллекции;
- гербарий;
- образцы драгоценных камней;
- лекарственные травы для приготовления фиточая;
- костюмы для проведения творческого отчета.
Литература:
- Агесс П. Ключ к экологии. – Л.; 1982.
- Акимушкин И. Мир животных. – М.: Молодая гвардия, 1971.
- Берюкова Е.Л.., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. – М., 1972.
- Вент Ф. В мире растений. – М., 1972.
- Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. – Начальная школа – 2003 - № 2 – с. 110.
- Кошмина И. Межпредметные связи в начальной школе. – М., 2001.
- Лаптев И.Д. Надежды зеленого дома. – М.: Дет. лит., 1980.
- Охранять природу – значит охранять Родину/ под редакцией Баканиной Ф. – Горький, 1983.
- Степанова Н.А. Работа по экологии и краеведению. – Начальная школа – 2003 - № 2 – с. 107.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль, 1997.
- Экологическое воспитание младшие школьники. – Йошкар-Ола, 2002.
- Экологическое воспитание в семье. – Н. Новгород, 1991.