Цели урока:
- Образовательные:
- привести в систему знания об основных видах сил;
- экспериментально установить особенности сил;
- формировать умение правильного анализа задач и применение алгоритма решения.
- Развивающие:
- развивать умение наблюдать;
- выдвигать гипотезы для объяснения;
- строить теоретические модели;
- планировать и осуществлять физические опыты;
- анализировать и обобщать результаты эксперимента.
- Воспитательная:
- создать условия формирования гибкости и многовариантности мышления, способности воспринять другой взгляд на проблему, толерантности и коммуникативных способностей.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы обучения:
- Проектный.
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
- Индивидуальная работа с книгой, справочной литературой.
Формы организации деятельности учащихся:
- Индивидуальная работа (работа с приборами, таблицами, схемами, учебником).
- Групповая работа (защита проекта).
- Коллективная работа (обобщение материала, составление алгоритма, формулировка выводов).
Оборудование: динамометры, грузы массой 100 г с двумя крючками, нить длиной 200 мм с петлями на конце, нить с шариком, линейка, весы, разновесы, секундомер, линейка из пластика, наждачная бумага, штатив с нитью длиной 2 м, бусинка, таблица «Возможные ситуации в динамике», бланки листов «Самоконтроль», компьютер, проектор.
Этапы урока:
- Организация урока – 1 мин.
- Мотивация и целепологание – 3 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
- Организационная деятельность – 23 мин.
- Рефлексивно- оценочный этап– 10 мин.
ХОД УРОКА
Этапы урока, их задачи |
Деятельность учителя |
Средства учителя |
Деятельность ученика |
Методические комментарии |
I. Организационный Цель: Создание рабочей творческой обстановки проверка готовности класса к учебно-познавательной деятельности. |
Приветствует учащихся, визуально определяет отсутствующих. Проверяет готовность класса к групповой работе, устанавливая расположения учащихся в кабинете и количество детей в группах, наличие необходимого оборудования, при необходимости корректирует ситуацию при помощи лаборантов | Беседа: | Приветствуют учителя, называют отсутствующих, проверяют наличие необходимого оборудования, тетрадей, письменных и чертежных принадлежностей, мобилизуют себя, организовываются внутренне, сосредотачиваются. | Учитель обеспечивает внешнюю обстановку на уроке и положительный эмоциональный, комфортный настрой, - что в дальнейшем обеспечивает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания. |
II. Мотивационный Задача: Определить тему урока, цель. Цели: |
Активизирует мыслительную
деятельность учащихся вопросами: 1. Всегда ли понятие «сила» имеет физический смысл? Назовите их. 2. Что такое сила с точки зрения физики? 3. Перечислите, какие виды сил вы изучили? 4. Вспомните наиболее трудные слова из темы «Сила» 5. Мы пришли к выводу, что слово «сила» имеет много смыслов, существуют силы разных видов. 6. Какая задача стоит перед вами? |
С помощью компьютера демонстрирует слова с пропущенными буквами: «Экс…римент» |
Учащиеся называют тему урока
«Сила», называют научное понимание слова «сила»,
выражение «От силы страсти до силы пара»,
пословицы «Без умения и сила ни причем» …,
вставляют пропущенные буквы, используя
компьютер.
Учащиеся приходят к выводу о необходимости знаний в силах и их систематизации. |
Каждый ученик включается в познание, определяет цель своей работе на уроке, осмысливая ее. Дети создают внутреннюю мотивацию в процессе учения, каждый индивидуально. |
III. Домашнее задание | Учитель предлагает придумать три задачи на тему «Движение тел под действием нескольких сил», используя таблицу привести решение этих задач в рабочей тетради. | Учитель демонстрирует таблицу 1 с помощью компьютера, распечатывает ее, раздает таблицы учащимся. | Знакомятся с таблицей 1, задают вопросы по домашнему заданию, предлагают тексты задач, используя табличный процессор, делают чертежи к задачам, записывают домашнее задание в дневник. | Учитель создает проблемную ситуацию, чтобы придумать и решить задачи, необходимы алгоритмы решения. |
IV.
Операционно-организационный Задача: создать условия для включения в активную работу каждого ученика, создать условия психологического комфорта и ситуацию успеха. Каждому ученику обеспечить условия для саморазвития и самосовершенствования, стимулировать активную самостоятельную деятельность через индивидуальные и групповые формы работы, применение ИКТ. |
1. Предлагает каждому ученику
роль оппонента (задает вопросы), либо эксперта
(анализирует ответ, уточняет), рассмотреть лист
«Самоконтроль» 2. Предлагает ученикам составить модель таблицы и предложить на обсуждение 3. Предлагает подготовиться к анализу выполненной на предыдущем уроке экспериментальной работе. 4. Предлагает учащимся выступить с анализом полученных результатов, занести систематизированный материал и модель эксперимента в таблицу. 5. Активизирует мыслительную деятельность. а) каким образом ваша цель работы была связана с
проблемами, над которыми мы работали при
изучении темы; 6. Предлагает экспертам, сформулировать общие выводы на основании выступлений учащихся. 7. Предлагает учащимся рассмотреть п.8 таблицы №1 (см. Приложение 1), решить задачу для одного из вариантов. 8. Напоминает о самоконтроле и самооценке, фиксирует склонность к эксперименту, умение самому себе задавать вопросы и отвечать на них. При каком движении лифта вес тела , находящегося в нем : равен силе тяжести; больше силы тяжести; меньше силы тяжести; равен нулю? |
Оценочный лист, либо лист
«Самоконтроль» (см. Приложение 2) Лаборант выставляет на столы ученикам лабораторное оборудование. На экране вычерчивают модель таблицы. Контроль за работой учащихся в группах и индивидуальной . Организует и стимулирует работу оппонентов и экспертов наблюдает за тем: 1. Самостоятельно ли ученик проводит полный анализ ситуации и ее модели. 2. Насколько самостоятельно осуществляет поиск действий на основе проведенных шагов, изменяет ли гипотезу поиска способа решения на основе полного анализа. 3. Самостоятельно обнаруживает ошибки. Какова степень творчества при решении учебной задачи. Завершенная таблица основных сил, изучаемых в
ньютоновской механике (см. Приложение 4) Учитель демонстрирует варианты предложенных таблиц на экране с помощью компьютера. |
Учащиеся осмысливают лист,
«Самоконтроль» предлагают дополнить названиями
колонок, уточняют в каком виде необходимо дать
ответ. С помощью компьютера, самостоятельно
строят модель таблицы: число колонок, строчек, их
название; учатся анализировать, сопоставлять,
обобщать планировать работу, записывать
теоретическое осмысление полученных
результатов, проведенных экспериментальных
работ. Результаты экспериментальных работ, выполненных, на предыдущем уроке проговаривают, сопоставляют, проявляя коммуникативные способности. После обсуждения ученики предлагают разные варианты таблиц и их название Демонстрируют эксперимент, дают анализ результатов эксперимента, делают обобщенные выводы, записывают в соответствующие графы, выступают в роли «Оппонента» или «Эксперта», Свои выступления строят по плану: 1. Цель работы. Формируют умение использовать приборы и
предметы домашнего быта при проведении
исследований, выступает публично, сравнивать,
устанавливать причинно-следственные связи в
ходе исследований умения демонстрировать
полученную модель, выстраивать содержательные
единые линии, защищать свой проект, развивать
воображение через создание схематических
изображений, просчитывать пути получения
результата. Последовательно по ходу выступления
учеников, анализируют, сопоставляют свои знания
с выводами выступающих, дополняют их, замечания
дополнения записывают в лист «Самоконтроль» 1. Природа сил а) гравитационная (вес тела, сила тяжести); 2. Действие силы зависит а) от направления; 3. Сила тяжести зависит, от широты местности, плотности пород в данном месте, от высоты тела над поверхностью Земли. 4. Вес тела зависит от направления и значения ускорения тела. 5. Если тело находится в покое относительно
опоры, либо движется равномерно и прямолинейно,
то 6. Сила трения зависит от силы прижимающей тело к поверхности, рода соприкасающихся поверхностей и не зависит от их площади. 7. Закон Гука выполняется при x значительно меньших хо: х = (х – хо) Обсуждают варианты решения задач, приходят к выводу о необходимости составить алгоритм решения задач, т.е. занимаются организационной деятельностью (планируют построение схемы действий), креативной (расчленяют целое на части), устанавливают причинно-следственные связи, занимаются поисковой творческой деятельностью, формируют умение целостного видения решения задачи и как результат – создание собственного образовательного продукта. |
На предыдущем уроке учащиеся
проводили индивидуальные и групповые
экспериментальные работы по теме (см. Приложение
3) 1. Изменение веса тела движущегося с ускорением. 2. Зависимость величины силы упругости от деформации. 3. Исследование зависимости силы трения от рода соприкасающихся поверхностей. 4. Исследование зависимости силы трения от веса тела. 5. Исследование зависимости силы трения от площади соприкасающихся тел поверхностей. 6. Исследование характера движения тела от точки приложения силы. 7. Творческие задания: определение коэффициента трения скольжения с помощью предметов домашнего обихода (см. Приложение 5) Чем больше «шагов» может предусмотреть ребенок
и чем тщательнее может сопоставить их разные
варианты; тем успешнее он будет
контролировать фактическое решение задачи
В.В. Давыдов
Учащимся, хорошо владеющим материалом, можно предложить заранее продумать варианты систематизации данной темы и представить свои выводы в виде таблицы для последующего обсуждения в классе на уроке обобщения знаний.
Создается проблемная ситуация о необходимости
наличия алгоритма решения. |
Рефлексивно-оценочный Цель: Подведение итогов работы в группах, индивидуальной работы учащихся. |
Учитель способствует закреплению и переложение теоретических знаний на практику. Задает вопросы, дает дополнительные сведения по выполнению домашней работы. | Таблица (см. Приложение 1), беседа. По желанию ученика учитель может записать на его диск особенно важный для каждого ученика материал. | Обсуждают варианты решения
задач, определяют результативность своей
деятельности, ориентируясь на записи в листе
«Самоконтроль» оценивают свое участие в работе,
осмысливают, полученные знания, ставят оценки в
лист «Самоконтроль»: – многое понял, многому научился; |
Данный этап дает возможность
подвести итог деятельности творческого
компонента каждого ученика.
Ученик выражает свои ощущения от своей учебной деятельности на уроке, одним из знаков. |